М. Вебер об отношении протестантизма к профессиональному труду и богатству (по работе «Протестантская этика и дух капитализма»).



«Аскеза и Дух капитализма»
Пуритане( честные, религиозные)
Ричард Бакстер
отношение к богатству: злоупотребление богатсвом - осуждается, но если богатство заработанное то оно приветствуется
Бедный – работай. Богатый – тоже работай . Бедный = больной. Самы страшный грех – безделие
Отношение к труду:
- переход в другую профессию и т.д если это нравственно и в общее благо, то это разрешено
- если есть возможность заниматься более доходной деят, профессией, тогда ты обязан это сделать.

«book of sports» - «книга об увеселениях»
Карл 1 и Яков 1 хотели издать закон по этой книге.
Возможность невинных увеселений в воскресение и в свободное время от богослужения.

 

Пуритане сопротивлялись т.к считал это безделием.
Пуритане сидели в парламенте поэтому не дали издать этот закон.
Пуритане – буржуазия. Авторитарная направленность.

отношение к культуре: разрешение спорта,для лучшей работоспособности.
к науке: положительно т.к. это интелектуальный труд и результаты можно использовать в профессиональной деят.
танцы,музыка,искусство – нет.

Д.Уэсли
 Чем богаче люди, тем менее влияние религии. «легко расставайся с богатством если это надо»

Протестантизм дает:
- устойчивые стимулы к деятельности
- хороших профессионалов( честные,трудолюбивые,стремящие к заработку)
- зарабатывать богатство
- богатство превращается в инсвистируемый капитал
- расширение бизнеса

 

 

Современный капитализм:
- желание зарабатывать
- постепенно желание зарабатывать возвышается над трудом
Исчезновение «духа капитализма».

 

Вебер: изменения в духовной жизни, заставляет людей действовать.

 

Вебер о социокультурном значении протестантской аскезы.


В основе «капиталистического духа» по М. Веберу лежит протестантская концепция спасения. «Высокие» религии внедряют в сознание верующих представления о смысле жизни и ее высшей цели – о спасении. Для христианства вообще и протестантизма в частности этой высшей жизненной целью является обретение праведником вечного блаженства в потустороннем мире. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина.
Именно в представлении о спасении выявляются принятые в данном религиозно-культурном комплексе общие представления о нормах и правилах отношения индивида к внешнему миру, об основных направлениях и пределах его активности, о содержании и ценностной иерархии жизненных ожиданий.

Протестант живет для того, чтобы быть орудием Бога и нести Его волю в мир. Для этого он должен подчинить все свое земное бытие преобразованию мира во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться успехов.
Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная – должна быть проникнута суровой аскезой и рациональностью.

Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире, меру и направления его активности.

Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности товарного мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее служения Богу.

При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще, идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность, направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще от всех товарных интересов».

В качестве примера потусторонней аскезы можно рассматривать христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд, например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера,
«гигиеническую» ценность, становится принятым религией средством послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер подчеркивает, что западные аскеты-монахи стояли на службе церкви, выполняя в ее интересах практическую работу – будь то непосредственное производство материальных благ или охранительная, инквизиторская, или политическая деятельность.
Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама по себе, а духовные цели.

Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они, в свою, очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода».

М. Вебер подчеркивает, что «принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей надмирного бога». Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!