Организация занятия (ООД) (см. учебник)



Самостоятельная художественная деятельность детей вне организованной образовательной деятельности в ДОУ: значение для развития творчества детей, условия организации, место проведения.

1. Содержание СХД.

1.1. Понятие СХД.

СХД – это деятельность, которая возникает по инициативе детей.

1.2.Значение СХД для развития творчества детей.

Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения дети переносят в новые необычные условия. В самостоятельной деятельности они сами продумывают, что будут делать и последовательность выполнения.

1.3. Создание условий для проведения СХД.

заинтересованность воспитателя;

организация места для занятий;

наличие материала, оборудования.

выделение времени для занятий.

1.4. Тематика детских работ.

Тематика зависит от:

Ø возраста детей;

Ø знаний и полученных навыков;

Ø пола детей;

Ø желания ребенка;

Ø впечатлений…

1.5. Место проведения СХД.

В группе (см. выше)

На улице. Летом.

Вынести столы, стулья необходимый материал (глину, пластилин, краски, листы бумаги). Утром полить песок и рисовать или лепить из песка. Найти упавшие ветки, взять шишки или другой природный материал и выполнить поделку. Рисование мелками на асфальте.

На улице. Зимой.

Развести в баночке краску и полить ею притоптанный снег, вылепить снеговика или другой персонаж и раскрасить.

1.6.. Связь СХД с другими видами деятельности детей.

В уголке изодеятельности дети могут отремонтировать книги, маску для игр, нарисовать недостающий музыкальный инструмент для игры в «оркестр», вылепить или сконструировать персонажей картонного театра.

 

Пути и методы косвенного воздействия воспитателя на самостоятельную художественнуюдеятельность детей дошкольного возраста.

2. Руководство СХД (самостоятельной художественной деятельностью) со стороны воспитателя (косвенное руководство).

2.1.Роль занятий как средства обогащения СХД детей.

На занятии дети впервые знакомятся с новыми для них изо материалами, со способами работы с ними, воспитатель помогает определиться с тематикой работ, учит планированию своей работы.

2.2. Предметный мир (в группе) как условие развития СХД.

Чем разнообразнее и интереснее будут оформлены уголки в группе, чем содержательнее они будут, тем ярче и выразительнее будут детские работы, тем чаще дети будут заниматься любимым делом.

2.3.Источник самостоятельности.

Ø впечатления детей;

Ø желание поупражняться;

Ø сделать кому – то приятное (сувенир маме, рисунок другу);

Ø рассматривание произведений искусства.

2.4. Содружество ДОУ и семьи в организации СХД дома.

Работа эстета в изобразительной студии.

«+» «-«
o Всю изодеятельность ведет один человек, умеющий хорошо рисовать, лепить, который любит заниматься рукоделием. o Весь изобразительный материал собран в одном месте, и дети могут поработать с качественным и разнообразным оборудованием. o Если на базе изостудии проводятся платные занятия, сад имеет ℅ денежных средств, которые идут на приобретение изоматериала и другого оборудования   o Нет согласованности в работе руководителя изостудии и воспитателя (если воспитатель на прогулке не понаблюдал за предметами и явлениями окружающей жизни, то эстету очень сложно на занятии эти явления объяснить детям ит.д.). o Если есть изостудия, то все изоматериалы находятся там, а в группе детям иногда не с чем работать. o Если руководитель изостудии заболел, то занятия по изодеятельности никто не проводит

 

Эстетическая развивающая среда как фактор развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста. Роль уголка продуктивных видов деятельности в группе

  1. Понятие предметно-пространственной среды.

Под предметно-пространственной средой мы понимаем созданную в дошкольном учреждении обстановку, в которой живет ребенок.

В этой окружающей среде выделяют 4 аспекта:

Социальный аспект – включает взаимодействие детей друг с другом и взаимодействие детей со взрослым (доброжелательное отношение в ДОУ).

К социальной среде относятся и те организации, в которых бывает ребенок с родителями (поликлиника, библиотека, музей, магазин и др.). Безусловно, эту среду педагоги не определяют, они не могут влиять на ее качество. Однако, учитывать ее, оценивать и формировать отношение к ней необходимо.

Природный мир – это природное содержание в ДОУ (в помещении, на участке, в сквере, парке и др. местах). Для создания природной среды привлекают детей.

