Коммуникативная функция общения в искусстве



Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопереживании художественной идее. Он как бы переносит полюбившийся образ или персонаж, идею из иллюзорного мира искусства в мир реальной жизни. С возникновением средств массовой информации значительно усложняется связь между художником и публикой. С одной стороны, художник нередко обращается к аудитории, которую он не знает. В то же время зритель получает возможность выбора из огромного потока разнообразных произведений искусства именно тех, которые в наибольшей степени удовлетворяют его эстетическому чувству. Появление массового читателя, слушателя, зрителя непосредственно ставит перед эстетиками задачу исследования коммуникативного характера различных видов искусства и специфику массового восприятия.

3.Интерактивная функция общения в искусстве.В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер:художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его технология; художественное произведение – специфический продукт эстетической деятельности;эстетическое восприятие и сформированное на его основе эстетическое отношение – завершение цикла и в то же время исходный момент для возобновления эстетической деятельности.

Эти формы взаимообусловлены – лишь в процессе их совместного функционирования реализуется художественная коммуникация, частью которой является искусство.Коммуникативная модель функционирования искусства в обществе предполагает активное восприятие художественного произведения со стороны как художника, так и слушателя. Наряду с воздействием искусства на потребителей имеет место и обратный процесс – воздействие публики на создателей произведений искусства. Целый ряд видов эстетической деятельности требует непосредственного контакта с публикой.

 

Перцептивная функция общения в искусстве

Выявлялась эволюция типов читателей художественной литературы (работы Н. А. Рубакина).На первых этапах возникновения киноискусства зрительская аудитория формировалась стихийно, моделировалась режиссером еще в процессе создания фильма. Действительно, фильм способен создать своего зрителя, как и всякое произведение искусства.С.Эйзенштейн специально интересовался результатами анализа зрительской аудитории. В то же время он воспитывал аудиторию, приучал зрителя к восприятию специфики киноискусства, формировал новые стереотипы восприятия.Всякое произведение искусства выявляет свое конкретное художественное содержание в определенном историко-культурном контексте, представленном не только в самом произведении, но и в сознании «потребителей» искусства. Процесс коммуникации средствами искусства представляет собой систему подвижных коммуникативных циклов, в пределах которых художественная информация передается с помощью различных языков.

 

 

36,37.Коллектив,Руководитель

Коллектив – это группа, сплоченная на основе общечеловеческих ценностей и обеспечивающая эмоциональное благополучие своим членам(Я.Л.Коломинский). Это своеобразное качество группы, связанное с общей деятельностью, представляющее собой продукт развития групп.

Коллективом можно назвать малую группу, если она отвечает следующим требованиям: успешно справляется с возложенными на нее задачами.,Имеет высокую мораль, хорошие человеческие отношения.,Создает для каждого своего члена возможность развития себя как личности.,Дает людям больше, чем могут дать эти же члены коллектива, работающие в отдельности.

В коллективе должны быть коллективистские отношения которые определяются через: Нравственность, Ответственность, Открытость, Коллективизм,  Контактность, Организованность, Информированность, Эффективность.

Группа проходит через период временного спада. В самом начале развития наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом, которые затем сменяются более или менее заметным спадом. Вслед за ним, если группе удается сохранить себя как общность и приобретенные ранее коллективистские качества, снова наблюдается подъем, который, однако, не достигает той высоты, на которой с точки зрения общей психологической настроенности коллектив находился в начале.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии ее зрелости:

1. притирка

2. «конфликтная»

3. стадия экспериментирования

4. опыт успешного решения проблем

5. формирования прочных связей

Меры формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива:

Ø комплектование коллектива с учетом психологической совместимости людей;

Ø оптимальное ограничение количества лиц, подчиненных одному руководителю (5–7 человек);

Ø отсутствие лишних работников и вакансий;

Ø служебный этикет;

Ø применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Эффективная работа творческого коллектива.В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль.Первая роль – формальная. Но вторая роль, «роль в группе», гораздо менее очевидна, однако она существенно важна для успешной деятельности коллектива. Экспериментов выделено всего восемь деловых ролей, которые могут играть члены коллектива; других ролей в группе просто не существует.

Должен быть обеспечен баланс восьми ролей, без доминирования какой-либо одной, представленной большим числом членов группы. Особое внимание следует уделить подбору людей на роли «лидера» и «генератора идей». «Лидер» должен быть властным, авторитетным и вдохновляющим, вызывающим доверие, выискивающим таланты и способности у членов группы и знающим, как их употребить на пользу дела. Для того чтобы группа действовала успешно, в ней должен быть один сильный «генератор идей». Если в группе много «генераторов», она погрязнет в бесплодных дебатах и дискуссиях.

