N осмыслить психологию и феноменологию пиковых творческих состояний сознания,



N  определить условия продуктивности активного творчества,

N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.

Существует ряд форм трудовой деятельности, которые ориентированы на процесс, а не на результат: художники, поэты, композиторы, и т.д. нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не замечая вокруг себя; но, завершив произведение, могут тотчас потерять всякий интерес к нему. Эта «захваченность», «упоение» самим процессом наблюдается не только в творческих профессиях.

Исследования В.В.Козлова показывают, что притягательная сила творческих (ресурсных, эвристических, потоковых, расширенных) состояний сознания обеспечивается рядом важных признаков:

1)Трансценденция Эго. 2)Трансценденция времени. 3)Трансценденция пространства. 4)Трансперсональность. 5)Апрагматичность.

Трансценденция (от лат. transcendere – переступать; или от лат. transcendens – выходящий за пределы) – философский термин, характеризующий недоступное теоретическому познанию, не основанное на эмпирическом опыте.

Трансценденция Эго. В эвристическом акте сам действующий субъект исчезает, т.е. «чувство себя», «Я-ковость», самосознание и самоидентичность теряется.

Ø Эго перестает быть «кожным».

Ø Личность становится частью действующей системы, большей, чем его индивидуальное «Я».

Ø Возникает интеграция всех языков сознания и чувственного отражения в мышлении человека

Ø В творческом акте человек действует как источник своих сущностных сил.

Ø Творчество дает возможность проявить ресурс жизненных сил человека, его энергии

Трансценденция времени. Феномен искажение восприятия времени в расширенных состояниях сознания в сторону их сокращения или возникает аутизация такого уровня, когда восприятие времени полностью исчезает и личность «обнаруживает себя» в определенном временном промежутке.

Ø Искажение восприятия длительности временных периодов существенно зависит от «поглощенности» деятельностью.

Ø В творческом акте нивелируется граница между объектом и субъектом, между тем, что есть (предметная среда, реальная) и тем, что есть для субъекта.

Ø Тансценденции времени способствуют особые эмоциональные состояния сознания, которые возникают в ходе творческой деятельности: а) творческий экстаз, б) инстаз

Трансценденция пространства. Это идиферентное отношение к качественным характеристикам пространства, их трансформация или полная отрешенность от этих качеств.

Ø Индифферентность по отношению к физическим характеристикам пространства.

Ø Трансценденция социальных характеристик.

Ø Происходит сужение стимульного поля восприятия пространства до значимых переменных, обеспечивающих деятельность. Возможна антроморфизация вещей, объектов. 

Трансперсональность. В результате трансценденции Эго происходит замещение сиюминутного пространства своим высшим Я, надличностной составляющей. У человека возникает состояние Боговдохновенности: «Идеи падают с неба», «Открывается Канал».

Апрагматичность. Непрактичность, бессеребренность творческих состояний сознания, их ориентированность на процесс выполнения деятельности, а не на результат.

 

10 вопрос . Этапы процесса художественного творчества

Н.В.Рождественская

1. Готовность к работе. Предпосылки творческой деятельности появляются тогда, когда возникает потребность эмоционального отклика на какие-то явления действительности.

2. Появление замысла.Часто толчком к появлению замысла служит нечто, необычно притягивающее внимание и потому мобилизующее и концентрирующее силы на одной задаче. Рождение замысла субъективно воспринимается как большое событие.

3. Разработка замысла.«Стратегия творчества» с одной стороны, определяется художественным методом, а с другой — индивидуальным стилем деятельности.

Состояние вдохновения. Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.

В момент достижения вершины вдохновения происходит согласование трех основных базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций.

