В каком районе было найдено «царские курганы»



Кулажоргинский период охватывает:

Майерский период охватывает:

Памятник «Байгетобе» был открыт археологами в:

Шиликтинский могильник состоит из:

Эпоха раннежелезного века Восточного Казахстана делиться на:

 

Класс. Культурные достижения кочевого народа. Глава III

Культура Древнего Казахстана

В сакском обществе было распространено «звериный стиль». Саки об этой стиле узнали во время похода в Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.

Звериный стиль было распространено на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги с 8 века до н.э. У этого стиля было две особенности: 1. В нем изображали рисунки зверей и животных; 2. Звери были изображении во время движения; Эти рисунки были на одеждах, украшениях, оружиях и др.

Саки видели в образе льва символа «древа жизни». В результате этого вместо льва саки начали изображать других местных животных и зверей. Например: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.

Они считали что изображения зверей защитить их и они носили их как амулеты или тумары. В сакском мифологии коней связывали с солнцем и огнем. Страбон писал: «Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней».

Китайские источники характеризуют уйсунов как кочевников. Уйсуны разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 20 до 100 км. Поэтому уйсуны могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянным жилищами двух типов: кирпичные, построенные из сырцового кирпича, и каменные

Зимовали в Мойынкуме и Прибалхашье. Лето проводили на предгорьях Тянь-Шаня. Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича. А кочевые уйсуни жили в юртах. Часть уйсунов занималась земледелием.

В поселении Актас были найдены доказательства существования земледелия у уйсунов. Следы обработанных полей, орудия земледелия. Были найдены остатки оросительных каналов. Выращивали ячмень, просо.

У кангюев было распространено поливное земледелие. Зерно хранилось в специальных керамических сосудах огромного размера - хумах, которые вкапывались в ямы.

Через территорию кангюев проходили трасса Великого Шелкового пути.

Среди кочевников был распространен пульт предков. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время ночевок, исполняли религиозные обряды.

И районах распространения кауншинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой. Рядом ставили посуду с пищей, сосуды с водой, а также необходимые вещи. В погребении мужчин ложили мечи, кинжалы, луки и другое вооружение.

В погребения женщин клали бусы, зеркала, серьги, а также другие украшения. Подобная традиция погребений свойственна для 1 тыс. нашей эры.

Вопросы к конспектам

Где было налажено производство шелка уже в начале нашей эры:

Древние жители Казахстана состояли в торгово-обменных связях с Китаем, Индией, Персией в:

Женское божество Умай считалась покровительницей:

Искусство «звериного стиля» сложилось в:

Кто из древних историков писал: «Лошадям на грудь они надевают медные панцири»:

Назовите историка Александра Македонского, который описал особенность воинских доспехов кочевников:

Полихромный стиль достиг своего расцвета в:

Сколько письменных знаков на серебренной чаше найденной в Иссыкском кургане:

Укажите какой стиль развивался начиная с VIII-V вв. до н.э. в Центральном Казахстане наряду со «звериным стилем»:

Укажите древнегреческий географа, который писал о саках: «все они прямодушны и верны договорам»:

Религия и обычаи кочевого народа

Саки. Со временем религиозные понимание людей изменились. Саки верили что боги перевоплощались в различных животных и мир состоял из трех составляющих: небесный мир, подземный мир и земной мир.

О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича найденного в Иссыкском кургане.

Саки верили что царь был избранником богов на Земли. Он являлся посредником между небом и землёй и процветания народа зависит от царя.

Покойных хоронили на родовых кладбищах близи у поселения. Вместе с ним ложили все необходимые предметы в потусторонним мире. Саки так же использовали бальзамирование.

В сакских погребениях археологи нашли красную краску. Она была символом огня и солнца. Оседлые саки поклонялись духам огня и земли, а кочевые - духам огня, божествам солнца и войны.

Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н.э. Ученые считают, что археологические памятники саков Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, знатных вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.

Самое большое количество курганных могильников, периода раннего железа сосредоточена в районах зимних пастбищ.

Уйсуны.Они хоронили покойного в центре кургана, на спину головой на восток. Часто в могилу ложили все необходимые при жизни вещи, часто ложили посуду.

