Медиатекст в современной журналистике.
mediatext”, “mediaconstruct”) – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);
Все жанры, представленные в конкретных формах медийных текстов, объединяет информационное начало, являющееся сущностной характеристикой журналистского творчества. Информация, выражающаяся в жанрах журналистики, имеет разные интерпретированные значения. Это обусловли-вает выделение отличных друг от друга видовых групп медиатекстов. В первой группе социальная информация констатируется, комментируется; во второй - посредством выявления характеристик респондентов комментируется, анализируется; в третьей - анализируется, обобщается; в четвертой - анализируется, типизируется, обобщается, облекается стилистическими резервами языка; в пятой - негативная информация облекается сатирическими оттенками.
В этой связи можно выделить информационно-новостные, интерактивные, информационно-аналитические, документально-публицистические, сатирические формы продуктов средств массовой информации. В них также находят место рекламно-справочные и рекреативные публикации, представляющие собой рекламные блоки, сводки, программы, анонсы, фрагменты художественных произведений, кроссворды, анекдоты и пр.
Итак, в соответствии с этой научно-теоретической посылкой автор предлагает для введения в научный оборот следующую инфраструктуру полифонических продуктов СМИ, или различных медиатекстов:
|
|
а) информационно-новостные жанры - заметка (расширенная, рубрикационная, автономная), репортаж как традиционная форма новостной информации (познавательный, событийный), отчет (стенографический, информационный, комментированный), информационное письмо;
б) интерактивные жанры - интервью-беседа, интервью-полилог, интервью-диалог;
в) информационно-аналитические жанры - статья, корреспонденция, аналитическое письмо, обзор печати, обозрение, комментарий, анкета, журналистское расследование;
г) документально-публицистические жанры - очерк, зарисовка, эссе;
д) сатирические (креативно-сатирические) жанры - фельетон, памфлет, шарж, анекдот, пародия;
ж) полисемантические (гибридные) формы медиатекстов - авторский монолог, содержательно-морфологические интерпретации писем, рецензия;
з) рекреативные формы медийных текстов - фрагменты поэтических, прозаических художественных произведений, кроссворды, чайнворды, сканворды;
к) рекреативно-гедонистические формы медиатекстов - современные публикации развлекательного характера, типа: “Все о себе”, “О самом сокровенном”, “Он и она”;
л) рекламно-справочные публикации - программы RTV-передач, различные анонсы, объявления, рекламные “заставки” и др.
|
|
Первым шести группам медиатекстов свойственно “журналистское оформление”, в трех остальных - рекреативных, рекламных, справочных публикациях - авторское “я” отсутствует.
Как уже говорилось, жанровые ипостаси всех родовых групп объединяются информационным началом, которое интерпретируется соответственно родовой принадлежности журналистских форм. Так, в информационно-новостных жанрах информация - стационарно-новостная, в информационно-аналитических - дисперсионно-аналитическая, в интерактивных - коммуникативно-субъектная, в документально-публицистических - образно-объектная, в креативно-сатирических - преобразовательно-позитивная, в полисемантических - синтезированная, в рекреативных (рекреативно-гедонистических) - развлекательная и т. д.
В новой классификации родовых групп обозначаются лишь традиционные, устойчивые продукты журналистской деятельности, причем автор не настаивает на канонизации данной систематики: в дискурсе о современной дифференциации жанров журналистики можно опровергнуть предложенное здесь ее видение. Однако это обстоятельство не отменит самого факта объективного существования названных структурно-содержательных единиц в функционирующих изданиях Поволжского региона, как не отменит и попыток исследователей занести их в другие, несколько отличные от данной градации, жанровые группы.
|
|
Понятие «медиатекста» неразрывно связано с самим процессом коммуникации и определено спецификой массовой коммуникации.
Для начала, остановимся на некоторых из встречающихся в литературе моделей коммуникативного процесса.
В качестве основных элементов коммуникативного процесса обычно выделяются следующие: коммуникатор, текст (произведение), канал и коммуникант. Коммуникатор создает текст и посылает его по каналам связи коммуниканту, реализуя цели той или иной социальной системы и удовлетворяя те или иные запросы коммуниканта как члена социума. Простейшая схема коммуникационного процесса, таким образом, имеет вид, который можно показать в виде схемы.
Среди современных ученых, внесших существенный вклад в изучение структуры коммуникативных процессов, обычно первым называют американского исследователя К.Шеннона. В его работах, рассматривающих структуру коммуникативных процессов с точки зрения теории информации и кибернетики, были определены следующие компоненты технических каналов связи: источник, передатчик, сигнал, приемник, адресат, а также помехи (т.н. модель Шеннона).
|
|
Помехами называются факторы, затрудняющие передачу или прием сообщения. Помехи принято разделять на:
· технические (например, слабый голос, нечеткая дикция, слишком мелкий шрифт и т.д.);
· семантические (использование знаков, которые неизвестны коммуниканту или могут быть иначе поняты им);
· психологические (склонность индивидов избирательно воспринимать информацию в соответствии со своими жизненными установками и отдавать предпочтение той информации, которая укрепляет сложившиеся у них позиции).
http://www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_kazak.htm
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1149; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!