 Идентификация.-Отождествление себя с рожденным воображением персонажем — единственный путь постижения иной психологии, и на этом пути художника ждут неожиданные открытия. Сопереживание рождает эмоциональный мир произведения

6. Поиск формы произведения.Иногда форма возникает непроизвольно, в порыве творческого вдохновения. Если замысел выношен, внутренняя модель произведения создана, она может достаточно легко вылиться в единственно возможную для данного содержания форму. Однако чаще поиск формы произведения достаточно мучителен. Важной психологической особенностью этого периода является раздвоение внимания художника в процессе работы. Воображение рождает художественный образ, который эмоционально переживается, увлекает мастера, а интеллект критикует, выверяет, выстраивает, отвергая находки воображения. Весь этот труд подчинен творческому замыслу.

7. Доработка произведения.Иногда для завершения работы необходима опора на реальную модель. Реализация замысла, удовлетворяя долго мучившую художника потребность, дает ему особое эстетическое наслаждение. Иногда стремление к совершенству заставляет переделывать уже законченное произведение.Проверяется воздействие произведения на первых слушателей, читателей, зрителей, и порою их реакция вносит существенные поправки в созданное.

 

 

11 вопрос Исследования нейродинамических процессов показали, что одни и те же звучания вызывают более сильные реакции у музыкантов, чем у обычного человека. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности основываются на механизмах возбуждения и торможения.

Эти механизмы лежат в основе формирования и завязывания рефлекторных связей, выступающих инструментом профессиональных умений, приемов творческой деятельности. Соотношение сил возбуждения и торможения определяет успешность осуществления творческого акта. Их дисбаланс приводит к тому, что творческий акт осуществляется в разных темпах, с разной интенсивностью…

Если в момент творчества возбуждение будет слишком сильным, то раздражение разольется свободно.Обуздание возбуждения, осуществляется с помощью механизма торможения. Поэтому с одной стороны, продуктивность творческого процесса зависит от умения достигать сильного возбуждения, ведущего к быстрому образованию рефлекторных связей; с другой - от упорядоченного действия механизмов торможения, закрепляющих складывающуюся канву. Частая беда холерического темперамента, когда действие механизмов возбуждения превышает механизмы торможения - неструктурированная творческая деятельность, по существу - бесконечная. Холерический темперамент более других присущ графоманам в литературе, музыке и пр.

Оптимальное условие для творчества - когда и возбуждение, и торможение уравновешены. Субъективно такое состояние оценивается как наилучшее для творческой деятельности. Для того, чтобы состоялось рождение произведения, необходима длительная поддержка возбуждения, то есть наличие так называемой творческой доминанты.

Доминанта – (от лат. dominans – господствующий) временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Как явление психического порядка, домиинанта трансформирует воздействие самых различных стимулов в направлении, заданной доминирующей идеей и, в силу этого, постоянно питает и обогащает ее, поддерживает процесс ее вызревания (в том числе и тогда, когда он протекает вне сферы сознания) и в конце концов ведет к ее осуществлению.

Доминанту можно определить как орган творческого поведения.

 Отсюда:

Ø «многозначность чтения» одного и того же художественного произведения зрителями, если оно способствует актуализации наиболее общих и значимых для человека потребностей;

Ø индивидуальность автора.

По мере формирования профессионально-художественных доминант, человек начинает замечать такие стороны мира, которые до этого были ему недоступны. Систематическая творческая работа, даже начатая с большим усилием, может привести в деятельное состояние весь творческий аппарат. Самого слабого воздействия иногда бывает достаточно, чтобы пустить в ход весь сложнейший творческий аппарат. И наоборот, в случае, если были большие перерывы, требуется значительный толчок извне, т.к. мешает укрепившееся торможение внутри мозга.

При воздействии слабых, субсенсорных (подпороговых, неосознаваемых) раздражителей процесс возбуждения иррадиирует по коре головнного мозга. Сам раздражитель не входит, как правило, в сознание человека, но вызывает эмоциональную реакцию (эмоциональный тон ощущений). На этом держится «волшебство искусства», когда зритель не может объяснить рациональную силу эстетического воздействия того или иного произведения. Весь язык искусства держится на взаимодействии неуловимых деталей, на знаменитом «чуть-чуть», а красота затмевает смысл.

