Натура. Значение использования натуры в организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Требования к натуре.



Использование натуры.

1. Понятие натуры.

       Натура – это предмет, который изображают при непосредственном восприятии.

2. Значение использования натуры.

  1. Развивает внимание, наблюдательность.
  2. Развивает усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук.
  3. Закрепляются знакомые способы рисования.

3. Требования к натуре:

Ø Должна быть крупной (если одна).

Ø Эстетически оформленной.

Ø Не должна содержать мелкие детали.

Ø Не должна иметь мелкие детали.

 

Руководство воспитателя по использованию натуры в организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Организация обследования предмета перед его выпользованием.

Рисование с натуры вводится со старшей группы. 1 занятие в месяц – 9 занятий в год. К старшему возрасту у детей сформировались определенные навыки в рисовании, внимание более устойчивое, дети точнее могут передать характерные признаки предмета.

В начале обучения детям даются симметричные предметы, а затем асимметричные.

4. Постановка натуры.

       В старшей группе все дети рисуют, в основном, по одной (одинаковой) натуре. Предмет устанавливается на задрапированную подставку на уровне глаз ребенка или чуть ниже глаз. Для драпировки используют однотонную ткань. Она должна быть белой или другого цвета, но неяркой, чтобы на ее фоне отчетливо выделялся предмет. Подставка для натуры должна иметь заднюю стенку, чтобы детям было удобно рассмотреть предмет и ничто не отвлекало их внимания.

       В старшей группе можно предложить детям несколько предметов в качестве натуры. В данном случае они должны быть небольших размеров и стоять на каждом столе.

       В подготовительной группе дети рисуют предмет с определенной точки зрения. Еще в этой группе можно использовать натуры для каждого ряда. Например, тема занятия: «Ветка рябины в вазе». Вы используете разные по форме, цвету, высоте и т.д. вазы, а ветки одинаковые (методику см. далее).

5. Этапы рассматривания натуры (см. вопрос «Обследование предмета» в теме «Методы и приемы обучения…»):

1 этап – рассматривание натуры в целом.

2 этап – выделение крупных частей (например, голова, туловище), определение их формы, цвета, далее выделяют мелкие детали (например, глаза на голове, хвост), определение их формы, цвета. Рассмотреть строение предмета: где находятся детали относительно друг друга.

3 этап – привлечь внимание детей снова к натуре в целом.

6. Методика обучения.

  1. Обследование натуры.
  2. Вопросы к детям.
  3. Частичный показ (жестом), использование схем, дополнительных линий (показ того, что для детей является новым).
  4. Художественное слово.
  5. Анализ детских работ (обратить внимание на точность передачи натуры).

Детям должна быть дана установка на внимательное рассматривание натуры.

Последовательность обследования натуры должна совпадать с последовательностью рисования (лепки) предмета, чтобы детям было легче запомнить.

Если используем несколько предметов (занятие «Ветка рябины в вазе»), ветки одинаковые, а вазы разные, то достаточно рассмотреть одну вазу, а остальные сравнить с первой. Если дети будут изображать разные вазы, то для каждого рядя устанавливается своя ваза.

Натура стоит в течение всего занятия с тем, чтобы дети могли постоянно сравнивать свою работу с натурой. Воспитатель использует частичный показ или показ жестом, или использовать схему: размещение растения на листе бумаги или движение животного, т.к. предмет, который дети будут изображать не новый для них. Например, собак дети уже изображали, а сегодня будут изображать какую- то характерную породу собаки, тогда воспитатель может использовать схемой строение животного, а «завитушками» - шерсть.

Во время работы детей воспитатель наблюдает за ними, дает указания, напоминает, что надо смотреть на натуру и передавать характерные особенности именно этого предмета. При проведении анализа детских работ обращает внимание на точность передачи предмета.

При рисовании с натуры дети могут проявить творчество в использовании материала и способа рисования.

 

Словесные и практические методы обучения (перечислить) продуктивным видам деятельности. Беседа в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Словесные методы обучения основаны на действии  слухового анализатора. Практические – тактильного.

Словесные методы обучения
Беседа
Объяснение
Вопросы к детям
Поощрения
Художественное слово
Уточнения, указания

 

Беседа.

       Беседа – это организованный педагогом разговор с целью формирования у детей представлений об изображаемом предмете, а также для выявления их знаний.

Беседа на занятии по изобразительной деятельности используется в вводной части занятия, а также – в заключительной, при проведении анализа детских работ. В вводной части занятия беседа может длиться 3 – 7 мин., в заключительной – 2-3 мин. В вводной части занятия беседа используется для формирования изобразительных представлений у детей. В конце занятия – для возможности детям увидеть достоинства и недостатки своей работы. Иногда беседа проводится в течение всего занятия (на занятиях по декоративному рисованию, когда воспитатель знакомит детей ст. дошкольного возраста с произведениями декоративно – прикладного искусства).

