Обучение лепке детей старшего дошкольного возраста.



  1. Понятие лепки.

Лепка – процесс создания рельефных и объемных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, глины, теста, снега и других.

 

2. Значение лепки для развития ребенка.

  • Развивает речь. В процессе работы над фигуркой дети объясняют, что будут делать, обыгрывают вылепленные фигурки.
  • Дети знакомятся с окружающим миром.

Темами лепных работ могут быть: лепка животных жарких стран или северных лесов, лепка игрушек по мотивам народных.

  • Физическое развитие.

Развивается мелкая моторика рук.

  • Нравственное воспитание.

Дети договариваются о создании общих композиций, помогают друг другу в процессе работы.

  • Эстетическое воспитание.

На занятиях по декоративное лепке дети учатся выбирать удачные цветовые сочетания.

 

  1. Виды лепки.

Предметная, сюжетная,  декоративная.

 

4. Декоративная лепка

       Декоративная лепка в дошкольном учреждении — это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта.
       Навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.
       Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Занятия декоративной лепкой связаны с рисованием. Рельефный узор прежде всего наносится на бумагу в виде предварительного эскиза, затем эскиз переносится на пластину. Так выполняются декоративные пластины. Вылепленные фигурки раскрашиваются. Здесь опять используются знания, полученные на занятиях рисованием.
       Для успешного овладения навыками декоративной лепки воспитатель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знакомить детей с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.
Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности, а иногда и динамичность, которая имеет место в богородской игрушке (мишки-кузнецы, поочередно ударяющие молотом о наковальню, клюющие куры, веселый дятел и другие игрушки).

 

5. . Методика обучения.

Тематика. Предметная лепка: животные, птицы, человек, деревья и др.

Сюжетная : дети делают гимнастику, девочка гуляет с собакой, по сказке «3 медведя» и др.

Декоративная: украшение предметов (посуды) налепом или печаткой, выполнение декоративной пластины с вогнутым и выпуклым рельефом.

Количество занятий:

1 мл. группа – 1 занятие в нед.= 36 занятий в год.

2 мл. группа – 1 зан. в нед.

Средняя гр. – 1 зан. в нед.

Старшая гр. – 1 зан. в нед.

Подготовит. к школе гр. – 2 занятия в месяц, = 18 занятий в год.

Методические приемы:

Все приемы наглядного, словесного и практического методов. (см тему «Рисование»)

 

Способы и приемы лепки. Пластилинография.

 

6. Способы лепки

Конструктивный – предмет создается из отдельных частей.

Пластический – лепка из целого куска. когда все части вытягиваются из одного куска глины.

Комбинированный – объединяет лепку из отдельных частей и целого куска.

 

7. Приемы лепки (по возрастным группам).

1 и 2 младшие группы:

  • Раскатывание ( колбаска)
  • Соединение (колечко)
  • Скатывание (шар)
  • Сплющивание, расплющивание (диск)
  • Раскатывание под углом (морковка)
  • Прищипывание (торт) – в конце учебного года

Средняя группа:

  • Оттягивать (хвост)
  • Сглаживание
  • Вдавливание пальцем (посуда)
  • Отгибание краев у раплющенной формы

Старшая группа:

  • Расплющивание шара
  • Ленточный прием

Подготовительная к школе группа:

  • Учить вставлять одну часть в углубление другой для большей прочности ( 2 углубления в дне туловища для ног).
  • Из колец посуда (снаружи и изнутри замазывается).
  • Выбирание глины стекой (посуда).
  • Заглаживание поверхности мокрой тряпочкой.

 

8. Пластилинография.

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Материалы, используемые в пластилинографии

• Пластилин (разных цветов).

• Пластиковые дощечки для выполнения работ.

• Стеки.

• Картон (однотонный и цветной),желательно плотный.

• Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.

• Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры , фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д.

Жировые компоненты, входящие в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов.

Важное значение начи­нает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой.

При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор». Очень эффектно выглядят «мраморные» поделки: камешки, вазы, кашпо, скуль­птуры. Для получения такой окраски нужно взять 2— 3 куска пластилина и смешивать их до образования причудливых разводов и пятен. Сначала дети делают это стихийно, по вдохновению — что получится. Со временем приходит понимание того, что мраморную окраску можно моделировать и создавать по замыслу. Но нужно посоветовать не брать много исходных цве­тов. Сначала лучше ограничиться двумя-тремя, затем можно поэкспериментировать с 3—5 цветами. При этом нужно поддерживать стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний.

При полном смешивании разных цветов получают­ся новые цвета или оттенки. Довольно часто в лепке бывают нужны такие цвета и оттенки, которые очень редко встречаются в стандартных наборах пластилина.

Не нужно смешивать одновремен­но много цветов. В таких случаях чаще всего выхо­дит нечто непредсказуемое — серо-бурое. Лучше на­чать с двух, затем с трех цветов. Нужно показать детям рациональную технику смешивания: отщип­нуть или отрезать кусочки нужного цвета, кусочек каждого цвета раскатать в валик, соединить валики и раскатать в один валик, сложить этот валик пополам и снова раскатать, опять сложить и раскатать. Эту операцию нужно продолжать до получения однород­ного цвета.

 

Этапы создания картин

1. Подбор эскиза. Возможны следующие вариан­ты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз вы­полнен педагогом после обсуждения с детьми; каж­дый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.

2. Перенос эскиза на основу (картон, оргалит) педа­гогом в присутствии детей в свободное от занятий время.

3. Подбор цвета пластилина, смешивание пласти­лина для получения необходимых тонов.

4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в со­ответствии с замыслом картины; выбор приемов на­ несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем ма­ленький, с горошину, кусочек и, приложив его к осно­ве, размазываем в нужном направлении. Горизон­тальное направление выбирается при передаче об­раза спокойного неба, земли, круговое — при пере­даче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.

5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художе­ственные образы выполняются в двух техниках —технике мазка и технике барельефа. Первая использует­ся для передачи образов деревьев, кустов, цветов.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1190;