Вопрос №3 Социально-философские воззрения в средние века



Вопрос. Социология как наука: объект предмет и т.д.

 

Социологияесть наука об обществе. Термин ввел в науку французский ученый и философ Но­вого времени Огюст Конт (1798—1857), которого нередко на­зывают основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и со­циальной справедливости.

Итак, современная социология— это самостоятельная наука об об­ществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Социология вскрывает и изучает законы общественного развития.В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов — больших и малых социальных групп и общностей людей, а также отдельных личностей. Все это ха­рактеризует суть и особенности социологии.

Предметом любой науки являются соответствующие объек­тивные связи и законы развития природы и общества.

Круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен. Внимание социолога может быть направлено на любое яв­ление общественной жизни. Это может быть общество в целом,малые социальные группы , отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы.

Структура социологического знания— не просто совокуп­ность информации, представлений и научных понятий об об­щественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе  как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Исходный элемент структуры социологи­ческого знания — знания об обществе как целостном социальном организме.Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об обществе включают в себя пони­мание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной куль­туры.

Социологического знания яв­ляются знания о социальном составе населения страны и социаль­ной структуре общества

Научные представления, взгляды, теории, относящиеся к полити­ческой социологии.

Научные представления и выводы социологов о деятельно­сти существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

Исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социо­логического знания можно выделить отдельные уровни:

1) Общесоциологические теории касаются глубинных, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На этом уровне:

- делаются научные обоб­щения и выводы

-выявляются сущность общественных отношений

2)Специальные социологические теории.

3) Конкретные социологические исследования. Они проводятся в виде анкетирования

 Функции.

1)Позвавательная функция заключается в исследовании социальных

2)Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации

3)Одна из важных функций социологии — функция идеологическая

Вопрос №2. Социально-политические взгляды древности.

Люди издавна пытались понять, как возникает и развивается человеческое общество.

1.Цивилизация древнегоДвуречья. (XXVIII век до н.э.)

Наиболее древний социальный документ - Законы царя Хаммурапи. Раскрывается специфика социальных отношений, классовая структура того общества (существовало 3 класса свободных людей и класс рабов), прослеживаются взаимоотношения между различными классами того общества.

2.Цивилизация Древнего Египта. (XVIII-IVвв. до н.э.)

Древнейшие письменные документы (папирусы, поэмы, повести писцов) дают нам детализированную и разнообразную коллекцию социальных фактов, мы узнаем о первых социальных конфликтах.

3.Цивилизация Древней Индии. (XVIII-IVвв. до н.э.)

Законы Ману - появляются зачатки социальной аналитики, попытки определить причинно-следственные связи в социальных явлениях. Период накопления социальных фактов, их фиксации. Мир людей в Древней Индии делили на 4 касты : брахманов (мудрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев и ремесленников) и шудр (слуг и рабов).

4.Древний Китай. (VIII-VII век до н.э.):

Школы китайской философии сосредоточены на социальной проблематике, их непосредственная цель - помощь государственным деятелям в управлении социальными процессами.

А)Школа Инь - Ян - развернута роль противоречия в качестве основной движущей силы взаимодействия и развития в обществе и его духовной жизни.

Б)Конфуцианство- основной упор на преемственности поколений, на бережном отношении к тому, что накоплено предыдущими поколениями в социальной жизни. Идея государства как строгого, но справедливого отца, заботящегося о моральном и материальном воплощении благополучия своих поданных. Конфуций отождествляет понятия «государство» и «общество», провозглашает эру гуманизма, в которой высшую ценность составляет духовное развитие.

В) Школа моизма(основатель- Мо Цзы)- борьба за социальное равенство, справедливость, выражение интересов среднего класса.

Г) Школа имен - считали, что нововведения носят социальные загрязнения в жизнь общества, и, чтобы улучшить жизнь и очиститься от искажений, надо вернуться к славным истокам.

Д) Школа Дао (Даосизм)- основной принцип: общество должно работать при минимальном вмешательстве управленческих структур. Все социальные процессы должны быть организованы на принципах саморегуляции, а ключевой метод социального управления - самоуправление.Лао-цзы (6 —5 вв. до н. э.), создавший даосизм, считал государство злом, а уход от общественной и политической жизни — благом для людей.

Е)Школа легизма, или школа закона (основатель Фа-Цзя)- заложили основу концепции правового государства, считая, что эффективную государственную машину и логичное управление можно организовать с помощью систем законов и формальных правил, исключая мораль и этику из практики соц. управления.

5.Древняя Греция.  

В истории древнегреческих философских воззрений можно выделить три этапа :

1 период — с 9 — 6 века до н. э:

Пифагор (580 - 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании.

