Политическая власть: содержание, функции, субъекты власти.



План:

1. Основные подходы к изучению власти: Бихевиористский, Конфликтный, Телеологический, Технологический, Инструменталистский, Лингвистический

2. Характеристики власти: инклюзивность, ассиметричность, принуждение

3. Определение политической власти, ее основные элементы

4. Субъекты (первичные, вторичные) и структура полит.власти

5. Мотивы подчинения власти: страх, традиция, интерес

6. Ресурсы власти: экономические, социальные, политико-правовые, культурно-информационные, демографические, силовые

Полный ответ:

Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни. Существует множество крылатых выражений о власти, и все они подчеркивают негативные качества:

Лорд Эктон: «Власть – это зло, абсолютная власть – абсолютное зло»

М.Бакунин: «Власть – всегда моральна»

В то же время власть – это порядок, сохранение целостности государства, его культуры, традиций, обеспечение его жизнедеятельности. Безвластие угрожает любому обществу анархией, развалом, упадком.

Власть есть везде, где существует объединение людей, поскольку для того, чтобы взаимодействовать на уровне групп, нужен лидер. На сегодняшний день существует множество интерпретаций этого сложного социального феномена. Основные подходы к изучению власти:

 

Подход Особенности
Бихевиористский подход (получил развитие в Чикагской школе в 20-е годы XX века) М.М.Ковалевский Н.М.Коркунов власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, другие подчиняются; в основе феномена власти – готовность человека подчиняться; власть возникает в результате психологического воздействия сильной и одаренной личности на инертные и пассивные массы
Конфликтный подход акцентирует конфликтный характер власти: власть как регулирование, распределение материальных и духовных общественных благ путем принятия политических реакций в спорных ситуациях, кроме того, любая власть содержит конфликтное начало
Телеологический (целевой) подход (самый широкий подход к пониманию власти) власть как способ реализации намеченных целей, способность вынудить акторов выполнять обязанности, налагаемые на них целями сообщества, а также мобилизовать ресурсы сообщества на выполнение поставленных целей
Технологический подход акцентирует внимание на отношения субъектов в сфере из прав и обязанностей, иерархии управления, ответственности, на управленческих аспектах
Инструменталистский подход акцентирует внимание на ресурсах власти (определенный набор средств для подчинения людей, в частности, принуждение и насилие)
Лингвистический подход акцентирует внимание на понятии «язык власти», на категориях политического дискурса, на символическом характере власти

       Каждый подход может быть использован в социологии.

       Власть обладает как множеством конкретных характеристик, так и рядом универсальных:

  • инклюзивность власти: власть обладает способностью проникать во все сферы человеческой жизнедеятельности, во все сферы человеческих отношений
  • ассиметричность власти: всегда исключает равенство между субъектом и объектом власти
  • возможность использовать принуждение: это отличает власть от простого влияния, авторитета и пр.

Власть берет свое начало с проявления способности, воли одного субъекта влиять (воздействовать) на другого, в результате чего один из них превращается в субъекта, а другой – в объекта власти. Таким образом, власть есть волевое отношение между двумя субъектами. Воля – не только психологическая характеристика, но и некое социальное качество, полученное в процессе социализации.

       Власть – это форма социального воздействия, при которой субъект власти способен влиять на характер деятельности и поведения людей, при этом субъект навязывает свою волю обществу и принуждает (побуждает) его действовать определенным образом, опираясь при этом на специальные ресурсы.

Политическая власть – способность субъекта проводить свою волю, главным образом, с помощью правовых и административных норм (законов, нормативных документов, актов), опираясь при этом на специальный аппарат принуждения. Политическая власть, являясь результатом социального господства, характеризуется умением класса, общности, группы, отдельного человека выражать и представлять свои интересы, артикулировать и агрегировать их в организации, бороться за их реализацию в рамках всего общественного организма, используя разнообразные средства и методы на основе конституционного права.

