N Маккелар: творчество – это сплав восприятий, осуществленный новым способом
Вопрос Предмет и задачи В психологии художественной деятельности объединяются псих.ис-ва и псих. Творчества.
предмет-свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность.
Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.
Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности.
Единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна
Методы исследования:
N Методы общей психологии: наблюдение, опрос, тестирование
N Проективные методики
N Анализ сопутствующих основной работе материалов
N Изучение черновиков писателей, писем, дневниковых записей, самоотчетов, эскизов картин
N Естественный эксперимент (игры)
N Психофизиологические методы
n Моделирование
2 вопрос История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали:
|
|
Ø Успехи общей психологии
Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана
Ø Философское течение интуитивизма А.Брегстона
Ø Учение о бессознательном З. Фрейда (попытка объяснить механизмы творчества неосознанными влечениями человека и их сублимацией)
Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:
· Идея Гартмана о приоритете бессознательного в творческом процессе, вызывает особый интерес к творчеству во сне, к процессам «озарения».
· Идея роли наследственности в развитии творческой одаренности. Работа Ф. Гальтона «Наследственность таланта».
· О связи гениальности и помешательства. Работа Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство», где обосновывается предположение, что талант есть патологическое развитие личности, род маниакального психоза.
Идеи, приоритетные в отечественной науке до 30-х гг.:
· умственно одаренным людям присуща «экономичность» мыслительной деятельности (И.А. Сикорский)
· искусство как особого рода «сгущение» мысли (А.А. Потебня)
· творчество художника по своей природе однородно с процессом восприятия произведения искусства (С.О. Грузенберг)
· искусство – это, прежде всего сумма средств внушения, а эмоция носит суггестивный характер (С.О. Грузенберг)
|
|
В 1930-е годы в России свертываются все исследования художественного творчества. Закрывается основанная в 1923г. Гос. Академия Художественных Наук. В 1940-е годы появляются лишь отдельные работы известных психологов, посвященных творчеству: в 1941 г. – большая статья Б.Г.Ананьева «Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского. В 1947 г. – классическая монография Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей».
В 1930-е годы исследования психологии творчества на Западе сосредоточиваются или в области изучения интеллектуальной одаренности, или в области прикладных работ по тестированию отдельных способностей.
Возрождение интереса к проблемам творчества в 50-60 гг.:
Ø Институт творчества в Беркли (Калифорния)
Ø Сборники статей под общим названием «Одаренные и талантливые»
Ø Разработка тестов, диагностирующих творческие способности
Ø Обучение приемам творческого мышления (Д. Осборн)
Ø Идеи о самоценности личности, ее уникальности, о внутренней свободе как обязательном условии гармонии человека и его окружения
Ø Комиссия по комплексному изучению художественного творчества при АН СССР под председательством Б.С.Мейлаха (1963-1987)
|
|
Ø Европейский совет по одаренности (ЕНА), созданный под эгидой ЮНЕСКО в 1989 г.
3 вопрос Проблема творчества в зарубежной психологии Х1Х-ХХ веков.на протяжении развития псих.мысли,поднимался вопрос творчества.Два взгляда-ассоциативная гештальт.(биолог.и соц)
Ассоциативнаяпсихология была почти не в состоянии объяснить закономерности только творческого мышления. Ассоцианисты отрицают психофизическое единство, утверждая, что под порогом сознания могут происходить только физиологические процессы, никак не связанные с психическими.Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышление" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам. Итак, вклад ассоциативной психологии в изучение творческого мышления незначителен.
Проблема творчества вгештальтпсихологии. Каждое психологическое направление, так или иначе, отвечает на вопрос: как человек посредством мышления постигает что-то новое (явление, его сущность, а также мысли, их отражающие).Исторически и даже логически первое место среди психологических учений о мышлении занимает гештальтпсихология. Именно она положила начало систематическому изучению механизмов творческого или продуктивного мышления. Основные установки гештальтпсихологии:
|
|
1) принцип целостности и направленности мышления;
2) различение гаштальтов:
- физического,
- физиологического,
- интеллектуального, - как способ решения психофизической проблемы.
Эта школа возникла как антитез психологическому атомизму (элементаризму) ассоционистов. Первоначально важным было само указание на факт целостности: если проблема решается, то гештальт оказался хорошим (целостным); если не решается - то гештальт плохой. В процессе творческого мышления все структурные преобразования представлений и мыслей совершаются как адекватное отражение структуры проблемной ситуации, ею детерминируемое.
Гештальтизм признает роль прежнего когнитивного опыта субъекта, но пpеломленного через актуальную проблемную ситуацию, ее гештальт.Тpебования к умственному складу твоpца:
- Не быть ограниченным, ослепленным привычками;
- не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
- не действовать механически;
- не занимать частичную позицию;
- не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
- не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения. Твоpческие личности постоянно тоскуют по гаpмоничности своих душевных сил, поэтому для них нет пpедела пpоцессам познания.
Пионеpами заpождающейся в России психологии твоpчества были не психологи, а теоpетики словесности, литеpатуpы и искусства.
Вячеслав Полонский - ("Сознание и твоpчество", Л., (1934 г.), преследуя цель развенчать легенду о бессознательности творчества, однако не считал все же возможным полностью отказаться от признания той реальности, которая обычно связывалась с термином "интуиция". Он определяет интуицию не как бессознательное, но как бессознательно возникающий элемент сознания. Полонский пишет, что единство чувственного воспpиятия и pационального опыта - вот суть твоpчества.Сходные взгляды развивал в те годы и С.Л. Рубинштейн ("Основы общей психологии", 1940 г.). Он считал, что внезапность величайших открытий нельзя отрицать; но их источник - не "интуиция", не своеобразное "озарение", возникающее без всякого труда.На понимание проблемы развития творческих способностей большое влияние оказала вышедшая в 1941 году статья Б.М. Теплова "Способность и одаренность". Автор статьи ставит перед психологией следующие цели:
1. Выяснить, хотя бы в самой приблизительной форме, содержание тех основных понятий, которыми должно оперировать учение об одаренности;2. отстранить некоторые ошибочные точки зрения, касающиеся этих понятий.Теплов утверждал, что вpожденые только анатомо-физиологические задатки, но не способности, которые создаются в деятельности, и движущей силой их развития является борьба противоречий.
4 ,5 вопрос.Понятие творчества.
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум
Первичное определение творчества: «Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью»
Версии определений творчества:
n Маккелар: творчество – это сплав восприятий, осуществленный новым способом
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 427; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!