       Беседа зависит от содержания, задач и вида занятия.

Содержание бесед:

o Если сюжетное рисование, то воспитатель обговаривает с детьми содержание будущей работы, используемый материал, технику выполнения, выразительные средства;

o Если изображение по литературным произведениям, то необходимо вспомнить их;

o Если изображение на темы окружающей жизни, необходимо оживить в памяти детей;

o Если декоративное изображение – рассказать о промысле и т.д.

 

Художественное слово.

К художественному слову относят отрывки из стихотворения и рассказов, загадки, пословицы с описание предмета, а также создания настроения у детей. Художественное слово вызывает интерес к теме, к содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам, неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

 

Пояснения.

Это словесный способ воздействия на сознание детей. Пояснения могут быть даны всем и индивидуально.

Упражнения.

Прием упражнений используется детьми тогда, когда они не совсем уверены в изображении элемента.

 

Выбор методического приема зависит от:

  1. Цели и задачи конкретного занятия.
  2. Вида деятельности на занятии.
  3. Материала.
  4. Возраста детей.
  5. Уровня овладения конкретным видом деятельности.

 

 

Игровые приемы обучения дошкольников продуктивным видам  деятельности.

1. Дать понятие игровых приемов.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно – игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Специфика игровых приемов.

С одной стороны, как и всякие приемы, они должны быть направлены на решение дидактических задач. С другой, по своему характеру должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Игровая задача в этих приемах – это формулировка, определение цели предстоящих игровых действий.

Иногда воспитатель ограничивается постановкой только игрой задачи («Сделаем петрушке фото»), а далее на занятии идет обычная учебная работа. Получается, что детям «пообещали» игру, но игра не состоялась. Получилось это потому, что в данном игровом приеме не оказалось игровых действий, через которые осуществляется любая игра. Поэтому игровые действия являются важным признаком игровых приемов обучения.

Т.о., в каждом игровом приеме должны быть игровая задача и игровые действия.

 

2. Значение использования игровых приемов на занятии.

o Заинтересовать детей содержанием занятия.

o Мотивировать деятельность детей на занятии (сделать для кого – то).

o Игровые приемы помогают развивать у детей не только изобразительные и технические, но и развивать воображение, творчество детей.

o Игра на занятии используется не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью.

o Игровые приемы обучения обеспечивают принятие детьми цели (выполнить изображение)

 

3. Виды игровых приемов.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно – игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно – игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

а/ Обыгрывание предметов и игрушек можно использовать во всех возрастных группах (пример).

б/ Обыгрывание изображения (законченного и незавершенного). Обыгрывание завершенного изображения. Этот прием применяется в конце занятия. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игрового действия зависит от содержания изображения. (птица может «лететь», по дорожкам будут «ходить» звери). Действия с готовым изображением зависят от того, объемное изображение или рисунок (лепную работу зайчика – можно показать, как он прыгает, мишка – как он идет, переваливаясь с боку на бок, самолет – летит). Воспитателю необходимо продумать, какие способы выполнения действия более интересны и доступны детям. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.

Обыгрывание незаконченного изображения. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, поэтому сопровождает его. Игровое действие данном случае может быть выражено словом (ребенок не нарисовал девочке шапку. Воспитатель спрашивает, не замерзла ли куколка; если видит, что мало зернышек нарисовано, говорит: «Подсыпь, подсыпь зернышек»).

Игровые приемы с ролевым поведением детей и взрослых (дети – гончары, или украшали узором одежду и потом «продают» в магазине «одежда»).

 

4. Место игровых приемов на занятии.

В 1 части занятия с помощью игровых приемов предлагаем детям действенный мотив изобразительной деятельности, организуем ориентировочно – исследовательские действия, показываем последовательность изображения, способы выполнения изображения.

Обыгрывание игрушек – в вводной части; помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить прим изображения, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет (напр., дети хотели научить Незнайку).

Т.о., 1 части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов или игрушек, сюжетно – изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание незаконченного изображения, обыгрывание законченного изображения (результатов показа способов рисования, лепки).

Во 2 части занятия – обыгрывание незаконченного изображения.

В 3 части занятия – обыгрывание законченного изображения.

 

5. От чего зависит выбор игрового приема:

- типа и вида занятия(изображения по памяти, по представлению, с натуры);

- от возрастной группы;

- от содержания изображения (предм.. сюжетное, декор.);

- от вида изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование);

- индивидуальных особенностей детей.

