Предмет и основные категории социологии М. Вебера.



План:

1. Методология соц. познания по М. Веберу: идейные истоки социологии Вебера, ценности, принцип отнесения к ценностям, категория «идеальный тип».

2. Категория «социальное действие», типы социального действия (целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное).

3. Категории «легитимность», формы господства (легальное, традиционное, харизматичское, плебисцитарное).

4. Категория «бюрократия», черты идеальной бюрократии.

Полный текст:

М.Вебер внес большой и разносторонний вклад в социологическую теорию, развивал целый ряд концепций: теория рационализации, теория капитализма, теория социального действия, теория идеальных типов и понимающая социология, социология религии (в поздний период творчества).                   

Методология социологического познания М. Вебера.

Вебер ставил целью обновление учения Маркса, совершенствование его творчества, поскольку он видел противоречие в том, что, по Марку знание являлось объективным отражением бытия. Вебер считал, что знание всегда субъективно. С другой стороны Вебер выступал против позитивистских установок объективного познания мира. В качестве философской модели достоверного познания социального мира Вебер выбирает и обозначает учение Канта о познании. Однако неокантианство призывает абстрагироваться от оценочных суждений, с чем Вебер не согласен. С точки зрения Вебера необходимо исследовать не внутренний мир (оценки и ценности) того или иного исследования, а логику образования понятий, которыми оперирует исследователь. Изучение логики образования этих понятий позволяет определить систему формирования общезначимых научных понятий. Тем самым субъективный мир исследователя преобразуется в объективный мир понятий науки.

Исходя из этой позиции возникают следующие вопросы: На основе чего делаются обобщения в многообразии социального мира? Каков критерий истины тех или иных общественных понятий?

Этим критерием является отнесение к ценностям. Благодаря отнесению к ценностям в центре внимания исследователя остаются только наиболее важные объекты познания. Ценности (теоретические — истина, политические — справедливость, нравственные — добро, эстетические — красота и т.д.) имеют значимость для всех субъектов познания, они надсубъективны, имеют абсолютное значение в рамках той или иной исторической эпохи. Принцип «отнесения к ценности» есть результат применения в социологии методологических постулатов В. Виндельбанда и Г. Риккерта, которые использовались ими в обосновании специфики «наук о культуре», куда они не относили социологию, предпочитая, как и В. Дильтей, рассматривать ее «по ведомству» «наук о природе», а Вебер применяет эти принципы в социологии.

Для того, чтобы определить, что в понятии является объективным, исторически обусловленым, что что привнесено субъективным миром исследователя, Вебер вводит понятие «идеальный тип». Идеальный тип – не есть некое эмпирическое обобщение, идеальный тип - некая теоретическая схема, которая сначала мысленно конструируется исследователем, а затем соотносится с эмпирической реальностью. В качестве примера идеального типа Вебер называет: «экономический обмен», «капитализм», «христианство», «ремесло» и т. д. — это лишь идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения исторических образований. Там где «идеальный тип» служит средством раскрытия генетической связи исторических явлений, Вебер называет их «генетическим идеальным типом» (пример: «средневековый город», «кальвинизм», «культура капитализма»).

Сконструировав в голове некоторый идеальный тип, исследователь обязательно проводит его коррекцию («идеализацию»), сравнивая с реальностью. В то же время Вебер выделяет два класса идеальных типов: применимые в случае индивидуализации и генерализации (обобщения).

Используя эту методологию Вебер разрабатывает теорию социального действия. Социальное действие – осмысленное и ориентированное на других.

                              Выделяется 4 типа социального действия:

 