Исследования Ротенберга В.С. показали:

В состоянии покоя у высокотворческих людей альфа-ритм (ритм покоя мозга) занимает меньшее время на ЭЭГ, чем у лиц с низкими или средними творческими способностями. Это значит, что в состоянии относительного покоя мозг творческих людей более активирован. Видимо творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем раздражителям, поступающим извне.

В процессе решения задач творческого характера у творческих личностей альфа-ритм даже возрос (!) по сравнению с фоном, тогда как при решении задач на логическое мышление он снизился. Это значит, что лицам с высокими творческими задатками не только не нужна дополнительная активация мозговых структур при решении творческих задач, но даже целесообразно некоторое снижение этой активности по сравнению с состоянием спокойного расслабленного бодрствования.

 

 12 вопрос Строение мозга как основа творческих способностей. Лэсли ленки-ученый-идиот(слепой пианист).мохжечок-чем больше тем лучше.мозолистое тело(правое соед-я с левым)-для пианиста.оба должны работать в гармонии.

Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыканта с абсолютным слухом 4-ый слой 41 поля первичной слуховой коры в 2 раза шире, чем у обычного человека, а у художника существенно шире обычного 4-ый слой 17-го поля первичной зрительной коры. Подобные данные рассматриваются как доказательства морфо-функциональных предпосылок «частных» способностей.

· Исследование мозга А.Эйнштейна показало, что он отличается от обычного только повышенным количеством клеток глии.

· У одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом» и огромной способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система более разветвлена, с большим числом связей.

· Талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна.

Одним из наиболее перспективных направлений в исследовании психофизиологии творчества является изучение роли межполушарной асимметрии. Согласно теории функциональной асимметрии мозга левое полушарие отвечает за рационально-логические процессы, а правое за интуитивные. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов: вербальное и невербальное; аналитическое и синтетическое; дискретное и симультанное (обладает способностью к одномоментному вос­приятию и оценке объекта). Джон Гауэн сравнивает подсознание (правое полушарие) творческой личности со стереоприемником, а сознание (левое полушарие) с тюнером.

 

Левое полушарие Правое полушарие
Восприятие высоких звуков (из-за близости к речи), а также абсолютной высоты музыкального звука Восприятие низких звуков, высотно-мелодической стороны в целом, а также узнавание голосов людей
Нотное письмо, чтение нот. Грамматические и структурно-логические представления о музыке. Анализ музыки с помощью символов и схем Музыкальные чувства: лада, ритма, мелодии, стиля, формы и пр., интуитивные действия «по чувству»
Пение по словам Узнавание и припоминание мелодий, контроль чистоты интонации
Переживание метроритма, управление автоматизированными движениями Управление сложными исполнительскими движениями и действиями на основе целостного образа

Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии полушарий мозга: наибольшая ее выраженность наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется.

 

Но!!! в норме осуществление любой функции – это результат работы всего мозга, и левого и правого полушария. К.Саган (1977г.) выдвинул гипотезу, что наиболее творческие создания культуры – правовые и эстетические системы, искусство и музыка, наука и техника – являются результатом именно совместной работы правого и левого полушария. К.Саган даже предполагает, что «человеческая культура является функцией мозолистого тела» (пучка нервных волокон, соединяющих правое и левое полушария).

 

13 вопрос Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением, трудно образующие физиологические доминанты, крайне требовательны к условиям творческого труда, нуждаются в "оранжерейных" условиях. Индивидуальные различия в работе активационного блока, важные для креативности, проявляются:

Ø в способах адаптации к среде;

Ø в скорости и прочности образования стереотипов и стандартов;

Ø во взаимодействии двух полушарий мозга.

