Корреспонденция и статья как жанры печати.



Корреспонденция

Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Некоторые исследователи (например, А. Тертычный) выделяют две группы корреспонденций – информационные и аналитические. Однако даже в информационной допускают присутствие «элементов оценки, предписания, прогноза» [Тертычный 2000: 76], т. е. операций, присущих аналитике.

Таким образом, на наш взгляд, корректнее относить корреспонденцию к аналитическим жанрам. В качестве жанрообразующих признаков назовем следующие:

«– отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;

– выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной ситуации;

– факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;

– авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;

– явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод» [Корконосенко 2000: 149–150].

Статья

Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают следующие типы: общетеоретическая статья, практико-аналитическая статья, научно-популярная статья, полемическая статья, передовая статья.

Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития.

Практико-аналитическая статья предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов.

Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.

Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным. Полемика может вестись как на глобальном уровне, касающемся вопросов развития общества, так и на частном, затрагивающем отдельно взятую проблему и взгляд на нее.

Почти вымерший вид – передовая статья – носит ярко выраженный пропагандистский характер, формулирует основные задачи, стоящие перед обществом, и пути их разрешения с точки зрения идеологии, отражаемой редакцией.

Статья характеризуется широтой анализируемого материала, обобщение которого дает автор. Если в корреспонденции журналист освещает конкретное явление, то в статье он исследует целую социальную ситуацию или процесс, то есть несколько групп фактов и явлений, тесно взаимосвязанным между собой.

При подготовке статьи, как и других аналитических материалов, очень важно учитывать требования, которые предъявляются к материалам такого характера. Использование аналитических операций, логических методов познания действительности – без этого текст не может претендовать на звание аналитического.

А. Тертычный следующим образом формулирует задачи, признаки и этапы создания статьи [Тертычный 2000].

Задачи, стоящие перед автором статьи:

1. Разъяснение сути различных общественных событий, феноменов, демонстрация тенденций их развития, оценка их значимости.

2. Анализ и распространение передового опыта решения социальных проблем.

3. Критика неэффективных или ложных путей развития, ложных установок и вредных ориентиров.

Признаки статьи:

1. Выявление взаимосвязи различных явлений и, как следствие, содействие аудитории в постижении этих взаимосвязей.

2. Использование аналитико-синтетических операций: сравнения, оценки, детализации, разъяснения, предсказания, обобщения.

3. Использование коммуникативных операций: диалогичность, ситуативность.

4. Выявление и изложение связей, направленных в прошлое и будущее явления.

5. Построение от простого к сложному, от видимого к невидимому, от известного к неизвестному, от бесспорного к спорному.

Успешность аналитической публикации определяется следующими параметрами. Во-первых, отбором «новых сторон» действительности, адекватных задачам аналитического выступления (крайним представлением «новых сторон» действительности являются сенсации: реальные; инициированные прессой; «утки»). Во-вторых, выбором предметно-тематической направленности, адекватной интересам аудитории (привязкой содержания к конкретному актуальному виду деятельности; выявлением функциональной роли описываемой деятельности; выявлением соответствия описываемого с нормативными требованиями и идеалами аудитории). В-третьих, соотнесенностью анализа с предварительной информированностью о нем аудитории.

Предметом отображения в статье может выступать событие, процесс, социальная ситуация.

Первый этап толкования объекта отображения в статье – знакомство с ним. При этом используются методы группировки данных(упорядочивание, систематизация) и типологизации данных(определение устойчивых сочетаний свойств предметов).

Второй этап толкования – объяснение, т. е. установление причинно-следственных связей.

Третий этап толкования – прогнозирование. Здесь используются метод экспертных оценок; метод сценариев (изучение публикаций о предмете на основе контент-анализа, ведущее к прогнозированию); метод экстраполяции (распространение выводов об одной или нескольких частях явления на другие части или другие явления, отнесенные в будущее).

Четвертый этап толкования – оценка. Могут быть применены методы избирательного показа (цитирование, пересказ); прямой авторской оценки, экспертных оценок. К некорректным, манипулятивным, методам относятся метод домысла и «передержек» (искажение явления в надежде на неосведомленность публики); апелляция к «личности»; апелляция к «публике»; «навешивание ярлыков».

Пятый этап толкования – программа действий, предлагаемая журналистом в существующих условиях. Как достичь цели, обладая определенными ресурсами, или какие ресурсы нужно задействовать, чтобы достичь нужной цели.

Композициястатьи, как правило, определяется тем, какой способ исследования действительности выберет автор. Пойдет ли он по пути дедуктивного умозаключения (от общего к частному) или индуктивного (от частного к общему). В первом случае рассуждения будут предшествовать фактам, во втором – наоборот.

По стилистическим особенностям статьи можно разделить на две большие группы.

1. Статьи, ориентированные на научный стиль изложения. Такие тексты характеризуются строгостью языка, обилием терминов, сложным синтаксисом, передающим логический характер размышлений автора и позволяющим «сжимать» информацию.

2. Статьи, ориентированные на непринужденное, «беллетризованное» изложение. В таких текстах активизируется авторское «я», используются экспрессивные приемы (ирония, гипербола), разговорная лексика. Заметно изменяется синтаксис, приобретая разговорную окраску – увеличивается число недлинных предложений, бессоюзных связей. В современных условиях «интимизации» газетной речи удельный вес статей этого типа заметно возрос.

89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.

Жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца [Кройчик 2000: 142]. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

Основные признаки жанра:

1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.

Виды репортажа.

Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.

Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.

Репортаж с экспериментом– несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.

90. Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати.

Представляет собой разговор журналиста с одним человеком или несколькими людьми по какому-либо общественно значимому поводу [Грабельников 2001: 218]. Публикуется обычно в форме вопросов и ответов, но возможны монологическая форма (вопрос задан в лиде, весь остальной текст – сплошной ответ интервьюируемого) или специфическая форма подачи, например, в интервью журнала «Эсквайр» специально опущены заданные вопросы, в тексте приводятся только ответы.

В задачи журналиста, берущего интервью, входит: 1) выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам); 2) рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет.

Технология создания интервью предполагает стадию подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы), собственно разговора (следует учитывать психологический, этический и социальный факторы) и написание текста (обязательна вычитка окончательного варианта текста интервьюируемым).

Виды интервью по А.А. Грабельникову[Грабельников 2001: 219]:

Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.

Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!