В качестве основных элементов политической власти выступают:

  • государственная власть, обладающая профессиональным управленческим аппаратом, специальными легитимными полномочиями и средствами воздействия
  • совокупность гос. и негос. учреждений и организаций, в рамках которых реализуется власть «снизу доверху»
  • система норм и взглядов, которые определяют и регулируют отношения между субъектами и объектами власти
  • политическое сознание граждан, выражаемое через политическое поведение и политическое участие в делах общества
  • политическая культура – уровень знаний и представлений о власти и политической жизни

Политическая власть – преимущественно, государственная власть, так как государство – единственный субъект, обладающий легитимным правом на насилие.

Субъекты, носители власти (акторы):

первичные акторы – непосредственные индивиды или социальные группы

вторичные акторы – политические институты (непосредственно волей не обладают)

Структура власти как волевого отношения между двумя социальными субъектами, выражается в 4 компонентах:

  • Приказ, повеление, предписание, распоряжение как властное веление подчиняться воле субъекта власти
  • Подчинение, подведение частной воли под волю властвующего
  • Санкции (наказание – как средство воздействия на отрицание господствующей воли, и поощрение)
  • Комплекс норм, лежащих в основе властных отношений

Из второго компонента (подчинение, подведение под волю властвующего), которое акцентирует внимание на власть как отношения подчинения, вытекают основные социологические характеристики власти, а также мотивация подчинения. От мотивации подчинения зависят непосредственно сила, устойчивость и легитимность всякой власти.

       Можно выделить следующие группы мотивов:

  • Власть на основе страха

Свойственна диктатурам, носителем такой власти является авторитарный властитель. Сила такой власти прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна возможности избежать его в случае неповиновения. Легитимность такой власти очень слабая, неустойчивая, присутствует постоянная тенденция к ослаблению.

  • Власть на основе традиции, привычки

Свойственна традиционному обществу, устойчивая, легитимная, сильная, но до тех пор, пока система не начинает изменяться.

  • Власть на основе интереса (может быть и рациональный интерес, и ценностная структура), личной заинтересованности.

Свойственна демократическому обществу, постоянно должна поддерживать легитимность при помощи взаимодействия с индивидами и группами. Сила такой власти связана с эффективностью политики (насколько политика отстаивает и учитывает интересы слоёв и групп населения).

Ресурсы власти – средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Виды ресурсов:

  • Экономические (материальные): деньги, природные ресурсы, предметы потребления;
  • Социальные ресурсы: способность изменять социальный статус, воздействовать на него в рамках социальной иерархии группы;
  • Политико-правовые ресурсы: Конституция, законы, различные документы;
  • Культурно-информационные ресурсы: средства, способные повлиять на внутренний мир человека, мотивы его политического поведения и решения (информация, знания, главный такой ресурс – СМИ, а также искусство, кино, книги и пр.);
  • Силовые (принудительные) ресурсы: те средства, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей;
  • Демографические ресурсы.

Теория социального обмена (П. Блау) ставит ресурсную обеспеченность власти на первое место.

 

34. Социология права: объект и предмет.

План:

1. Определение СП

2. Отличие СП от правовых наук, объект СП

3. Особенность предмета СП

4. Примеры предмета изучения СП: особенности правотворческой деятельности, аспекты правоприминения

Полный ответ:

Социология права — отрасль социологии, изучающая право через систему общественных отношений, лежащих в его основе, общественно-исторические закономерности и социальные механизмы его возникновения, функционирования и развития.

Социологический анализ юридических моментов отличается от анализа правовыми науками. В качестве объекта исследований той или иной науки обычно понимают поддающуюся эмпирическому изучению (опытно-экспериментальному, основанному на фактах) часть объективной реальности. Однако науки отличаются друг от друга не столько своими объектами, поскольку эти объекты могут совпадать, а по своему предмету - закономерностям, причинно-следственным связям и отношениям, обусловливающих их существование (возникновение, функционирование и развитие). В объекте изучения и предмете СП нет ничего сверх того, что уже есть в объекте и предмете собственно социологии. И они друг с другом взаимосвязаны. Объект СП – не просто право как социологический феномен, социальное бытие права (совокупность наблюдаемых в обществе правовых явлений (правовое поведение, деятельность, общение, информационно-коммуникативное взаимодействие в правовом поле и т.д.)), но правовая сфера общества, как подсистема.

