Тест по исторической психологии для самопроверки студентов.



 

1. Историческая психология в широком понимании:

А) изучение психологического склада отдельных исторических эпох;

Б) изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом историей;

В) подход, помещающий психику и личность в связь времен;

Г) относится к психологии развития, изучает историогенез.

 

2. Вертикальное измерение прошлого это:

А) диахронная история хронологических последовательностей развития;

Б) синхронное рассмотрение исторического явления;

В) рассмотрение исторического явления в одной временной плоскости;

Г) поиск различных аспектов психического функционирования.

 

3. Генетизм это:

А) наблюдение за изменениями личности от рождения до смерти;

Б) конструируирование прошлого последовательными поперечными срезами;

В) систематичность и полнота использования источников, относящихся к изучаемому периоду;

Д) распространение причинно-следственного анализа на временные последовательности.

 

4. В исторической психологии выделено несколько направлений:

А) герменевтически-феноменологическое;

Б) гуманистическое;

В) структуралистическое;

Г) когнитивистское.

 

5. Парадигма это:

А) модель научного восприятия и мышления, вокруг которой объединяются сообщества исследователей;

Б) одни и те же правила и стандарты научной практики;

В) общность установок и видимая согласованность;

Г) образец превращения грамматической структуры в мыслеобраз.

 

6. Период среднего палеолита продолжался:

А) 3000-200 тыс. лет назад;

Б) 300-200 тыс. лет назад;

В) 30-20 тыс. лет назад;

Г) 7-5 тыс. лет назад.

 

7. В каком периоде развития первобытного общества появляются свидетельства знаковой деятельности и культа?

А) ранний палеолит;

Б) средний палеолит;

В) поздний палеолит;

Г) мезолит.

 

8. Выделите элементы непосредственной коммуникации первобытного человека:

А) действие;

Б) миф;

В) магия;

Г) рисунок.

 

9. Отметьте признаки античной ментальности:

А) бикамерный ум;

Б) звуковые галлюцинации;

В) рефлексия;

Г) метафорическое мышление.

 

10.Предпосылкой развития дискурсивного мышления было:

А) ораторское искусство;

Б) развитие письменности;

В) участие в политической жизни;

Г) товарно-денежные отношения.

 

11. Мировоззрение первобытного человека:

А) эгоцентрично;

Б) неиндивидуалистично;

В) социоцентрично;

Г) индивидуалистично.

 

12. Выделите признаки средневековой ментальности:

А) нерасчлененность интеллектуальной и эмоциональной сфер;

Б) предметность;

В) натурализм;

Г) книжное знание.

 

13. Выделите характерные черты личности Нового времени:

А) высокая чувствительность;

Б) страсть к наживе при полном отказе от наслаждения;

В) конформизм;

Г) креативность.

 

14. Что было названо Э. Каппом органопроекцией?

А) механические устройства - подобия человеческих органов;

Б) человек должен приспосабливаться к своим подобиям;

В) уподобление органов тела орудиям и механизмам;

Г) Механизмы начинают заменять или подчинять себе человека.

 

15. Какова регламентация средневековой личности?

А) внешняя;

Б) внутренняя;

В) сословная, церковная;

Г) политически-технологическая.

 

Зачетные требования по курсу «Историческая психология»:

1. Предмет исторической психологии в широком и узком понимании.

2. Методы исторической психологии (интерпретационизм, историческая реконструкция, социогенетизм).

3. Характеристика направлений в исторической психологии (герменевтико-феноменологическое, историческое, психологическое, структуралистическое, постмодернистское).

4. Вклад герменевтико-феноменологического направления в развитие исторической психологии.

5. Вклад  исторического направления в развитие исторической психологии.

6. Вклад  психологического направления в развитие исторической психологии.

7. Вклад структуралистического направления в развитие исторической психологии.

8. Вклад постмодернистского направления в развитие исторической психологии.

9. Искусство как источник историко-психологического исследования.

10. Изучение продуктов исторической деятельности человека.

11. Особенности психики первобытного человека.

12. Продукты ментальности первобытного человека: пещерная живопись, охотничья магия, мифология.

13.  Историко-психологические проблемы глоттогенеза.

14. Особенности ментальности античного человека.

15. Особенности личности человека в античный период.

16. Историко-психологическое значение письменности.

17. Особенности ментальности средневекового человека.

18. Особенности личности человека в средневековый период.

19. Книжная культура Средневековья.

20. Ментальность нового времени.

21. Особенности личности человека в Новое время.

22. Теоретические проблемы изучения параллельных реальностей.

23. Проблемы изучения настоящего в исторической психологии.

24. Прогнозирование будущего в рамках исторической психологии.

 

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

 

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Архетип – термин аналитической психологии К.Г. Юнга, под которым он понимал первичные врожденные структуры коллективного бессознательного, архаический психический «осадок повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний» человека.