Предметный мир – мебель и оборудование всех помещений, где живут и занимаются дети. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие. Необходимо предъявлять определенные требования к игрушкам в ДОУ и группе. Включение в среду материалов для занятий художественным творчеством в разных видах деятельности вызывает творческую активность детей. В помещении ДОУ обязательно должны быть произведения искусства. Большое воспитательное значение имеет и широкое использование в создании эстетической развивающей среды детских работ по изодеятельности, художественному конструированию. Следует систематически организовывать выставки детских работ (работ детей и их родителей).

Архитектурно-пространственная среда – здание ДОУ и все помещения; а также здания вокруг детского сада.

 

  1. Требования к организации эстетически воспитывающей среды:

среда должна быть сменяемой, разнообразной и сложной, динамичной;

среда ДОУ должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, что помогает ребенку свободно заниматься разными видами деятельности;

среда не должна быть застывшей, ее следует постоянно преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия;

в создание среды необходимо включать и детей, это способствует осознанному отношению ребенка к среде;

оборудование и материалы должны быть в свободном пользовании детей;

среда должна соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям.

 

3. Роль педагога в организации эстетической развивающей среды. (Комарова Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М., 2005)

 

4. Роль уголка продуктивных видов деятельности в ДОУ.

       Чтобы у детей возникло желание заниматься в уголке ИЗО, его необходимо красиво и интересно оформить.

       Рисовать, лепить, конструировать всегда удобнее у окна. Для того, чтобы дети не ходили по всей группе с красками, карандашами и другими изоматериалами и оборудованием, не ждали, когда будут убраны столы после приема пищи, в уголке ИЗО необходимо иметь несколько столов для занятий. Эти столы могут стоять по-разному: в ряд вдоль окна (ленточным способом) или 2 стола напротив друг друга для выполнения коллективных творческих поделок. Очень удобны для рисования столы с откидными столешницами (по типу стола – книжки). В основе такого стола может быть 4-хугольник или 5-тиугольник, где дети кладут краски, баночки с водой или кисти, карандаши, а на откидных крышках можно рисовать (см. книгу Пантелеевой Л.В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ. – М., 1987. стр 20 – 29 или кн. Пантелеевой Л.В. Музей и дети.- М., 2000. стр 224 – 229). Удобными для рисования также являются мольберты. Для самостоятельных занятий изодеятельностью необходимо найти место для хранения материалов и оборудования. Для такой цели можно иметь тумбочку с закрытыми дверцами, навесной шкаф, или навесную открытую полку, где дети свободно без помощи взрослого могут взять те материалы, которые им необходимы в данный момент. Конечно, и тумбочка, и навесные шкафы, и полки должны быть эстетически оформлены. Их оформление должно вписываться в общий интерьер группы, и в тоже время выделяться наличием и расположением там предметов декоративно – прикладного искусства, детскими рисунками или поделками. Именно оформление уголка ИЗО и наличие предметов декоративно – прикладного искусства прежде всего привлекает детей для самостоятельных занятий.

       Каким же должно быть оборудование уголка ИЗО? Это зависит от возрастной группы, от того, по какой образовательной программе вы работаете, с какими изоматериалами вы познакомили детей на занятиях по изобразительной деятельности, от материальных возможностей группы, от желания и умений детей, от творчества воспитателя группы и т.д. Например, в старшей группе на занятиях по рисованию вы познакомили детей с новыми для них материалами: сангина, соус, уголь, пастель, и дети умеют ими пользоваться (не сильно нажимают на них, чтобы не сломать, у вас есть в достаточном количестве шершавая бумага для рисования, вы познакомили родителей с данными материалами и они могут вам помочь приобрести), значит в вашем ИЗО уголке в свободном пользовании будут данные материалы. Если для детей средней группы для лепки необходимы: доски или клеенка, глина или пластилин, стеки, различные печатки для нанесения узора, а также, небольшие кусочки ткани, бумаги, перья и т.д. для оформления поделки, то в старшей и подготовительной группе уже необходимо уметь пластилин разных ярких цветов для выполнения пластилинографии, а также небольшие листы картона. Главное, чтобы с этими материалами и оборудованием дети были знакомы.

       Хотелось бы отметить, что в уголке для продуктивной деятельности должен быть природный материал для детского конструирования (какой природный материал использовать для каждой возрастной группы, решает сам воспитатель или см. книгу Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – М., 1984), а также мелкий лоскут, нитки, ленты, тесьма и другие материалы для ручного труда (для старшей и подготовительной группы).

       Таким образом, не только красивое оформление уголка и наличие в нем разнообразных материалов привлекает детей к самостоятельной деятельности, но и сформированные у детей изобразительные умения, навыки, а также большая заинтересованность воспитателя группы.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1068; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