Вопрос №5 Социологический проект Конта



Социальный проект О. Конта

 

Огюст Конт (1798–1857 гг.) родился и жил во Франции; он был учеником Сен-Симона, но разошелся во взглядах со своим учителем и приступил к разработке собственной философии.

Подобно многим другим социальным мыслителям XIX в. Конт любил пророчествовать, и эта любовь естественным образом вытекала из фатали-стской интерпретации социальных законов. Сегодня одни его предсказания выглядят наивными и смешными, другие - основательными и провидческими. Не подтвердилась основополагающая вера Конта в то, что разработанная им вплоть до ритуальных деталей Религия Человечества станет религией человечества.

По разработанному Контом “Плану реорганизации социальной жизни” в социократиисохраняется класс капиталистов Материальная сила должна принадлежать промышленникам (банкирам, купцам, фабрикантам, землевладельцам). Пролетариат должен в 33 раза превышать численность патрициата. К мелкой буржуазии Конт относился резко отрицательно и желал ее исчезновения. Духовную власть в социократии осуществляют жрецы позитивистской церкви, воспитывающие оба класса в духе солидарности.

Конт выступал против индивидуализма, против теорий невмешательства государства в частную жизнь. Взгляды Конта на право и на права личности весьма своеобразны; он отвергает и то, и другое: “Слово “право” должно быть так же изгнано из правильного политического языка, как слово “причина” из настоящей философской речи. Из этих двух теологико-метафизических понятий одно (право) столь же безнравственно и анархично, как другое (причина) иррационально и софистично”. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным на представлении о богоустановленности власти. Для борьбы с этим теократическим авторитетом было выдвинуто (в метафизический период – по существу, в Новое время) понятие “права человека”, которое, как утверждал Конт, выполнило лишь разрушительную роль. Когда эти права человека попытались осуществить на практике, “они тотчас же обнаружили свою антисоциальную природу, стремясь увековечить индивидуализм”.

В социократии не должно быть ни права, ни прав личности: “В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав, как таковых... Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг”.

Однако замена права позитивной политикой и религией, а прав личности – обязанностями не означает, по плану Конта, каких-либо посягательств на капиталистическую собственность. Конт стремится дать новое, позитивистское обоснование частной собственности капиталистов.

 

Вопрос №6 Социология Спенсера

Органическая социология Спенсера

Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальнуюатмофсеру той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: “Основные начала” (1962), “Основная биология” (1864-1867), “Основания психологии” (1870-1872), трехтомный труд “Основания социологиии” (1876-1896), “Социология, как предмет изучения” (1903), “Основания этики” (1879-1893).

Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход , получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.

Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия “сверхорганический” организм, т. е. как специфическую организацию.

I. Характеристика эволюционного процесса социологии, как науки

Эволюция любого объекта характеризуется переходом от безсвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: “Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной однородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение” . Предел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы.

Сам термин “социология” благодаря Спенсеру был “реабилитирован” и получил второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с политико-религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то начиная со Спенсера он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.

Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений , социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.

II. Концепция социальных институтов

 

III. Общество, как “социальный организм”

Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты “социального организма” и выявлял общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности населения, материальные ресурсы и др.):

2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.

3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями.

4. в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.

 

Вопрос №7 Социология Маркса

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.

Учение Маркса представляет собой единое, недифференцированное целое, в котором научные и практические вопросы тесно переплетаются. Маркс осознавал специфику научного поиска истины и считал себя ученым. Но наука была для него не самоцелью, а, прежде всего, средством и частью практического революционного преобразования мира. Маркс ясно выразил эту позицию в самом знаменитом из знаменитых &quo ;Тезисов о Фейербахе&quo ;: &quo ;Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его&quo ;. 1. Материалистическое понимание историиВсякая значительная по масштабу теория общества предполагает явное или неявное присутствие какой-то теории человека, его сущности и места в мире. Согласно Марксу, человек - это, прежде всего, homofaber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем, труд связывая человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение). Только в будущем коммунистическом обществе, когда закончится &quo ;предыстория&quo ; человечества и начнется его &quo ;подлинная&quo ; история, когда человечество из &quo ;царства необходимости&quo ; перейдет в &quo ;царство свободы&quo ;, человек вернется к самому себе, и отчуждение будет преодолено. Маркс исходит из руссоистского взгляда на человеческую природу, согласно которому человек по природе своей - существо целостное, &quo ;неотчужденное&quo ;, доброе. В оценке человеческой природы он непоколебимый рационалист: человек, в его понимании, существо изначально и безусловно разумное. Для того чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. Эта концепция человека, непосредственно перерастающая в утопию, составляет своего рода постоянный фон научных изысканий Маркса. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. &quo ;Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другую, - писал он. Общество в его понимании - это &quo ;продукт взаимодействия людей&quo ;; при этом люди не свободны &quo ;в выборе той или иной общественной формы&quo ;. Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Этот материализм был прежде всего реакцией на идеализм Гегеля и младогегельянцев, стремление противопоставить ему объяснение мира &quo ;реальными&quo ;, &quo ;практическими&quo ;, &quo ;материальными&quo ; основаниями.

