Развитие педагогической мысли в эпоху рабовладельческого строя и средневековья. Основные идеи.



Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.

В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Педагогическая мысль в рабовладельческом обществе.

В древнейших государствах, пришедших на смену союзам племен, воспитание и обучение осуществляется в семье.

Воспитание зародилось в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока (примерно 5 век до н.э.).

Древний Египет: школы возникают при храмах и дворцах, обучение ведется с 5 лет. Изучаются математика, география, астрономия, медицина, языки других народов. Школа являлась семейным институтом, т.е. сын должен был продолжить дело отца.

Древняя Индия: (3-2 век до н.э.). Население делится на четыре касты: жрецы, воины, земледельцы и рабы. Здесь имеет место религиозное воспитание. Идеальное воспитание (для высшей касты) – умственное развитие, духовность (самопознание), физическое воспитание, любовь к природе. Обучение велось на устной передаче знаний и как таковых школ не было. Существовали семейные школы, где взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи. 

Дворцовые школы создавались для детей знати. Обучение по двум направлениям:

- подготовка правителей и военачальников;

- навыки управления рабами.

 В жреческих школах (подготовка служителей культа) изучались ма­тематика; астрономия; география; навыки иероглифиче­ского письма и др.

В школах писцов, в которые допускались дети ремесленников и крестьян изучались письмо; математика и др.

В Древней Греции возникла самобытная культура со своей особой письменностью. Ею владели жрецы, обитатели царских дворцов, знатные вельможи и состоятельные граждане

Спарта: Жизнь гражданина подчинена интересам государства. Полис вмешивается в общественную и личную жизнь граждан, брачно-половые отношения, воспитание детей. С 7 лет дети жили в специальных лагерях. Основным предметом была физкультура, различные способы выживания и боевых единоборств. Воспитывалась сдержанность в поведении, в удовольствии и питье. Воспитание подчиняется общей модели. Широко используется террор и насилие. Орудием закона провозглашена сила.

Афины: Коллектив граждан – основа всей социально-экономической и политической организации. Государство существовало для граждан и опиралось прежде всего на гражданина. Афиняне имели право на свободу и независимость, право на земельный участок, на помощь государства, право на ношение оружия и службу в ополчении. Огромное значение придавалось воспитанию посредством театра и изобразительного искусства граждан. Уделялось внимание гуманитарному образованию: грамматике, арифметике, истории, ораторскому искусству и риторике, музыке и графике (5 век до н.э.).

4 век – создание различных школ. Образование доступно лишь состоятельной верхушке горожан..

Платон (427-347 гг. до н. э.) – ученик Сократа, отстаи­вал государственную систему воспитания. По его мнению, воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующего класса рабовладельцев. Он предложил следующие этапы обучения:

3-6 лет (игры на площадке с воспитателем),

7-12 лет (посещение государственной школы – изучение чтения, письма, счёта, музыки и пения),

12-16 (палестра – физическое воспитание),

16-18 (изучение арифметики, геометрии, астрономии – для подготовки воинов),

18-20 (эфебия – военно-гимнастическая подготовка,

с 20 лет юноши, не проявившие способностей к умственным занятиям, становятся воинами),

20-30 (3 высшая ступень образования.Философия, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки),

30-35 (немногие, т.е. те, которые проявили исключительное дарование (философское образование)),

30-50 (правители государства),

от 50 (самоуглубление, самосовершенствование).

Платон основал в Афинах учебное заведение – Академия, которая просуществовала более тысячи лет

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – ближайший ученик Платона. Ввел первую в истории педагогики возрастную периодизацию. Создал в Афинах учебное заведение «Лицей

До 7 лет – воспитание в семье под началом отца. Семейное воспитание должно полностью контролироваться государственными чиновниками. Выступал против воспитания рабами.

С 7 лет до половой зрелости (21 год) – чтение, письмо, грамма­тика, счет, гимнастика, музыка. От 7 по 21 года – воспитание государственное.

Половая зрелость – математика, геометрия, ас­трономия, физика и физическое воспитание - не самоцель, основание для развития интеллекта; изучается чтение, письмо, грамматика, счёт, гимнастика и музыка. Ввёл первую в истории педагогики возрастную периодизацию.

 Римская система воспитания носила более приземленный, практичный характер. Обучение свободных граждан начиналось с семи лет в тривиальных школах. Эти учебные заведения имели неопределенные сроки обучения и располагались, где придется: во дворе, в мастерской, на перекрестке. На занятиях дети изучали грамоту, счет, законы Рима. В первые века нашей эры в Риме установился устойчивый школьный курс, т.н. семь свободных искусств. Этот курс был разделен на тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Византия: Образование обязательно должны были получить чиновники и члены церковных учреждений. Система образования состояла из 3-х ступеней:

1) элементарная (школы грамоты) – с 5-7 лет 2-3 года учёбы. Обучали грамоте и счёту. Существовали школы отдельно для детей особо религиозных родителей, где обучение велось на материалах библии;

2) средний (грамматические школы) – светские или церковные школы. Обучение с 10-16 лет. Изучали 7 свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, поэтику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию;

3) высшая (вузы) – в Александрии изучалась медицина, в Афинах – философия, риторика, филология, в Беруте – право и т.д.

Характер и формы средневекового образования и воспитания определялись господствующим положением религии и церкви в обществе. Католическая церковь официально отвергала античную образовательную традицию. Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего Средневековья внесла схоластика - тип религиозной философии, центральная проблема которой – соотношение светского знания и христианской веры. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, подняла авторитет образования и учителя. В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типовых церковных школ (приходские, монастырские, соборные). Городские школы выгодно отличались от церковных практической направленностью обучения. Помимо латыни в них изучали математику, естествознание, географию.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения.

В их числе голландец Эразм Роттердамский ,итальянец Витторино де Фельтрэ , французы Франсуа Рабле и Мишель Монтень

В своём главном труде «О первоначальном воспитании детей» Э. Роттердамский заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).

Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.) В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

А Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.) предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Вели­кая дидактика»– одна из первых научно-педагогических книг.

Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов. Первые – возникли либо на базе кафедральных школ, либо в крупных городах, были открыты в Париже где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками. Средневековые университеты: Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский.

Факультеты: искусств, богословский, юридический, медицинский.

Характер и его структура.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека:

те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты чрезмерно усилены.

Рассмотрим класификацию акцентуаций на примере подростков. Предложенная А.Е. Личко типология включает следующие акцентуации.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. У них нередко возникают конфликты со взрослыми, родителями, педагогами. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки этого типа предпочитают находиться дома в одиночестве, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Их настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Находясь в подавленном настроении, такие подростки нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто способен их отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.

5. Сенситивному типу свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутых личностей. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений – со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип, наиболее существенной чертой которого является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. «Духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами». Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего, для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. «Такие дети, – пишет А.Е. Личко, –любят избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и не способными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина». Их типичные черты – жестокость, себялюбие, властность. В группе детей, которыми они управляют такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими в их руки власть, установить диктат над другими».

9. Истероидный тип, главной чертой которого является эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков указанного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. «Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится для них насущной потребностью». Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем будучи неспособны выступать как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип, иногда неверно характеризуемый как слабовольный, плывущий по течению. Подростки этого типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип демонстрирует бездумное, некритическое, часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо – «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!