Условное название роли Характерные черты личности Положительные качества Приемлемые недостатки
Лидер Способен, уверен в себе, с развитым самоопределением Способность относится ко всем предложениям соответственно их объективной ценности без предвзятого мнения. Сильно развитое стремление к достижению цели Не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности
Реализатор Динамичен, очень неспокоен, склонен опережать других, общителен Напористость, готовность бороться с инертностью, благодушием и самообманом Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпение
Генератор идей Индивидуалистичен, с серьезным складом ума Развиты интеллект и воображение, обширные знания, одаренность Склонность витать в облаках, невнимание к практическим делам и протоколу
Объективный критик Трезвость, осторожность, малая эмоциональность Осмотрительность, рассудительность, здравый ум, практичность, настойчивость Неспособность увлечься самому и увлечь других
Организатор или начальник штаба Консерватор с развитым чувством долга и предсказуемым поведением Организационные способности и практический здравый ум, работоспособность, дисциплинированность Недостаточно гибок, невосприимчив по отношению к недосказанным идеям
Снабженец Склонность к энтузиазму, любознательность и коммуникабельность Легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом, легко разрешает возникающие трудности Склонен быстро терять интерес к делу после того, как остынет первоначальная увлеченность
Душа группы Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми С готовностью отвечает на нужды людей и требования ситуации, создает атмосферу дружной работы Нерешительность в критические моменты
Отделочник или контролер Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего опасаться Способность доводить дело до конца, педантичность, взыскательность Тревожность по пустякам, может ограничивать свободу действий коллег

Важно знать потенциальные возможности каждого члена коллектива в реализации изложенных социальных ролей.

На эффективность работы группы влияют следующие социальные факторы:

1. Руководство. Определяет качество работы коллектива.

2. Квалификация сотрудников. Коллектив должен состоять из таких членов, которые могут плодотворно работать вместе.

3. Микроклимат. Сплоченность заразительна.

4. Постановка целей. Четкость поставленных целей позволяет каждому вносить свой вклад в общее дело.

5. Результаты работы. Они должны удовлетворять работников и материально и морально.

6. Методы подготовки и принятия решений.

7. Свобода суждений, открытость, гласность. Члены коллектива не должны бояться столкновения взглядов и конфликтов, мести и насмешек.

8.  Уровень индивидуальных способностей членов группы. Наибольшими возможностями обладает коллектив с высоким уровнем индивидуальных способностей его членов.

9. Творческие способности коллектива. Коллективное творчество предусматривает: определение задачи, зарождение идей, отбор и развитие наиболее ценных идей, их проверка, внедрение новшества. Для хорошего коллектива характерно постоянное пребывание в состоянии поиска новых знаний, идей, перспективных методов работы. Поиск становится в таком коллективе внутренней потребностью людей, стимулируя развитие индивидуальных творческих способностей каждого работника.

10. Отношения с другими коллективами.

 

 

38 Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество.

Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически заявляет, что групповое мышление превосходит индивидуальное.

Но! Преимущество группы возможно при соответствующей организации ее деятельности и превращении ее в творческий коллектив.

Почти все авторы считают, что такие группы должны быть небольшими. Осборн считает, что в идеальную творческую группу должно входить от 5 до 10 членов; Азнар – 5-6; Бейз – от 7 до 12.

Первое значение термина «художественное сотворчество» — это коллективная творческая работа по созданию художественного произведения или ансамбля (комплекса произведений). Второе значение мы рассматривали в теме «Восприятие», как сотворчество зрителя/слушателя.

Типы коллективного художественного сотворчества(Н.Я.Яковлева):

Создание «коллективной творческой работы», когда происходит активное взаимодействие участников. Этот вид учебной деятельности обладает высоким развивающим и воспитательным потенциалом как прием обучения искусству, сплочения коллектива, ненасильственной коррекций становления личности.

 

Индивидуальное художественное сотворчество на основе художественного образа – первоисточника. Связан со спецификой зрелищных искусств, в которых художественный образ не может быть воплощен автором без участия исполнителей, так что в каждом конкретном случае предполагается наличие элементов интерпретации. Спектакль, кино- или телефильм, – это плод совместной деятельности не только авторов текста и музыки, но и режиссера, художника-оформителя, артистов, осветителей и прочих работников сцены, участвующих в его создании. К этому же типу сотворческой деятельности относится музыкальное исполнительство – коллективное, в котором ведущую роль играет дирижер, и индивидуальное, ибо, сотворческая деятельность может быть не только коллективной. Индивидуальная исполнительская деятельность в музыке, будучи по своему типу сотворческой, заключает в себе огромный творческий потенциал. В любом случае произведение композитора так или иначе интерпретируется в соответствии с особенностями личности исполнителя, его темпераментом, талантом, уровнем профессионализма и особенностями школы.