Маркс никогда не использовал термин &quo ;исторический материализм&quo ;, которым после его смерти стали обозначать его метатеорию общества. Этот термин ввел Энгельс, использовав его сначала в своих письмах 1890 г.К. Шмидту и И. Блоху. Сам же Маркс предпочитал пользоваться более осторожным выражением &quo ;материалистическое понимание истории&quo ;. Что же такое материалистическое понимание истории в марксовой трактовке? Суть этого понимания выражена в известном предисловии Маркса к работе &quo ;К критике политической экономии&quo ;: &quo ;В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание&quo ;. Материальное производство, как производство необходимых для жизни человека продуктов, предполагает наличие вещественного (средств производства) и личного (рабочей силы) факторов, которые и образуют производительные силы общества. Личные и вещественные факторы производства в своей совокупности и взаимодействии составляют производительные силы общества. Следует заметить, что люди не свободны в выборе производительных сил, которые образуют основу всей истории, поскольку они (производительные силы) являются продуктом деятельности предшествующих поколений. Таким образом, возможности людей определяются условиями, в которых те находятся, производительными силами, существовавшими до них; уже созданными не этими людьми, а предыдущими поколениями. Средства производства (как вещественный элемент) включают в себя средства труда и предметы труда. Средства труда есть то, посредством чего (с помощью чего) человек воздействует на предмет труда. Их можно разделить на две части: активную (машины, механизмы) и пассивную (здания, сооружения). Предмет труда есть то, на что направлен человеческий труд, т.е. та часть природы, которая уже вовлечена человеком в процесс производства. В истории человеческого общества можно выделить четыре типа качественно различных средств труда (с точки зрения их эффективности, или производительности, а также трудовых навыков человека) и четыре ступени в развитии производительных сил. Первая - примитивные ручные каменные, костяные и деревянные средства труда, которые приводились в движение благодаря использованию мускульной силы человека. Вторая - ручные металлические и деревянные средства труда и использование двигательной силы не только человека, но и домашних животных, воды, ветра. Третья - машинная техника. Четвертая - автоматизированное производство. Люди не могут производить, не соединяясь, друг с другом определенным образом.

Дело ведь не в том, чтобы признавать или не признавать реальное существование классов, а в том, чтобы адекватно исторической действительности выявить их роль в развитии общества; многие справедливо считали, что К. Маркс абсолютизировал роль классов и классовой борьбы в историческом развитии общества. В марксистской литературе, между прочим, имеется одно из наиболее удачных исходных определений понятия "класс". "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" [1]. По К. Марксу, в капиталистическом обществе имелось два класса - буржуазия и пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство и интеллигенция; социалистическая революция ведет к ликвидации классового деления общества. 1 Ленин В.И. ПСС. Т. 39. С. 15

Вопрос №8

Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Он считал себя последователем позитивизма, того направления в философии и социологии, основателем которого являлся Огюст Конт. При этомДюркгейм уделял большое внимание разработке методов социальных исследований. В своих работах он широко использовал данные статистики.