С предметной точки зрения СП есть отрасль социологического знания, изучающая и выявляющая социальную сущность, источники, структуру и назначение права как стержневого компонента правовой сферы общества, а также объективные закономерности правовой сферы, зарождение, устройство. соц. динамику и взаимодействие с другими компонентами и подсистемами общества. Предметом социологии права являются социальные механизмы действия права, заложенные в самом обществе. Предметы социологии права и правоведения правоведения довольно часто соприкасаются, в то же время, если правовую науку в первую очередь интересует правовая форма общественных отношений и юридическое содержание правовых норм, то социологию права - социальные функции и социальные формы права — общественные отношения.

В качестве одного из факторов социальной обусловленности права выступает правотворчество. На правотворческую деятельность большое влияние оказывают морально-нравственные, экономические, политико-правововые, национальные, социально-психологические и социокультурные факторы. От этих факторов зависит формирование правовой системы государства. Кроме исследований правотворческой деятельности, социология права изучает социальные аспекты правоприменительной практики. В частности, одной из важных задач исследования правоприменительной деятельности, является выявление и определение эффективности социальных функций права.

35. Понятие гендера в современной социологии.

План:

1. Понятие гендера, гендерная социология, ее предмет.

2. Гендерный подход в рамках марксизма-феминизма, структ.функционализма и социологии повседневности.

Полный ответ:

  В последние десятилетия в гуманитарных науках быстро развивается новое научное направление — гендерные исследования, в которых акцентируется внимание на содержании социального пола и взаимоотношениях между социальными полами.

  Понятие социального пола (gender) начали разделять с понятием биологического пола (sex) в связи с тем, что результаты исследований в области этнографии, антропологии, истории показали, что в различных человеческих культурах, сообществах в понятия «мужчина», «мужественность», «женщина», «женственность» вкладывалось разное содержание, что пол — это не толь­ко биологическая, но и социальная категория. Социология — это фундаментальная наука об обществе, социальных отношениях и социальных процессах, в которых активно действуют люди, и она не может оставаться «гендерно слепой». В этой связи актуализируется разработка гендерной социологии как частной социологической теории, которая может быть весьма эффективной в изучении личности, социальных теорий, процессов и институтов.

Гендерная социология (Георг Силос) - это частная социологическая теория, которая изучает процессы развития и социального взаимодействия и стереотипов, а также рассматривает влияние биопсихологических особенностей пола на поведение и сознание мужской и женской частей общества.

Предмет гендерной социологии - социальный статус мужчин и женщин в обществе и его эволюция под влиянием конкретных условий (исторических, политических, духовных). Объект - мужчины и женщины как две большие социально-демографи­ческие общности, отличающиеся социальным статусом и ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания.

Термин гендер был введен в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в конце 60-х годов XX века. На основе практики изучения идентичности транссексуалов он пришел к выводу, что легче хирургическим путем изменить пол пациента или пациентки, чем с помощью психологии – их личную идентичность как мужчины или женщины. Столлер предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие гендер (по англ. gender – это род), которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода и поэтому не вызывало никаких коннотаций с биологией. Далее идею разграничения понятий пол и гендер поддержали феминисткие теоретики и антропологи-структуралисты, которые постоянно обнаруживали значительные различия в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе и феминистки, которые уже давно описывали.

В самом общем виде понятие гендер обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Понятие гендер отражает идею социального конструирования различий между женщинами и мужчинами. Гендер создается (конструируется) обществом как социальные модели женственности и мужественности, которые определяют положение и роли женщин и мужчин в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей, опирается на жесткие представления о том, что представляет собой “мужское” и “женское” в данной культуре. Иногда говорят, что гендер — это "культурная маска" пола, определяемая нашими социокультурными представлениями.