Кангюй.Среди кочевников был распространен пульт предков. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время ночевок, исполняли религиозные обряды.

И районах распространения кауншинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой. Рядом ставили посуду с пищей, сосуды с водой, а также необходимые вещи. В погребении мужчин ложили мечи, кинжалы, луки и другое вооружение.

В погребения женщин клали бусы, зеркала, серьги, а также другие украшения. Подобная традиция погребений свойственна для 1 тыс. нашей эры.

Гунны.Главным божеством гуннов был Тенгри-хан. В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). Человеческих жертвоприношений не было.

У гуннов были капища и идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли.

Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.

Вопросы к конспектам

Аримаспы входили в состав:

В каком кургане кони были похоронены в полном боевом снаряжении вместе со своими хозяевами:

В сарматских памятниках в большой курган хоронили:

В эпоху бронзы люди поклонялись:

Древние племена, которые жили в Казахстане, поклонялись:

Курганы с «усами» свидетельствует о том, что тасмолинцы поклонялись:

Родовые кладбище располагались вблизи:

Саки верили что амулеты:

Тасаттык:

Тенгри:

 

Форма лица Древнейших людей

Человек умелый. Обнаружен археологами в ущелья Олдувай. В Олдувайском ущелье они вместе с костями вымершего саблезубого тигра смилодона нашли стопу, пяточную кость, ключицу и обломки черепа нового гоминида. Возможно, он пал жертвой хищника. Череп, как установили потом, принадлежал ребёнку 11—12 лет.

Его лицо имело архаичную форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперёд челюстями. Голова Человека умелого стала более округлой формы, чем у австралопитеков; мозг также стал крупнее, хотя составлял всё ещё лишь половину мозга современного человека. Выпуклость внутри тонкостенного черепа говорит о наличии у них центра Брока — центра речи, но гортань, возможно, не была способна производить столько же звуков, сколько наша гортань. Челюсти были менее массивные, чем у австралопитека; кости рук и бёдер кажутся более современными, а ноги имели вполне «современную» форму. У особей Человека умелого был заметный половой диморфизм — самки имели более широкие бёдра по сравнению с самцами. Рацион питания был в основном вегетарианский, но также входило в него и мясо, в частности некоторых видов австралопитеков.

Питекантроп. Питекантроп обладал невысоким ростом (чуть больше 1,5 метра), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). По объёму мозга (900—1200 см³) занимал промежуточное положение между человеком умелым (Homo habilis) и неандертальским человеком, человеком разумным.

Синантроп. Объём его мозга достигал 950—1150 см³; левая доля мозга, где расположены двигательные центры правой стороны тела, была несколько больше по сравнению с правой долей. Следовательно, правая рука у синантропа была более развита, чем левая. Рост — 1,55—1,6 м.

Неандерталец. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные. У них были мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицым.

Человек разумный (Homo sapiens). Голова большая. На верхних конечностях по пять длинных гибких пальцев, один из которых несколько отстоит от остальных, а на нижних — пять коротких пальцев, помогающих балансировать при ходьбе. Помимо ходьбы, люди также способны к бегу, но, в отличие от большинства приматов, способность к брахиации развита слабо.

Вопросы к конспектам

К какой расе относились саки:

Какой антропологических облик начал доминировать у племен, живших на территории Казахстана в железном веке:

Какой расе относиться люди населявшие территорию Казахстана в эпоху бронзы:

Кто сделал реконструкцию черепа древних жителей Жетысу по их костным останкам:

Монголоидные черты у сакских женщин были:

Назовите племена, по мнению ученного-антрополога О.Исмагулова, с обликом андроновцев схожи черты лица:

По основным внешним свойствам все человечество разделить на:

Сведения о внешнем облике людей, которые жили на территории Казахстана можно встретить с:

Укажите антрополога, который сделал реконструкцию по черепу женщины периода андроновской культуры, найденные в Алексеевском могильнике в Кустанайской области:

Укажите жителей древнего Казахстана, у которых начали проявляться монголоидные черты:

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 784;