Предмет и основные понятия социологии культуры.
План:
1. Предмет социологии культуры спорный.
2. Категория культуры: определения (в узком и широком смыслах)
3. Подотрасли социологии науки
4. Пять основных элементов СК в широком смысле – они же основные понятия: символы, язык, ценности, убеждения, нормы.
5. Предмет изучения СК в узком смысле.
Основной текст:
Отрасль «социология к.» является довольно-таки спорной, поскольку среди социальных ученых нет консенсуса относительно её предметной области. Впрочем, и относительно предмета социологии, как известно, консенсуса не найдено (социальные факты? социальные действия? коммуникации?). Единственный консенсус, который был найден – «социология должна заниматься социальным».
Когда категория культуры включается в дискурс социальных наук?
Слово «культура» используется и в работах Платона и Аристотеля, но в другом значении (с/х, агро-культура). Проникновение понятия культуры в привычный нам лексикон произошло лишь в 18 веке, благодаря немецкой философии, а конкретно, И.Канту. Но кое-где категория культура понимается как оценочная категория, предполагающая ранжирование (навыки, знания, умения), кое-где культура начинает рассматриваться как нейтральное в оценочном смысле понятие.
В середине XX века Кребер и Клакхон поставили перед собой задачу проанализировать и систематизировать сложившиеся понимания культур. Они обнаруживают около 200 определений. К концу XX века было в ходу уже около 600 определений понятия «культура», ныне же – около 900.
|
|
Все определения можно разделить на две большие группы:
в широком смысле | в узком смысле |
все продукты жизнедеятельности человека и человечества, которые не являются природно детерменированными специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлена в продуктах мат. и немат. производства, в системе социальных норм, ценностей и институтов, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к себе | одна из сфер социальной жизни, которая организована вокруг творческих практик ТВОРЧЕСТВО: новизна, уникальность, релевантность определенной социальной группе, возможность объективации от творца |
Социология культуры включает социологию искусства, социологию науки (наиболее творческомкие сферы), социологию досуга (в свободное время человек активнее всего задействован в производстве и потреблении символических благ) и социологию образования (важнейшие каналы, по которым транслируется представление о том, что такое новизна, уникальность, творчество => человек приобретает навык потребления культуры), иногда социологию религии (спорно!).
|
|
Социология культуры в широком смысле: 5 основных элементов
I. символы
Социальные объекты, согласно договоренности людей обозначающие другие объекты-явления-действия-признаки и пр.
II. язык
Общеразделяемая система символов, позволяющая людям коммуницировать друг с другом.
III. ценности
Культурно обусловленный стандарт для оценки себя и других, конкретизируются через систему убеждений.
IV. убеждения
Некоторое утверждение, которое поясняет ценность.
(ценность равенства – убеждение «женщина может быть президентом в стране»)
V. социальные нормы
Набор правил и предписаний, заданных системой ожиданий, при помощи которых общество оказывает влияние на своих членов.
Социология культуры в узком смысле интересуется
· влиянием тех или иных эпох и географических ареалом на стили, направления, школы, формирующиеся в искусстве и науке, а также даже на творчество отдельных художников, ученых и пр.;
· тем, как публика воспринимает культуру, как формируются вкусы и пристрастия публики – социология культурного потребления
· (пример: можно исследовать, как на спрос определенного типа литературы влияют гендерные характеристики и пр.);
· тем, в каких условиях и под воздействием каких факторов формируется социальный статус творцов и условия их труда – социология культурного производства.
|
|
Социальные коммуникации: сущность, структура, основные подходы.
План:
1. Определение коммуникации, суть (символический процесс), важность языковой системы.
2. Структурные модели коммуникации (Аристотель, Лассуэл, Шеннон-Уивер), основные субъекты и составные элементы коммуникации.
3. Основные подходы к исследованию коммуникаций: технократический и интеракционный.
Основной текст:
Коммуникация– специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем. Такой обмен информацией происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Она включает в себя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошедших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей.
Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом. Но сигнал — это не всегда сообщение или информация. Например, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном языке, которого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни коммуникации, ни получения информации. Если говорится что-то такое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не является для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.
|
|
Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, так как коммуникация по своей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений. Знаками являются слова, жесты, позы, мимика, иногда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).
Язык- важнейшая знаковая система. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. Поэтому язык любого общества опосредованно отражает структуру самого общества и как бы задает специфику социальной коммуникации.
Структурные модели коммуникаций
Имеется мнение о том, что первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем. В “Риторике” древнегреческий философ отмечает, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Таким образом, данную модель можно представить в виде: Оратор – Речь – Слушатель.
Данная модель универсальна – она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной форме. Элементы данной модели, хотя и в измененном виде, воспроизводятся в последующих моделях коммуникации. Только с развитием в XX в. массовых коммуникаций через радио, кино, телевидение и под влиянием потребности в совершенствовании методов пропаганды классическая модель претерпела изменения.
В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэл разработал модель коммуникации для ведения пропаганды в армейских подразделениях. Но эта модель могла быть использована и для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия. Элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на последовательно возникающие вопросы:
КТО сообщает – ЧТО сообщает – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ
Несмотря на попытку, предпринятую автором в 1968 г. расширить эту модель, ее монологичность является существенным недостатком. Так, в конфигурацию модели не включена обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию как двусторонний процесс.
Среди известных моделей коммуникации широкую популярность имеет модель Шеннона-Уивера,основанная на аналогии с телефонной связью (Клод Шеннон и Уоррен Уивер – инженеры фирмы “Bell Telephone”). Она также относится к линейному классу моделей, как и предыдущая, и представляет собой графическое подобие предыдущей. Эта модель была предназначена для исследования распространения радиоволн и сигналов в телефонном кабеле и включает источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, получатель, источник помех.
Источник => Передатчик (кодирующее устройство) => Источник шума => Приемник (декодирующее устройство) => Получатель
Источник (отправитель) сообщения. В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные социальные институты (госучреждения, политические партии, фирмы, организации). Источник является инициатором коммуникативного процесса, который начинается тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Наиболее важными характеристиками отправителя (источника) информации являются его статус, надежность и квалификация. Они оказывают наибольшее влияние на степень доверия аудитории к информации и на длительность воздействия информации на аудиторию.
Кодирование и декодирование. Получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем. Для этого используется система кодов – символов, знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами. Таким образом, целью кодирования является доведение замысла (идеи) отправителя до получателя.
Сообщение – это уже осмысленная и соответствующим образом закодированная (с помощью языка или других знаковых систем) информация. Обычно сообщения – это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак, рисунок, схема, фотография), физический предмет (архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, цветок в окне как сообщение о провале явочной квартиры и т. д.). Широко известна точка зрения канадского ученого-коммуникативиста Маклюэна, согласно которой “средство и есть сообщение”, т.е. не столь важно само содержание сообщения сколько то, где и каким образом осуществляется передача сообщения и, главное, какие средства для этого используются. Технические средства связи, по мнению Маклюэна, структурируя характер передачи информации, влияют не только на ее форму, но и на содержание. Так, печатные средства создают линейный принцип кодификации и восприятия мира, а электронные медиа обусловливают мозаичный принцип восприятия окружающей реальности, основанный на аудиовизуальной образности.
Понятие “канал коммуникации” появилось благодаря исследованиям, проводимым в рамках математической теории связи (коммуникации). Они оперировали сугубо технической трактовкой этого понятия – проводной канал (кабель) телефонной или телеграфной связи, либо беспроводной канал радиосвязи.
Коммуникационные каналы при этом делятся на : а) средства массовой коммуникации – пресса, радио, телевидение, информационные и рекламные агенства и т.д.; б) межличностную коммуникацию – непосредственный личностный обмен сообщениями между источником и получателем. Такое понимание характерно для обыденной речи, когда понятия “канал” и “средство” используются как взаимозаменяемые.