Гендерный подход на Западе разрабатывается в 1970е годы как когнитивная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории, и потому во многом определяется закономерностями развития последних. Феминистская критическая мысль осваивает и развивает марксизм, структурно-функциональный анализ и драматургический интеракционизм. Феминистские последователи марксизма предлагают (по крайней мере) два варианта концептуализации гендерных отношений. Во-первых, они утверждают, что сфера воспроизводства является столь же значимой для социального порядка, как и сфера производства. Воспроизводство – мир домашнего хозяйства, семьи и деторождения – это сфера восстановления и пополнения рабочей силы, где главным действующим лицом является женщина, при этом ее рабочая сила и домашний+эмоциональный труд не замечается и не оплачивается капиталистическим индустриальным обществом. Таким образом, марксистские феминистки мыслят сферу воспроизводства как сферу угнетения женщин. Капиталистическая эксплуатация в системе производственных отношений рассматривается как производное от первичного угнетения женщины в семье.

Второй шаг феминизма заключается в выдвижении концепции «двойной системы» угнетения женщин в современном обществе. Капитализм и патриархат – это параллельно действующие системы, которые создают структурные факторы гендерного неравенства. Главная мысль этой теории заключается в том, что капитализм и патриархат являются отличными друг от друга и равно всеобъемлющими системами социальных отношений, которые сталкиваются и взаимодействуют между собой. В результате наложения двух систем эксплуатации возникает современный общественный порядок, который может быть назван «капиталистическим патриархатом». Анализ гендерных отношений требует самостоятельной теории, логически независимой от классовой.

Феминистки переосмысливают также и функционалистский поло-ролевой подход. Так, либеральный феминизм (одно из направлений феминистской мысли), критикуя, адаптирует положения парсонсианства (в том числе о напряжении половых ролей и кризисе американской семьи), используя их для анализа угнетения женщин и мужчин предписанными традиционными ролями. Феминистский подход в этом своем варианте остается структурно-функционалистским, однако меняется пафос анализа гендерных отношений: акцент делается на измерение неравенства, на обоснование возможностей изменений в содержании этих ролей. Примерами такого варианта гендерного подхода являются исследование по андрогинии Сандры Бем, которая разработала методику измерения степени маскулинности и фемининности , книга Б. Фридан «Мистика женственности» и многочисленные последующие феминистские исследования, которые используют понятия социализации, роли и статуса для интерпретации различий положения женщин и мужчин в обществе. Согласно этой позиции, поведение мужчин и женщин различно, поскольку оно соответствует разным социальным ожиданиям. Исследователи показывают, как эти ожидания воспроизводятся такими социальными институтами, как школа, семья, профессиональное сообщество, средства массовой информации. Изменяющиеся ожидания становятся главной темой обсуждения социальных ролей в этом варианте гендерного подхода. Роли, предписанные представителям разного пола перестают рассматриваться как взаимодополняющие, делается акцент на их иерархию и отношения власти.

Поворот исследовательского интереса от уровня структур к уровню действий, к социологии повседневности, позволил феминистским теоретикам инкорпорировать идеи социального конструирования реальности в анализ гендерных отношений. Драматургический интеракционизм и этнометодология вписывается в русло «социально-конструктивистского поворота» в социальных науках и радикализируется в гендерных исследованиях. В этой перспективе гендер понимается как социально-сконструированное отношение связанное с категоризацией индивидов по признаку пола. Микросоциология концентрирует внимание на уровне повседневных взаимодействий, посредством которых производятся разные гендерные отношения в разных культурах.

Теория социального конструирования гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. Гендер определяется как работа общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации. «Женщины» (как и «мужчины») более не рассматриваются как недифференцированные категории, напротив, категория различия становится основной в определении женственности и мужественности. Различия задаются через контексты возраста, расы и сексуальной ориентации.

Социологи-конструктивисты обращаются к тому, как воспроизводится гендерное неравенство в повседневном взаимодействии «здесь и сейчас».

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1050; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!