целерациональное ценностнорациональное  традиционное              аффективное

цель → действие  в основе действия лежат в основе действия неосознанное

                              ценности                           традиции, обряды действие на основе

                                                                                                                 эмоций

Жизнь всех цивилизаций развивается по пути освобождения рационального начала от других. Рационализация начинается с хозяйственной жизни, в её основе лежит античная наука (особенно математика), позже добавляется техникой и т.д.. В западно – европейских обществах тенденция рационализации была дополнена протестантской религией, которая создала мировоззренческие предпосылки для рационализации способа хозяйствования, а за ним и общественной жизни. В то же время теория рационализации тесно связана у Вебера с его теорией капитализма.        Исследуя влияние религии на формирование современного капитализма, Вебер утверждает, что существует четкая адекватность духа капитализма духу протестантизма: для последнего характерна дисциплина, трудолюбие и другие качества, необходимые буржуа (предпринимателю). Вебер создает теорию политического господства на основе типов социального действия. Свою теорию политического господства Вебер начал с определения условий стабильности этого самого господства. Условие стабильности = признание подчиняющимся законности господства (т.е. легитимность). В зависимости от того, какие формы легитимности существуют, Вебер выдвигает различные типы социального господства.

Тип I. Легальное. Основывается на целерациональном действии. Самый чистый тип легального политического господства = бюрократия. В таком государстве подчиняются не личности, а установленным законам, которым подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Тип II. Традиционное. Основывается на вере в законность, даже в священность издревле существующей власти. Самый чистый тип = патриархальное господство. Для традиционного господства характерно отсутствие формального права и соответственно отсутствие требования действовать «невзирая на лица»; характер отношений в любой сфере сугубо личный.

Тип III. Харизматическое. Для лидера характерны некоторые экстраординарные способности.

+ переходный тип: плебисцитарное господство (синтез харизматического и легального типов господства, В современном государстве оно воплощено в типах "партийного вождизма". Но повсюду оно существует там, где власть имущий ощущает себя легитимным доверенным лицом масс и признан таковым...)

Вебер впервые вводит понятие бюрократия (имеющее позитивный оттенок), под которым подразумевает рационально организованную жизнь общества. Идеальная бюрократия по Веберу характеризуется следующими особенностями:

· Всякий пост или должность имеют ясно определенные обязанности и ответственность.

· Всякая деятельность базируется на последовательной системе норм и правил, которая определяет ответственность различных должностных лиц и принцип взаимоотношений между ними.

· Все должности размещены на конкретном уровне иерархии власти, имеющей форму пирамиды. Должностное лицо несет ответственность не только за свои решения, но и за подчиненных.

· Все должностные посты предполагают наличие должностных навыков.

· Должностные лица не являются владельцами своих постов. Должность – собственность организации.

· Работа равна карьере, продвижение основано на старшинстве и заслугах перед организацией, испытательный срок – должность.

· Приказы, правила, процедуры, полномочия фиксируются письменно и постоянно хранятся.

В последние два года жизни Вебер разочаровался в бюрократической организации жизни, и в последних работах уже наблюдается негативное отношение ученого к бюрократии.

Социология П. Сорокина.

План:

1. Предмет и метод социологии.

2. Социальное взаимодействие.

3. Социальное пространство.

4. Социальная стратификация и соц.мобильность

5. Социология революций.

6. Социокультурная динамика.

Полный текст:

П.А.Сорокин (1889-1968).

Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры. Вот лишь некоторые из них: предмет и метод социологии; социальная стратификация и социальная мобильность; социокультурная динамика; доктрина интегрализма; доктрина конвергенции; социология семьи и брака; социология альтруизма и любви; социология преступности и наказаний; социология права; социология религии и морали; поведение людей в экстремальных условиях (голод, разруха); социология революции; история социологии и социальной философии.

Предмет и метод социологии

В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения: его строения и состава, данных в нем процессов или его жизнедеятельности, происхождения и развития общества и общественной жизни.

Социологию П.А. Сорокин разделяет на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику (изучение строения социальных явлений и комбинаций социальных явлений), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которые вызывают эти взаимодействия), и социальную генетику или генетическую социологию (исторические тенденции развития общества). Практическая социология — это, фактически, социальная политика. Её задача — опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Говоря о методе социологии, П.А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.

 

Социальное взаимодействие и его структура

В качестве исходной единицы социологического анализа П.А. Сорокин рассматривает «социальное взаимодействие», которые он подробно анализирует в первом томе «Системы социологии», 1920. Социальным взаимодействием он называет взаимодействие двух или большего числа индивидов и их комбинации. Вся общественная жизнь, все социальные процессы, от революции и мировой войны до футуризма в искусстве, согласно П.А. Сорокину, являются комбинациями различных социальных взаимодействий.