Более предпочтительно, с точки зрения научного понимания данных понятий, их разделение. Под “средствами” коммуникации понимаются способы кодирования сообщения (слова, буквы, картинки, звуковые сигналы, жесты) и технические средства кодирования (печатный станок, пишущая машинка, телефонный аппарат, радиопередающие и принимающие устройства, персональный компьютер и т.п.). Термином “канал” целесообразно обозначать маршрут, используемый для передачи сообщения. При этом каналы можно разделить на:
· Естественные – каналы, возникающие в сфере взаимодействия человека с другими людьми или с внешним миром, при участии разных органов чувств ( визуальные, аудиальные и др.)
· Искусственные (технические) – линии телефонной, телеграфной, радиосвязи, транспортные и пр.
Получатель – тот (или те), кому адресовано сообщение. Важными характеристиками получателя являются компетентность, жизненный опыт, принадлежность к той или иной группе, ценностные ориентации и т.п. Под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника. При ее наличии коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и поведение по отношению друг к другу. Обратная связь является обязательным элементом любой саморегулирующейся системы.
Социоло́гия коммуника́ций — отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина социология коммуникаций часто используется термин «социология массовых коммуникаций». Хотя субъективистские направления в социологии, обращающие особое взаимодействие на коммуникацию face-to-face с необходимостью уделяют внимание вопросу межличностной коммуникации (например, этнометодологи).
Подходы к изучению коммуникаций в социологии:
Существует несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации. Во-первых, они разделяются на две группы: технократические и интеракционные. Такое разделение обусловлено существованием двух отличающихся парадигм самой коммуникации: механистической и деятельностной. Во-вторых, в рамках интеракционных теорий, которые развиваются в социологии, психологии, культурологи, ученые разделились в решении вопроса о том, как объяснить коммуникацию - ссылками на индивидуальную осознанную деятельность или в качестве производной от социальной структуры.
Технократические (механистическая парадигма коммуникации: коммуникация - однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема ее (информации) получателем сообщения)
| Интеракционные (деятельностная парадигма коммуникации: коммуникация - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия) | |
Объективизм (коммуникация – производная от соц.структуры) | Субъективизм (коммуникация – результат индивидуальной деятельности) |
К числу технократических теорий относят: теорию информационного общества (Д.Белл, Дж. Гэлбрейт), теорию коммуникационных технологий (Г.М. Маклюэн (1911-1980), математическая теорию коммуникации (К.Шеннон, У.Уивер), многочисленные теории коммуникации в организациях. Содержание этих теорий подробно описано в учебнике.
Отличительной особенностью интеракционного подхода является то, что он рассматривает коммуникацию как взаимодействие и является альтернативой не только технократизму, но и бихевиоризму. На первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В этом и состоит суть интеракционного подхода, который был сформулирован Т.Ньюкомбом в 1953 г.
В социологии и социальной психологии, например, значительное влияние на теорию коммуникации оказал символический интеракционизм. С точки зрения этой теории коммуникация – это не пассивная реакция (как у бихевиористов), а субъективная осмысленность и направленность на других (другого). Взаимодействия между людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Таким образом, действию “другого” приписывается какой-то смысл, значение (“символизируется”), т.е. эти реакции носят не автоматический характер, а являются осмысленными, которым придается то ли иное значение. Например, протянутая рука при встрече двух людей означает приветствие, послание в виде стрелы – объявление войны и т. п.
В середине и второй половине XX в. стал популярным интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникаций в различных обществах и организациях. Он исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). Главное внимание здесь сосредоточено на изучении символических действий и ритуалов членов различных общностей. Среди теорий этого научного направления стоит отметить теорию межкультурного содержания коммуникации, разработанную американским антропологом Э. Холлом, которая дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, а эффективность коммуникации расценивается с точки зрения принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1223; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!