Гераклит (544- ок 470 гг. до н. э.) - вывел известную парадигму о том, что все течет и все изменяется, поэтому в одну реку нельзя войти дважды. Он считал что - демократия - это правление "неразумных" и "худших". Отвергая демократию и считая разумным правление лучших, он выступает как сторонник аристократии, но не родовой знати, а аристократии знания. Гераклит призывает всех граждан полиса придерживаться общего для всех закона.

.

Второй период , длившийся с 5 по 4 века до н. э.

Демокрит(460-370 гг до н.э.) - представитель атомистического материализма - необходимой чертой благоустроенного государства считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.Демокрит- защитник демократического строя, заявлял, что «бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства» . В обществе роль атомов, в соответствии с его учением, играют отдельные люди, общество – сумма (совокупность) атомов-людей, а общественная жизнь – частный случай природной жизни, понимаемой атомистически. Атомисты полагали, что общественная жизнь детерминирована объективными причинами. Атомисты были сторонниками признания и познания объективных законов природы и общества. Законы общества при этом понимаются как проявление законов природы. Основной закон природы, по их мнению, – взаимопритяжение и взаимоотталкивание атомов. В обществе он проявляется в виде дружбы и вражды, предопределяющих общественное поведение людей.

Другим общим законом природы и общества предстает круговорот событий, цикличность перемен. В природе день сменяется ночью, лето – осенью, затем зимой и весной, а в обществе происходит цикличная смена людей, их поколений, правителей, идей и т.п.

 

Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) - сторонник законности, которая составляет основу благополучия государства, функционирования его учреждений.. Сократ считал, что царство и тирания есть власть, но власть разная. Власть, основанная на воле народа и на законах - это царство, а власть против народа, в основе которой не законы, а произвол правителя - тирания. Если власть находится в руках лиц, исполняющих законы, то такое устройство он назвал аристократией, если она находится в руках богатейшей части населения - плутократией (от греч плутос - деньги "кратос" - власть - власть денег ), в руках всех - демократией.

Он негативно относился к тирании. Критиковал и демократию, основной недостаток которой он видел в некомпетентности ее должностных лиц выбранных по жребию. Сократ первый в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и гражданином. По мнению Сократа, познавать себя и общество людям нужно не столько ради разработки каких-то теорий, сколько для решения практических задач, ради овладения ими "искусства жить". Непознанность людьми самих себя – причина их дурных поступков и всех общественных пороков. Именно Сократ первым заговорил о потребности в специальных знаниях об обществе, необходимых для практики человеческого общежития, и поставил проблему осмысления взаимосвязей общества и конкретного человека.

 

Платон (427 - 347 гг. до н.э) в своих работах "Государство", "Законы", "Политика" попытался сформулировать важнейшие принципы и правила стабильного общественного строя. В этих трудах он высказал мысль о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости. Самой справедливой и идеальной формой государства Платон считал аристократию, где правят философы-мудрецы, покой охраняют воины- стражи, а земледельцы и ремесленники занимаются общественно-полезным трудом. Самое совершеннейшее государство обладает, как утверждает Платон, четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой, справедливостью. Идеальному типу государственного устройства Платон противопоставляет отрицательный тип, выступающий в четырех формах: тимократия , олигархия, демократия, тирания. Каждая из этих форм есть последующее ухудшение формы идеальной. Тимократия, т.е. власть, основанная на имущественном цензе, неминуемо приводит к олигархии, власти немногих, которая сменится еще худшей формой государственного устройства - демократией, когда в результате восстания одних богачей истребляют, других прогоняют, а государственную власть делят между оставшимися членами общества. Но наихудшей формой государственного устройства Платон считал тиранию - власть одного над всеми. Тирания, по его мнению, происходит из демократии.

 

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) является зачинателем политической науки как отдельной самостоятельной дисциплины. Государство по Аристотелю:

-форма общежития граждан.

-возникает как завершение эволюции семьи и селения. Власть в государстве - это продолжение и развитие власти главы семьи.

-различаются тем, в чьих руках власть - у одного лица, меньшинства или большинства. В результате он выводит шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).

Безусловный приоритет Аристотель отдает политии (республике) - власти большинства. Полития у него средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. Главным элементом в социальной структуре у него выступает средний класс, который является основой стабильного и нормально функционирующего государства. Величайшим благом для государства он считает обладание гражданами собственностью средней, но достаточной. Многочисленный средний элемент нейтрализует, по мысли Аристотеля, опасность раскола населения на борющиеся партии.