Структуру социального взаимодействия он определяет как связь трёх элементов:

· Минимум двух индивидов, которые вступают в акт взаимодействия и этим обуславливают поведение друг друга;

· Так называемых актов, то есть действий индивидов. Каждый акт является, с одной стороны, результатом внутренней психической деятельности индивида, а с другой — стимулом, вызывающим ту или иную реакцию у других лиц. Акты П.А. Сорокин делит на интенсивные и слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные.

· Проводников (материальных или символических) действий индивидов. К проводникам П.А. Сорокин относит язык, письменность, живопись, музыку, орудия труда и войны, деньги, одежду, церемонии, образы, памятники, предметы быта, железные дороги, телеграфную и телефонную связь и т.д. Наличие тех или иных проводников изменяет характер социального взаимодействия, например, железные дороги и телеграфная связь сокращают социальное пространство и время взаимодействия. Наличие проводников даёт возможность оценить интенсивность социального взаимодействия, например, через количество писем, телеграмм в единицу времени на одного индивида на данной территории, количество библиотек, число участвующих в митингах и т.д. Роль материальных проводников основывается на их физических качествах, а роль символических проводников — на символическом значении, которое им приписывается. Как отмечает П.А. Сорокин, если акты социального взаимодействия осуществляются и исчезают, то проводники могут накапливаться, образую вокруг взаимодействующих людей новую неприродную среду.

Сами социальные взаимодействия П.А. Сорокин классифицирует по ряду критериев. В зависимости от количества взаимодействующих индивидов различаются взаимодействия между двумя, тремя и.т.д. индивидами, одним индивидом и многими. В зависимости от типизации («полиформизма») взаимодействующих индивидов различают взаимодействия между индивидами, принадлежащими к одной группе (семье, государству, расе, возрасту), либо разным группам. В зависимости от природы проводников различаются механические, тепловые, звуковые, свето-цветовые и т.д. взаимодействия.

Социальное пространство

Проблемы «социального пространства» П.А. Сорокин исследует во втором томе «Системы социологии». Социальное пространство — система общественных отношений, в котором человек занимает своё особое место в соответствии с системой координат социального пространства, по аналогии с системой координат в математике. В качестве таких социальных координат П.А. Сорокин рассматривал пол, возраст, расу, гражданство, религиозную принадлежность, имущественное положение и т.д., то есть социальное пространство многомерно. Человек может быть одновременно русским, православным, членом партии кадетов, журналистом по профессии, членом клуба любителей охоты и т.д. То есть индивид оказывается членом (абонентом) множества социальных групп. Таким образом, социальное пространство, согласно П.А. Сорокину — это система внутригрупповых и межгрупповых отношений индивидов.

П.А. Сорокин отвергает как упрощённые попытки деления общества по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.). Он даёт классификацию социальных групп по многим признакам.

Прежде всего, группы бывают элементарные (выделенные по одному признаку — полу, возрасту, языку, профессии, доходам, вероисповеданию и т.д.) и кумулятивные (выделенные по нескольким признакам — классы, нации, народности, элиты). Первый уровень отношений в обществе — отношения между людьми в элементарных группах, второй — отношения и напластования элементарных групп, образующие кумулятивную группу, третий уровень — отношения между кумулятивными группами. Общество — сложное образование из элементарных и кумулятивных групп.

Далее, как элементарные, так и кумулятивные группы делятся на:

· закрытые, принадлежность к которым не зависит от воли индивида — первичная семья, пол, раса, каста, нация;

· открытые, принадлежность к которым зависит от сознательного выбора индивида и имеет место свободная циркуляция индивидов — профессиональные группы, политические партии, научные группировки и т.д.;

· промежуточные, частично сочетающие в себе свойства двух предыдущих — вторичная семья, сословие, класс.

Кроме того, П.А. Сорокин классифицирует социальные группы также по размерам, по типам социального контроля, по продолжительности существования групп, по способам, которыми индивиды входят в группу и выходят из неё (для открытых элементарных групп). Государство П.А. Сорокин описывает как одну из элементарных групп, понимая под ней фактически группу подданных (граждан) определённого государства. Класс он считает кумулятивной группой, сочетающей в себе признаки профессиональной, имущественной и статусно-правовой элементарных групп и характеризующейся наличием общих интересов.