П.Тюрин выделил три типа художников по уровню проявления творчества в зависимости от преобладания у них адаптивного или творческого начала.

v Стимульно-репродуктивный – низший уровень, когда художник ориентирован на подражание мод­ному течению или реальности.

v Эвристический уровень – средний, когда в своих произведениях художник сам никому не подражает, но и ему никто не подражает. Ориентировка на индивидуальную оригинальность.

v Креативный, высший уровень творческого продукта – опора на проблемы настоящего, чувство времени, эпохи с ориентировкой на «потребное будущее», чувство зрителя. Их работы ориентированы не на внешнюю привлекательность, а на целостный эстетический образ.

Сила нервной системы определяется индивидуально-различной способностью выдерживать длительное или интенсивное возбуждение без перехода в тормозное состояние. Эксперименты Ермолаевой-Томиной Л.Д. показали, что для каждого испытуемого существует свой «порог пробуждения» творческого начала. У кого-то на самом простом задании. У других творческий процесс возникал при легкой провокации или после подсказки. А у третьих — только на самом сложном задании. Однако наиболее интересными были данные тех немногочисленных испытуемых, которые одинаково творчески выполняли все типы заданий. Для них было характерно автоматическое включение творчества, которое Ермолаева-Томина Л.Д. описывает как показатель креативности. Она доказала что нестандартное сочетание высокой чувствительности и реактивности с потребностью и способностью к напряженной интеллектуальной деятельности является наи­более благоприятным нейрофизиологическим задатком для спонтанного формирования креативности.

2. Подвижность и динамичность нервной системы имеют большое значение для творческих способностей. В лаборатории Б.М.Теплова экспериментально доказано, что у творческих людей нет предпосылок к формированию шаблонов и стереотипов на уровне врожденных нейрофизиологи­ческих задатков. Именно на этом базируется их потреб­ность в новизне, способность к гибкости и беглости мыслительной деятельности. Кроме того, для высококреативных людей характер­но «сопротивление навязанному извне стилю деятель­ности». Это сопротивление проявляется и на неосознаваемом, нейрофизиологическом уровне, что показала регистрация биоритмов мозга на электроэнцефа­лограмме. Каждый человек усваивает биоритмы в диапазоне разных частот, что является показателем его специфи­ческой чувствительности к активирующим или тормо­зящим воздействиям внешней среды. У высококреатив­ных испытуемых усвоения каких-либо ритмов не происходило.

3.Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарий относится к числу природных задатков. И.П.Павлов выделил два человеческих типа — ху­дожественный и мыслительный – опирающихся на первую и вторую сигнальные системы. Оди­наковое развитие двух полушарий дает возможность сочетания интеллектуальных меха­низмов с творческими. Такое взаимодей­ствие необходимо для всех видов творчества и лежит в основе креативности.

14 вопрос Гегель: художником движет интерес к предмету и потребность самовыражения.

§ И.Мардов: критерием истинности художественного произведения является эгоистическое стремление к самовыражению.

§ М.Розин: движущая сила творчества - стремление художника «…хотя бы осмыслить происходящее по художественным законам».

Мотивы творчества, которые так или иначе провоцируют действия художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника. Мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющаяся система.

«Мотив творчества» – отдельные факторы или их комплексы, которые побуждают человека приступить к выполнению продуктивной умственной деятельности, поддерживают в нем стремление завершить ее, а также заставляют иногда к ней возвращаться.

 

Крачфилд разделил мотивы творчества на:внешние-стремления к материальным выгодам, к обеспечению своего положения и самоутверждению.,и внутренние-удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, вызываемое «элегантным» решением

 

Д.Богоявленская: внутренние мотивы познавательной творческой деятельности способствуют творческим достижениям, а мотивы престижа, соревновательности блокируют их.

А.Росляков: у неуспешных актеров преобладает склонность к гедонистическим переживаниям,(достижение положительных и избегание отрицательных эмоциональных состояний) эмоциональному комфорту, боязни трудных задач, а у успешных – развивающие мотивы преобладают над мотивами поддержания жизнеобеспечения.