Согласно Дюркгейму, основной задачей социологии является изучение социальных фактов, к числу которых он относил прежде всего так называемые коллективные представления, то есть традиции, обычаи, нормы морали, религиозныеверования. Как подчеркивал Дюркгейм, социальные факты существовали независимо от отдельного человека и, кроме того, они оказывали на поведение человека принудительное воздействие, побуждая его поступать определенным образом. В своих работах Дюркгейм обращался главным образом к анализу социальных причин, влияющих на человеческое поведение. Одним из основных понятий в теории Дюркгеймавыступает понятие социальной солидарности, которое обозначает у него те механизмы общественной жизни, которые обеспечивают целостность, сплоченность человеческогообщества. По мнению Дюркгейма, характер социальной солидарности был различным в разные исторические эпохи.

Он выделял два типа солидарности:

1. механическая

2. органическая

Механическая солидарность встречается, согласноДюркгейму, в неразвитых первобытных обществах. В таких обществах практически отсутствуют разделение труда и все люди исполняют сходные функции, при этом поведение людей жестко регулируется коллективными представлениями, обычаями, традициями, религиозными идеями.

Органическая солидарность получает наибольшее развитие в условиях индустриального общества. Согласно Дюркгейму, преобладание органической солидарности связано с расширением общественного разделения труда, в результате чего люди начинают специализироваться на различных видах деятельности, а взаимосвязь между этими людьми устанавливается главным образом за счет экономического обмена. При этом влияние коллективных представлений на человеческое поведение значительно ослабевает.

Согласно Дюркгейму, механическая и органическая солидарности представляют собой две противоположных теоретические модели и в любом человеческом обществеприсутствуют, хотя и в разных сочетаниях, элементы как механической, так и органической солидарности.
В своих работах Дюркгейм много внимания уделял анализу различных коллективных явлений общественной жизни, в частности широкую известность получило его исследование «Самоубийство».
Дюркгейм выделял три типа самоубийств:

1. эгоистическое

2. альтруистическое

3. аналическое

Эгоистические самоубийство встречается, согласноДюркгейму, в современном индустриальном обществе. Оно являлось результатом разрыва социальных связей, изоляции человека от его ближайшего окружения, выделяющего в результате чувство одиночества.

Альтруистическое самоубийство характерно прежде всего для неразвитых обществ, в которых преобладает механическая солидарность. В таких обществах отдельный человек полностью подчинен требованиям группы и может пожертвовать собственной жизнью ради коллективных интересов.

Аналическое самоубийство, по мнению Дюркгейма, получает распространение в эпоху кризисов и социальных потрясений, когда резко изменяются условия жизни и не все люди способны адаптироваться к процессам изменений.

Работы Дюркгейма по социологии оказали значительное влияние на развитие социологии в 20 веке как во Франции, так и в других западных странах (в частности в США).

В настоящее время Дюркгейм считается одним из классиков социологии.

 

 

Вопрос №9 Социология Вебера

С точки зрения М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с оп­ределенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

Задачи понимающей социологии М. Вебера: 1). Выяснить, благодаря каким осмысленным действиям люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось; 2). Какие понятные социологу последствия имели их стремления для осмысленного поведения других людей. Краеугольным камнем его теории стала концепция идеальных типов, которая послужила методологическим обоснованием плюрализма. Он считал, что главное – поиск мотивов: почему человек поступил так, а не иначе? Так М. Вебер подошел к созданию теории социального действия и выделил следующие типы:

- целерациональный (когда человек ясно представляет себе цель и пути ее достижения, учитывает возможную реакцию других людей),

- ценностно-рациональный (когда действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность),

- аффективный (действие происходит подсознательно, в состоянии аффекта)

- и традиционный (действие осуществляется через привычку).

Два последних не входят в предмет социологии, так как только первые два совершаются осознанно.

По Веберу религия может быть великой силой, что он демонстрирует на примере протестантизма ("Протестантская этика и дух капитализма"). Он один из первых рассмотрел феномен бюрократии периода начала ХХ века, охарактеризовав ее как рациональную и в высшей степени эффективную.

Наконец, он создал знаменитую теорию 3 типов государств: легального, где правит бюрократия и законы; традиционного, где царит подчинение и послушание; и харизматического, в котором правитель отождествляется с Богом. Идеи М. Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя ее фундамент.

Огромный этап в развитии и обогащении знаний об обществе, социальной действительности закончился к началу ХХ века. Наступала новая эра, требовавшая дальнейшего осмысления - ХХ век.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 236; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