 Впервые в истории Аристотель выделил в политическом устройстве 3 самостоятельные власти: законодательную, административную и судебную, которые независимо одна от другой действуют в пределах своей компетенции. Аристотель не ограничился отождествлением общества и государства, а фактически начал структурировать общественные взаимодействия людей, выделив в них наряду с политическими отношения этического характера. При этом, правда, политика осознается как приоритетная ценность, а этические отношения как производные от политических. Он поставил перед своими последователями весьма важный для всего последующего обществознания вопрос о типах общностей людей, или, по его терминологии, о формах дружбы людей. Он четко отличал государство, поселение, племя, род и семью, оценивая государство в качестве основной образующей общество формы, но не исключал возможности появления иных общностей людей.

 

Третий этап развития древнегреческой социальной философии — эллинский (4 — 2 в. до н. э.):

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) и Лукреций (около 99-55 гг. до н.э.) вошли в историю социальной мысли как первые теоретики индивидуализма. Общество понималось ими не как самодовлеющая над индивидом величина (как у Платона и Аристотеля), а как производное от взаимодействий людей-атомов. Не общество (община, город-полис, государство) делает людей такими, каковы они есть, а люди делают общество таким, каковы они сами. Совершенствуя самих себя, люди формируют такое общество, которое они хотят получить.

Обществоведческие взгляды мыслителей Древней Греции, таким образом:

-опирались на представления об обществе, сформировавшиеся при первобытном строе, так или иначе развивали их;

-отражали произошедшие к тому времени общественные перемены;

-облекались в философскую форму, четко не отделялись от философского осмысления природы;

- крайне противоречили друг другу по осям материализм – идеализм, атеизм – религиозность, индивидуализм – коллективизм;

-зачастую имели характер утопий, благих и несбыточных желаний;

-представляли собой особую и важную ступень на пути становления обществознания вообще, социологии, в том числе.

6.Древний Рим

Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) видел три простые формы правления : царскую , власть оптиматов — то есть аристократов и народную власть — демократию, но лучшим вариантом считал смешивание форм, как, впрочем и было в Древнем Риме — там правили консулы (цари), сенаторы (аристократы), и народ.

Римское право (1 — 11 вв. до н. э.), созданное многими юристами той поры, в частности Гаем, Ульпианом, Юстинианом и другими, впервые в мире провозгласило священность и неприкосновенность частной собственности и незыблемость государственного права.

 

Вопрос №3 Социально-философские воззрения в средние века

Средние века.

Августин Аврелий:

- категорически заявлял, что в идеале общество должно служить людям — эта мысль сохраняет высокую актуальность по сей день.

- размышляя о социальной реальности, в частности о богатстве и бедности, утверждал, что имущественное неравенство людей - неизбежное явление социальной жизни.

- признавал приоритет духовной власти над светской властью и в такой форме освещал государственную власть.

- создал модель теократического государства, предполагающую абсолютное подчинение светской власти авторитету церкви.

- выделил не только индивидуально-личностные качества человека, но и его социальные характеристики

- первым взглянул на историю как на процесс совместных действий людей, отметил ее объективность и закономерность. Вот почему его считают основателем философии истории.

Фома Аквинский.

Он утверждал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она характеризуется интеллектом, чувствами и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Он доказывал, что не только церковь, но и государство представляет собой Божественное установление, хотя все еще и подчеркивалась зависимость государственной власти от церковной. Фома Аквинский выделяет пять форм государственного устройства. Власть большинства определяется как демократия.

Синтезом наследия двух источников - античности и Средневековья - стала оригинальная культура, философия, социология эпохи Возрождения.

Ж.Боден .

Свои идеи изложил в трактате “Шесть книг о государстве”. Подобно Аристотелю, он считает, что государство возникает на основе семьи и служит ее укреплению, т. е. укреплению частной собственности. Имущественное неравенство признается естественным состоянием людей, которые должны подчиняться воле монарха. Сам же монарх в своих действиях считается независимым от церкви и должен выполнять лишь естественные требования, связанные с укреплением государства.

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) Таммазо Кампанелла (1568-1639 гг.)

Томас Мор попытался свести государство к большой семье, в котором не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл. На своем острове Утопия он устраивает совершенное государство с совместным производством и справедливым государственным распределением полученных продуктов. По-своему решается вопрос об установлении общественной собственности, царства разума и свободы в “Городе Солнца” Т.Кампанеллы. Он не отбрасывает, в частности, идею политического господства церкви, но зато сама структура власти основывается не столько на церковных догматах, сколько на разумных основаниях, поэтому предполагается развитие науки, народного образования и культуры.

 

Вопрос №4Социально-философские воззрения Нового времени

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

— Ф. Бэкон (Англия);

— С. Гоббс (Англия);

— Дж. Локк (Англия);

— Р. Декарт (Франция);

— Б. Спиноза (Голландия);

— Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

— онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561–1626);

— гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632–1704).

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

— проблемы философского научного метода;

— методологии познания человеком внешнего мира;

— связи внешнего и внутреннего опыта;

— задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

— эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон);

— рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

— индуктивно-эмпирический метод;

Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 163; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