 

Социальная стратификация и социальная мобильность

Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп. Страты — это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе (работа П.А. Сорокина «Социальная мобильность», 1927). Социальная стратификация — разделение общества на страты. П.А. Сорокин считает социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения — мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру.

Социальная мобильность - различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный — перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный — переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.

Социальная мобильность характеризует степень открытости или закрытости или общества в целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое — низкой. Для количественной оценки этого явления был предложен показатель индекса мобильности / стабильности, который характеризует соотношение числа индивидов, занимающих мобильное и стабильное положение в конкретном обществе или группе.

 

Социология революции

П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка.

 П.А. Сорокин высказывает мысль, что всякая революция проходит три стадии: первую фазу П.А. Сорокин называет фазой революционного подъёма, вторую — революционной диктатурой, третью — реакцией.

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

· любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;

· каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;

· каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

 

Социокультурная динамика

В фундаментальном четырёхтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин создаёт свою циклическую концепцию истории человеческого общества и культуры. Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника, изменённая природная среда, философия, религия, искусство и т.д.  

На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.

В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности.

Главный принцип идеационального типа культуры — подлинная или абсолютная реальность является сверхувственной — Бог, Царство Божие. Реальность же, воспринимаемая нашими органами чувств — вторична, иллюзорна, её восприятие даже негативно. В данной фазе развиваются и совершенствуются те аспекты культуры, которые должны выражать сверхчувственную реальность, удовлетворять религиозные потребности. Искусство, литература, философия, государство, право, семья, так или иначе, формируются на основе системы религиозных установлений, через религиозное отношение к бытию. Характерным признаком идеациональной фазы является состояние подъёма в общества, а происходящие в нём перемены носят поступательный, прогрессивный характер, хотя и плавный, медленный.

В идеалистическом (или интеграционном) типе культуры основным принципом выступает понимание истинной реальности как неопределённого многообразия, которое выступает в виде сверхрациональных-сверхчувственных, рациональных и чувственных форм, причём эти формы неотделимы одна от другой. Философия и теология находятся в отношении гармоничного сотрудничества. Рациональные и сверхрациональные, чувственные и сверхчувственные элементы отличаются бесконечным разнообразием, чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией. «Небесное» и «земное» как бы сливаются, наделяют друг друга своими чертами. Однако продолжительность этой фазы короче, чем двух других. Она выступает как бы промежуточной между идеациональной и чувственной фазами.

Основной принцип чувственной фазы — вся истинная реальность воспринимается нашими органами чувств, за тем, что мы можем воспринять, нет сверхчувственной реальности, сверхчувственных ценностей. В чувственную фазу падает до минимума влияние религии. В то же время большое влияние приобретает идеология — как бы «религия земного», ориентированная на достижение определённых задач в земном мире и представляющая собой смесь идеалистических и чувственных ценностей. Чувственная фаза, согласно П.А. Сорокину, сопровождается выходом негативной человеческой энергии — кровопролитными войнами, восстаниями, проявлениями жестокости, вандализма, культом силы, погоней за призрачными ценностями.

Примечательно, что ни один из трёх основных принципов (идеациональный, интеграционный, чувственный) не может дать полностью истинного знания. Каждая система основных принципов частично истинна и частично ложна. С течением времени господствующая система истин стремится занять монопольное положение, полностью вытеснив другие основные принципы. Но в результате возрастает доля ложного в самой доминирующей системе, ложная часть начинает перевешивать истинную, что порождает трудности познания мира и практические трудности. Начинается процесс кризиса и дезинтеграции господствующей системы. Именно это вынуждает отказываться от существующей системы истин и переходить к другой. Изменение социокультурной суперсистемы носит циклический характер — за идеациональной фазой следует идеалистическая (интеграционная), за ней чувственная, за чувственной — снова идеалистическая, потом снова идеациональная и т.д.

П.А. Сорокин считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин в какой-то степени перекликается с А.Тойнби, провозглашавшим наступление эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 421; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