N Кюби: способность находить новые связи



N Роджерс: возникновение новых отношений

N Меррей: появление новых сочинений

N Ласкуэль: предрасположение совершать и узнавать новшества

N Жерар: деятельность ума, приводящую к новым прозрениям

N Тейлор: трансформация опыта в новую организацию

Подходы к пониманию творчества:

Ø Творчество определяется через продукт. Сторонник - К. Тейлор

Ø Сущность творчества раскрывается через процесс.

Р. Арнхейм: «О творчестве нельзя судить по тому объекту, которое оно воспроизводит…Творчество – это полное развертывание знаний, действий и желаний»

Ø Акцент в творчестве необходимо делать на качествах творческой личности.

Дж. Гилфорд: «Творческий потенциал может быть определен как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению»

Итак, мы имеем фактически три подхода к пониманию творчества: как к продукту, как к процессу и как к личности, ее особенностям.

В широком смысле творчество определяется как создание человеком активно преобразованной действительности.

В узком смысле, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей. (Г.Гиргинов)

Признаки творчества:

N Наличие противоречия: проблемной ситуации или творческой задачи

N Социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности

N  Наличие объективных предпосылок, условий для творчества (социальных, материальных)

N Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности)

N Новизна и оригинальность процесса или результата

 

Отличия творчества от предметной деятельности

v Предметная деятельность относится к адаптивным формам поведения, а творческий процесс относится к преобразованию как форме внешней активности;

v Основной признак деятельности – соответствие результата деятельности ее цели, а творческий акт характеризуется рассогласованием цели и результата;

V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.  

Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижении цели, проходя мимо новизны.

Признаки творческого акта:

1) бессознательность;2) спонтанность, внезапность;3) неконтролируемость волей и разумом;4) измененное состояние сознания;5) возбуждение

 

Творчество как процесс успешен в том случае, когда у личности имеет место так называемое «озарение» или «ага-решение», или второе вдохновение, или же инсайт.

Инсайт (от лат. Insight – постижение, озарение) – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Инсайт возможен при свернутости логических операций, при активной игре ассоциаций. Это создает иллюзию легкости, неожиданности и непосредственной уверенности в правильности найденного решения. Как правило, инсайту предшествует длительный, упорный труд, связанный с поиском различных вариантов решения.

Фазы творческого процесса: (Г.Уоллес, Р.Вудворс, Я.А.Пономарев)

Фаза постановки проблемы-активно сознание

Фаза созревания или инкубации- активно подсознание

Гипотезы: 1) позволяет человеку оправиться от усталости; 2) позволяет забыть несоответствующие подходы к задаче, старые и безуспешные способы решения; 3) продолжаем работать над задачей бессознательно.

Фаза озарение (или инсайта) решение неожиданно и целиком появляется в сознании

Фаза контроля прямая включенность сознания

 

6 вопрос Структурно-уровневая модель механизма творчества.Критерий творческого процесса – уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складывается на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен на основе логического вывода.

(Я.А. Пономарев)

Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуитивного мышления, за ним сфера строго интуитивного мышления животных. Сверху – логического мышления. За ним простирается сфера строго логического мышления, например, современных электронно-вычислительных машин

При решении стандартной задачи развитый интеллект реализует готовые логические программы, где его высший структурный уровень однозначно подчиняет себе функционирование всех нижестоящих. Однако при творческой задаче картина резко меняется: провал избранной логической программы отбрасывает решающего на нижние структурные уровни организации интеллекта и дальнейший ход решения оказывается постепенным подъемом по данным уровням, как бы повторяющим этапы развития.

Дискурсивное мышление есть единство интуитивного и логического.

В случае, когда для решения задачи в опыте человека имеются готовые логические программы, решение ее протекает преимущественно на 5 уровне и не сопровождается сдвигами в эмоциональной сфере. Аналогичное наблюдается и на начальных стадиях решения творческих задач, когда человек прилагает к ним готовые логические программы, создавая тем самым неверный замысел. Субъективная логика не подтверждается практикой, что превращает задачу в творческую. Решение ее возможно лишь с помощью интуиции. Организация деятельности человека смещается на нижние структурные уровни. Здесь важно, какая при этом возникает установка: отвечающая объективной шкале ценностей или нет. Процесс интуитивного поиска не осознается. Осознаются лишь его продукты. Поэтому интуитивное решение и выступает как неожиданное, как «озарение», «инсайт» и т.п. Чтобы передать интуитивно найденное решение другому человеку, это решение необходимо вербализовать, формализовать – оформить логически. Отсюда эффект опережения логического решения интуитивным.

 

7 вопрос Роль интуиции в творчестве. Опыт познавательной деятельности свидетельствует о том, что обычная логика оказывается недостаточной для решения творческих проблем. В их решении важное место принадлежит интуиции, сообщающей творческому процессу новый импульс и направление движения, позволяющей делать скачок в познании нового. Благодаря таким скачкам осуществлялись многие великие открытия и технические изобретения.
.Интуитивное предчувствие, несомненно, существует, оно возникает в какой-то момент как постижение истины без её логических объяснений. Вспыхнуло искоркой и всё – сигнал принят. Психологи сошлются на то, что человеческая психика похожа на огромный айсберг, у которого лишь вершина – наше сознание, а всё что под водой – бессознательное. Так вот, интуиция покоится там, «под водой». Она срабатывает тогда, когда отказывает всякая логика, когда складывающаяся ситуация не поддаётся анализу.