Виртуальная реальность – область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредовано электронными носителями информации.

Герменевтика –текстуально-смысловой анализ.

Гипотеза – подвергаемое проверке предположение, описывающее возможную взаимосвязь между событиями.

Глоттогенез –процесс формирования человеческого звукового языка.

Демография – наука о составе, численности, размещении и миграциях населения.

Историческая психология – направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов.

Историческая ситуация – психологическое состояние общества, временные границы которого определены изменением социально значимых параметров.

Историческая чувствительность – восприятие личностью изменений характеристик исторической ситуации.

Исторический персогенез –процесс исторического формирования личности под влиянием внешних и внутренних психологических факторов.

Историческое действие –действие личности, социальной группы, приводящее к преобразованию общества, оказывающее влияние на судьбы современников и потомков.

Историческое своеобразие личности –комплекс психологических свойств, характерный для личности определенной исторической эпохи и сформировавшийся под влиянием конкретных исторических условий.

История – рассказ о происходящих или прошлых событиях, которые нами или современниками оцениваются как повлиявшие на ход истории.

Ментальность –система обыденных коллективных представлений.

Метаблетика –направление в исторической психологии, изучающее психические отклонения людей прошлого.

Мимезис –способ комплексного представления событий путем их восприятия в динамике.

Объект исторической психологии – множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающих как объекты и субъекты исторического процесса.

Палеопсихология –направление психологии, изучающее различия психики людей прошлого и настоящего.

Парадигма –общепринятая точка зрения, пример, образец.

Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым, кажущееся, на первый взгляд, невероятным и неожиданным.

Пассионарность –наличие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, возбуждающей и стимулирующей активность окружения.

Предмет исторической психологии – психологические характеристики человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого и прогнозирование развития личности будущего), стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания.

Прогресс – поступательное движение, развитие к более совершенной форме.

Психоистория – самостоятельная наука об исторической мотивации, которая предлагает методику прогнозирования на ближайшую историческую перспективу.

Психоклассы –группы индивидов со сходным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах одной популяции.

Табу –запрет или система запретов светского или религиозного характера, нарушение которых влечет за собой социальные или «религиозно-мистические» санкции.

Теория – интегрированная совокупность принципов, объясняющих и прогнозирующих наблюдаемые события.

Харизма – авторитет, связанный с наделенностью выдающимися чертами личности, такими как мудрость, святость, непогрешимость.

Эпоха Возрождения – эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая Средневековье.

Этика –учение о нравственности, морали.

Этнография – наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта народов.

Этология – наука о поведении животных в естественных и искусственных условиях

 

Основная литература

1. Боброва А.И. Историческая психология. СПб., 1996.

2. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., Смысл 1997

3. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. пер. с англ. М., 1997. 432 с.

 

Дополнительная литература

Абрамова В.А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М., 1972.

Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3

Ананьев В.Г. Избранные психологические труды: в 2т. М., 1980 т1.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж 1996

Баткин Л.М. Италиянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1989.

Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса М., 1990

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

Бессмертный Ю.А. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории франции. М., 1991

Брель А. Запад – родина великого наскального искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971

Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., 1966.

Вернан. Ж-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. М., 1982-1984.

Гаспаров М.Л. Римская литература III-II вв. до н.э.: Греческая и римская литература II-III вв. н.э.// История всемирной литературы. М., 1983 т1

Гелен А.О. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры М., 1981

Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990 №4

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993

Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1994

Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII веков. Спб, 1912

Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв. преимущественно в Италии. Спб., 1915

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.,1992

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930

Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. 1978 №1

Леонтьев А.Н. Образ Мира // Избранные психологические произведения: в 2т. М., 1983. Т2

Лосев А.Ф. Античная философия и общественно-историческая формация // Античность как тип культуры. М., 1988

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палео-психологии). М., 1974

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки герменевтики. М., 1995

Смирнов Ю.А. Мустьерские погребения Евразии. Возникновение погребальной практики и основы тафологии. М., 1991

Соловьёв В.С. О причинах упадка средневекового мировоззрения // Сочинения: в 2т. М., 1989 т2

Токарев С.А. Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. М., 1987

Успенский Г.И. Крестьянин и крестьянский труд // Письма из деревни. Очерки о крестьянствев России второй половины XIX века. М., 1987

Февр Л. Бои за историю. М., 1991

Фрейд З. Тотем и табу // я и оно. Труды разных лет: в 2кн. Тбилиси, 1991 кн1.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1987

Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Минск 1992

Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988

Шкуратов В.А. Глеб Иванович и Иван Ермолаевич: доплетенная ментальность в зеркале письменного сознания // Психологический вестник РГУ. 1996. №1

Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психологическое историческое исследование. М., 1996

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 955; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!