Ролевое напряжение(конфликт). Способы преодоления ролевого напряжения.



Это внутренний дискомфорт, который сопровождает выполнение соц роли.

Причины ролевого конфликта:

некачественная ролевая подготовка

противоречивость ролевых ожиданий

изменение ролевых ожиданий в условиях социокультурной трансформации

 

Способы преодоления:

Сделать ролевую подготовку более адекватной.

Если причина – конфликт ролей, то: «рационализация» ролей (Мертон)-это создание видимости рациональности своей позиции.

Разделение ролей (дифференциация), то есть их распределение по соц институтам или группам. (необязательно быть генералом по отношению к детям)

Иерархизация ролей.

Регулирование ролей, то есть пересмотр обществом ролевых ожиданий по мере необходимости.

Общество может брать на себя ответственность за ситуацию ролевого конфликта. (генеральные статусы: человек и гражданин)

 

Статусно-ролевое принуждение.

Ф.Зимбардо. «Тюремный эксперимент»

Выполняя социальные роли, человек становится тем, кого он играет.

С.Милгрен. Эксперимент с учителями.

 

Выводы:

1)Общество через ролевые ожидания формирует типичное поведение личности

2)Имеются определенные социокультурные различия в ролевых ожиданиях

3)Чем в большее количество соц институтов и групп включается индивид, тем больше ролевое давление
4)Общество, как система взаимодействий возможна только благодаря соответствию поведения личности ролевым ожиданиям.

 


Механизмы ролевого принуждения.

Механизм отбора.

А) общество отбирает тех индивидов, которые по своим качествам способны выполнять те или иные роли.

Б) систематическое выполнение соц роли углубляет и совершенствует соответствующие качества личности.

Механизм предписывания.

Общество через ролевые ожидания предписывает личности определенный набор качеств.

3) Механизм контроля.

Общество нетолько отбирает и формирует в них отдельные качества,но и через санкции контролирует соответствия ролевым ожиданиям.

Общество через ролевые ожидания определяет важнейшие, социально-типические качества личности.

 

П. Бергер о социальном контроле как механизме воздействия общества на поведение индивида(по работе «Приглашение в социологию»)

 

мальчик с картой.
Влияние :
1) Соц. контроль – способы обуздания непокорных членов.
 Средства: - физическое насиление
               - экономическое давление(#лишение стипендии)
               - общественное мнение
Круги контроля :
1ый внешний – политико-юридич законы
2ой - мораль
3ий - профессия
4ый – клубы, братства,союзы (# партия)
5ый – семья(частная жизнь индивида)

 

38. П. Бергер о социальной стратификации и других механизмах воздействия общества на поведение индивида (по работе «Приглашение в социологию»).

Социальная стратификация:
критерии: власть,привелегии
       - классовые(эконом.критерий; мобильность) исп. Идеи Вебера – классовые опред жизненные ожидания (какие шансы что-то добиться, где будешь жить,что будешь ест и т.д.) человек будет подстраиваться под опр общество.
       -рассовые (врожденные) Регидность – жесткость (трудно изменить)


прошлый опыт
«парочка влюбленных» -давным давно все определно что и как будет.
«кошки-мышки» - животными движут инстинкты. У мышки «беги,беги» у людей «женись,женись,» у человека с рождения нет такого инстинкта, это влияние общества.

 

Социальные институты
Общество – тюрьма, стены нашего заточения, мы никуда не денемся.

 

 

Бергер о значении соц. ролей в формировании личности.

Итак, роль можно определить как типичную реакцию на

типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем dramatis personal . Следовательно, актерам нужно только войти в

роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо идет, как запланировано.

 

Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени жестко требуют от актера точного следования прилагаемым инструкциям. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, тогда как врачам, священникам и офицерам приходится приобретать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос, доброе лицо у постели больного. Тем не менее, если рассматривать роль только как регуляторную модель видимых со стороны действий, то можно упустить один существенный аспект роли. Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, т.е., скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и <производит> его. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму. У каждого из них соответствующая эмоция или социальная установка могла присутствовать и до начала игры, но роль неминуемо усиливает ее. Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей. Другими словами, умными становятся с на значением на преподавательскую должность, верующими — выполняя обряды, готовыми к бою - маршируя в строю.

За каждой социальной ролью закреплена определенная идентичность . Иными словами, идентичность не есть нечто <данное>, идентичностью награждают в актах социального признания. Какими мы становимся, так к нам обращаются

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!