Можно привести немало примеров проявления интуиции. Любопытен случай, происшедший с изобретателем в области электро- и радиотехники Николой Теслой. Однажды он прогуливался с приятелем, разговаривал с ним и даже читал стихи. И вдруг чрезвычайно важная мысль, подобно вспышке молнии, озарила его: идея электромотора на переменном токе пришла к нему как откровение. Он стоял, погружённый в транс, пытаясь объяснить другу своё видение. Образ, возникший в голове Теслы, был достаточно отчётливым. Принцип вращающегося магнитного поля стал для него совершенно ясным. Так началась революция в мировой электротехнике. Подобные случаи происходили и с другими известными людьми. Д.И. Менделеев, например, увидел свою легендарную таблицу химических элементов во сне. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль во время войны спасся от смерти, не став садиться в автомашину через открытую дверцу, а почему-то решил сесть с другой стороны и обошёл машину. В это время и прогремел взрыв, но именно с той стороны, где была открыта дверца. Классный хоккеист, благодаря интуиции, нередко оказывается в нужное время в нужном месте и забивает шайбу в ворота соперников.

 Интуиция (в переводе с лат. – пристально смотреть) – это способность выходить за пределы опыта путём мысленного схватывания (озарения) каких-то непознанных связей, результатов. Её можно определить и так: это постижение истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Интуиция представляет собой своеобразную форму психической деятельности, когда отдельные звенья мыслительного процесса не осознаются, как бы проскакивают сознание, и мысленно видится только итог, результат.

особенности: внезапность, неожиданность решения задачи, решение появляется как бы случайно и нередко в неподходящих для этого условиях; неосознанность путей и средств, приводящих к решению задачи; прямое установление истины, требующей лишь последующего подтверждения. Сама интуиция имеет разнообразные проявления. У разных людей, в различных условиях она может иметь разную степень удалённости от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления.

Существуют различные пути формирования в человеческом сознании понятий и чувственных образов.

1. Сенсорно-перцептивный процесс, в результате которого появляются чувственные образы (лат. слово «сенсориум» означает орган чувств, а «перцепция» – восприятие, т. е. речь идёт о непосредственном отражении объективной действительности органами чувств).

2. Чувственно-ассоциативный процесс перехода от одних образов к
другим (ассоциация – объединение, сочетание).

3. Процесс перехода от чувственных образов к понятиям.

4. Процесс перехода от понятий к чувственным образам.

5. Процесс логического умозаключения, в котором совершается переход от одних понятий к другим.

Разумеется, интуитивное знание не приходит просто так, без всяких усилий со стороны творца. Существуют определённые условия, без них никакая интуиция не появится-это наличие проблемы, требующей своего решения; основательная профессиональная подготовка того, кто берётся за её решение; возникновение поисковой ситуации; увлечённость, заинтересованность субъекта поиском необходимого решения; проявление максимальных усилий для достижения поставленной цели. Появлению интуиции обычно предшествует длительное и упорное размышление над проблемой. Иначе ей просто неоткуда было бы взяться. Любая догадка, любое озарение возникают из личного опыта и совокупности мыслей того, кто ищет решение проблемы. И к чему бы ни привела в конце-концов интуиция ищущего – к научному открытию, техническому изобретению или яркому художественному образу – она всегда имеет свою историю. «Вдруг» приходит решение, но не «вдруг» появляется интуиция.Она вырастает на поле, возделанном усилиями интеллекта – работой мысли предшественников и напряжённой работой мысли ищущего. Интуиция не обязательно сразу «одаряет» творческую личность готовым решением. Она может выполнить и роль подсказки, облегчая нахождение нужного решения. Подсказка способна вывести мышление из тупикового положения, значительно сократить время на решение любой задачи..Таким образом, рассмотрение творческой деятельности в различных проявлениях вскрывает её глубоко индивидуальную природу, важное значение в ней профессиональной подготовленности субъекта творчества, наличия у него глубоких и обширных знаний, таланта, интуиции. Творческий процесс осуществляется не только на сознательном уровне, но и в подсознательной сфере, на уровне интуиции. В механизме последней многое ещё не ясно. В то же время творчество нельзя рассматривать как какое-то таинственное явление. Оно уже достаточно хорошо изучено, в научной литературе обобщён громадный опыт творческих поисков учёных, инженеров, деятелей искусства. И хотя творчество всегда индивидуально, им в определённой мере можно управлять, создавая необходимые условия для его осуществления, руководствуясь общими принципами, выработанными теми, кто, не довольствуясь достигнутым, постоянно стремится к новому знанию.

 

8,9 вопрос Состояния сознания в процессе творчества

Знание особенностей протекания потоковых состояний сознания помогает:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!