 

Особый тип индивидуальной сотворческой работы представляет собой каноническое искусство. Как известно, рамки канона в определенной мере ограничивали произвольное развитие художественно-образных систем, с одной стороны, и были «путеводной звездой» для художников – с другой.

 

Наименьший элемент художественной сотворческой деятельности – в копировании, которое существует как способ тиражирования художественных ценностей (и в этом случае цена копии тем выше, чем точнее она повторяет оригинал) и как метод обучения мастерству.

Как близкий копированию тип художественного сотворчества может быть рассмотрена реставрация Не только данные технологических исследований, рациональное знание, но и творческая интуиция – неотъемлемые составляющие элементы работы реставратора, самоотречение и преданность которого не знают себе равных в области искусства.

Высок уровень сотворчества в реконструктивной деятельности. При научной реконструкцией авторы трепетно и точно воспроизводят оригинал, соблюдая все тонкости изначального творческого процесса.

Продуктивный как в искусстве, так и в педагогике тип художественного сотворчества представляет собой репликация. Это авторская интерпретация оригинала с возможным изменением деталей и в этом смысле близка вариации, реминисценции.

Перевод с языка одного искусства на язык другого во всем многообразии вариантов такой деятельности. Это создание графических копий с живописных произведений; экранизация произведений литературных; телевизионные версии театральных постановок; видеорепродуцирование. Совершенно особый тип деятельности представляет собой вербальное моделирование – создание словесного аналога аудиально или визуально воспринимаемого оригинала. Порой истинно художественное описание схватывает и передает такие качества оригинала, которые недоступны и самому тонкому анализу.

 

39,40 Понятие арт-терапии; ее формы и виды. Арт-терапия - направление в психотерапии, использующее художественное творчество, "лечение искусством".
Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для различных сфер деятельности. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия призвана работать соследующими проблемами:
- избавление от стресса,- преодоление тяжелых переживаний,- развитие творческих способностей,- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,- расстройства психики,- негативные эмоциональные состояния,
- разностороннее развитие личности и др.

История арт-терапии

Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов. Символы получали магические значения и использовались в ритуальных действиях. В древнихшаманских традициях танцы и пение помогали шаману войти в измененное состояние сознания и привлечь целительную силу духов. Амулеты с изображением символов защищали их обладателей от негативного воздействия извне. В Тибете традиционно используются мандалы для медитативных практик. Так или иначе художественные образы имели место во всех древних культурах и служили в целительных, магических или духовных целях.

Художественное творчество начало целенаправленно привлекаться для анализа состояния человека на рубеже 19-20 веков. В конце 19-го века французские психиатры пытались толковать рисунки душевнобольных и проводить взаимосвязь с внутренним состоянием пациентов. Этому примеру последовали другие психиатры. Затем Зигмунд Фрейд заметил, что многим пациентам легче передать свои ощущения не вербально, а посредством рисунков. Эту идею развил Карл Густав Юнг. Постепенно специалисты приходили к выводу, что художественный образ может служить ключом к пониманию внутреннего мира пациента.

В 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположники арт-терапии - американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М.Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.

В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России. Методы арт-терапии становятся частью современных оздоровительных систем, авторских методик по личностному и духовному развитию.

Виды арт-терапии

Арт-терапия имеет большое разнообразие методов. По сути, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии доступно всем желающим.
- рисование,- цветотерапия,- сказкотерапия,- музыкотерапия,- песочная терапия,
- маскотерапия,- мандалотерапия,- библиотерапия,- кинотерапия,- игротерапия,
- танцевальная терапия,- фототерапия,- куклотерапия,- оригами- лепка из глины и др. Но современная терапия позволяет включать все новые и новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны также оригами, драматерапия, сказкотерапия, видео и аудиотерапии , библиотерапия, маскотерапия, этнотерапия и многое другое. Количество методик арт-терапии постоянно растет.

Арт терапия: методАрт-терапия не концентрируется на конечном продукте – произведении пациента. Наиболее важным является сам процесс самовыражения. Поэтому профессионализм автора в данной области и его таланты не имеют особого значения. Искусство выступает инструментом межличностной коммуникации. Создавая какое-либо произведение, человек абстрагируется от пережитого и способен трезво и спокойно оценить и переосмыслить его.

Арт-теарпия должна проводиться под наблюдением специалиста. Арт-терапевт должен иметь медицинское, психологическое или психотерапевтическое образование. Правда, при отсутствии каких-либо серьезных нарушений и заболеваний, заниматься можно и самостоятельно.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!