 

 

Формы организации продуктивных видов  деятельности. Структура организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Виды и типы  организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

  1. ООД – основная форма обучения детей дошкольного возраста.

Значение ООД.

Структура ООД.

Виды и типы ООД по продуктивным видам деятельности.

Организация ООД (гигиенические требования к занятиям, подготовка изобразительного материала к занятию, подготовка воспитателя).

  1. Самостоятельная художественная деятельность (СХД).
  2. Работа в изобразительных студиях.
  3. Индивидуальная работа с детьми.

 

  1. ООД– основная форма обучения в дошкольном возрасте.

 

Положительное влияние занятий (ООД) Негативное влияние занятий (ООД)
o За короткий срок воспитатель может обучить большое количество детей. o На занятии дети работают в коллективе. o Занятия организуются и проводятся воспитателем, который направляет познавательную деятельность детей. o Отсутствует индивидуальная работа.

 

Длительность занятий (ООД):

Младшая группа – до 15 мин.

Средняя группа – до 20 мин.

Старшая группа – до 30 мин.

Подгот. к школе группа – до 35 мин.

 

Структура занятий (ООД):

1 часть – вводная. В вводной части занятия воспитатель сообщает, чем дети будут заниматься на занятии. Далее выбирает методические приемы обучения, которые наиболее целесообразны для данного занятия (выбор методических приемов см. тему «Методические приемы обучения»).

Объяснение воспитателя должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать интерес к занятию, создать творческую атмосферу. В этой части занятия воспитатель обследует предмет, рассматривает картинку, использует свой показ способа выполнения работы и т.д.

В конце вводной части занятия воспитатель обязательно спрашивает у детей, с чего они начнут выполнять свою работу для того, чтобы еще раз закрепить последовательность выполнения.

Эта часть длится 3-5 мин в младшей, средней группе и до 7 мин со старшей группы.

 

Послушайте содержание вводной части занятия на тему: «Стайка воробьев» (старшая группа).

Воспитатель рассказывает:

- Дети, когда вы бываете на улице, то обычно видите не одного воробья, а целую стайку. Если воробей найдет корм, он громким чириканьем созывает других воробьев. Они слетаются на его призыв и начинают дружно клевать. А если, вдруг, услышат какой-то шум, то все вместе взлетают и садятся на ближайший куст. Когда опасность минует – пройдет человек или убежит кошка – воробышки снова летят к корму.

Сегодня я предлагаю вам нарисовать стайку воробышков, клюющих корм. Но если вы нарисуете воробышков в такой же позе, в какой рисовали на прошлом занятии, то сможет ли кто – нибудь, глядя на ваши рисунки, понять, что делают воробьи? Как же надо изменить позу воробья, чтобы было видно. что он клюют? Посмотрите на эту картинку и найдите клюющего воробья. Чем же его поза отличается от позы воробья, который просто стоит?

Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что у клюющего воробья голова опущена вниз, а хвостик поднят вверх, ноги наклонены, а клюв может быть открыт. Воспитатель показывает, как рисовать воробья в движении. Сначала слабо, нажимая на карандаш, рисует вспомогательную линию сверху вниз. Затем рисует тело птицы, внизу голову, вверху хвост. Предупреждает, что прежде, чем приступить к рисованию, надо определить, какой величины должны быть воробьи, чтобы 3-5 птиц уместилось на листе бумаги; воробьев можно рисовать ближе к нижнему краю листа и дальше. (Из книги ШвайкоГ.С. Занятия по изодеятельности в д/саду. – М., 2001).

 

Виды занятий (ООД) по продуктивным видам деятельности зависят от вида деятельности на занятии (ООД):

Рисование Лепка Аппликация Предметная Сюжетная Декоративная  

 

Тип занятия (ООД) по продуктивной деятельности зависит от этапа обучения:

1 этап.

Занятия (ООД) по сообщению детям новых знаний и способов изображения.

Задачи обучения в конспекте звучат так:

Учить …..

Познакомить …..

Пример: Учить детей рисовать знакомые предметы… Познакомить детей с новым способом лепки животных…..

2 этап.

Занятия (ООД) по закреплению у детей знаний о определенных умений работы.

Задачи обучения в конспекте звучат так:

Продолжать учить…

Закрепить …

Пример: Продолжать учить детей вырезать предметы симметричным способом… Закрепить умение рисовать предметы пальчиком…

3 этап.

Творческие занятия (ООД).

Задачи обучения в конспекте звучат так:

Совершенствовать …

Упражнять ….

Пример: Упражнять детей в лепке животных конструктивным способом… Совершенствовать умения детей строить дома , используя разный строительный материал.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 3006; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!