Внутри художника, поэтому, действуют две как бы исключающие друг друга силы. С одной стороны – стремление к снятию напряжения в окончательном результате творческого акта, несущее удовлетворение и некоторое угасание созидательной потребности, и одновременно тяга к подъему напряжения, концентрации, новому активному преодолению среды. Первый комплекс движущих сил поведения был подробно разработан З.Фрейдом в теории сублимации, превращенных форм снятия напряжения. Однако если обычному человеку снятие напряжения приносит успокоение, ведет к завершению деятельности, то у художника напротив, реализованный результат влечет за собой потребность нового подъема сил, нового нарастания напряжения. Второй комплекс движущих сил получил разработку в трудах А.Берталанфи и Ш.Бюлер. Близкие идеи высказывал и Гессе, когда утверждал, что путь художника – это непрестанное самоотречение, в то время как идеал мещанина – самосохранение.

Не стоит проводить резкую грань между внешними и внутренними мотивами. Как показал С.Л.Рубинштейн, все внешнее всегда преломляется через внутреннее. Но все-таки гораздо большее значение имеют внутренние мотивы Ведущим внутренним мотивом в системе гештальтпсихологии выступает тенденция к сохранению равновесия психического поля, так называемый принцип гомеостаза. саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя,

восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды. В качестве мотива, противоположного гомеостазу, выдвигается тенденция к новизне и новшеству, Все эти идеи могут быть обобщены в концепцию, со­гласно которой ведущим мотивом творчества и фантазии является стремление к самовыражению, или, к самоактуализации. Вряд ли можно отрицать мнение о том, что неудовлетворенность служит важным мотивом творчества. Главным зачинателем такого взгляда является З.Фрейд. Вместе с тем деятельность человека в области искусства (науки) способствует его самоутверждению и «самоактуализации» всего его творческого потенциала. Таким образом, как неудовлетворенность, так и стремление к самовыражению могут быть внутренними стимулами деятельности одного и того же человека. Еще один своеобразный мотив «отклонения» от реальности, а именно – стремление к созданию предметов, образов и идей, не похожих на наличные в данной ситуации. Итак, наиболее значительные психологические мотивы творческой деятельности: 1)Внешние, 2)Внутренние, 3)Неудовлетворенность, 4)Самореализация, 5)Создание непохожего.

Психологическими закономерностями, обеспечивающими возможность реализовать эти мотивы являются механизмы фантазии: анаксиоматизация и гипераксиоматизация. Это инструменты, при помощи которых реализуются наиболее существенные мотивы фантазии.

 

15 вопрос 2. Творчество как поиск

Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается активность, направленная на изменения ситуации или на изменение самого субъекта, его отношения к ситуации, при отсутствии определенного прогноза желательных результатов такой активности (т.е. при прагматической неопределенности в понимании П.В. Симонова). О мозговых механизмах поисковой активности известно пока не очень много. По-видимому, важную роль в этом поведении играет гиппокамп, часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную).который обеспечивает учет статистически маловероятных возможностей, без чего поисковая активность, особенно в сфере творчества, не была бы эффективной. Наблюдения за поведением человека и животных позволяют привести аргументы в пользу существования самостоятельной потребности в поисковой активности. У человека она может принять форму так называемой надситуативной активности, когда субъект сам ставит перед собой более сложные, чем от него требуют, задачи, отнюдь не будучи уверенным в их выполнимости. Вероятно, такой же механизм лежит в основе прагматически неоправданного риска.

 Творчество и сублимацияЕсли субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Согласно психоанализу, основным мотивом фантазии служат неудовлетворенные актуальные желания, кото­рые вызывают напряжение в психике и пробуждают вос­поминания, связанные с впечатлениями раннего детства. В фундаменте творчества лежит механизм сублимации. Неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность.

Но!!! Существует большое число примеров прямо противоположных, не так уж мало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми. Экспериментально доказано, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае такие влияния нельзя считать законом.Концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной.

 

16,17 вопрос Индивидуально-психологические черты творческой личности. Структура и характер.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!