Гунны. Образование гуннского государства



В китайских источниках говорится что племя гуннов появилась в конце 3 века до н.э. Слова «гун» произошла от слова «гун рун, хун ю». Шаньюй – титул правителя племени гуннов. Государство гуннов сформировалась на основе военной системы. Они делились на три: левое, центральное и правое крылья.

Вторыми по значимости в государстве были - «туменбасы» (темники). Туменбасы являлись сыновьями правителя или его близкими родственниками. Они возглавляли 24 рода. У каждого темника имелось по 10 000 всадников.

Темник назначал тысячников, сотников, десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Каждый мужчина должен был иметь при себе оружие - лук со стрелами, саблю и копье. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам».

В китайских источниках говорится, что Моде объединил кочевые племена гуннов. Востоковед Л.Н.Гумилев написал что это произошло в 209 году до н.э.

В китайских источниках об истории образования державы гуннов говорится следующее:

«Соседи хунну дунху потребовали от Моде, чтобы он отдал самого лучшего коня. Старейшины были против, но Моде приказал отдать. Через некоторое время послы потребовали отдать самую красивую жену Моде. Старейшины хотели начать войну, но Моде приказал отдать и её.

В третий раз дунху потребовали уступить пограничную территорию. Земля была ничья, по обе стороны ее состояли караулы: с одной стороны хунну, с другой - дунху. Старейшины сказали: «Можно отдавать и не отдавать», Моде сказал: «Земля есть основание государства, разве можно ее отдавать?!». Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, присоединив их территории. Так возникла держава Хунну, во главе с Моде».

В III в. до н.э. правители китайское государства Цинь для защиты от гунн начали строить Великую китайскую стену. Стена растянулась на 4000 км. Высота была от 6,6 до 10 метров. Через каждые 60-100 метров возвышали сторожевые башни. Гунны победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцы своей власти. Была образована могущественная держава гуннов, простершаяся озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ.

В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. гуннское государство разделилось на Южных и Северных гуннов. Южные гунны попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., что бы сохранить независимость, во главе шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев заключили с ним мирное и соглашение получили возможность кочевать к востоку от реки Талас.

Первая волна переселения гуннов относится к I в. до н.э. Начало второй волны массовое передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана и Приаралье относится к I в. н.э. (93 г. н.э.). Появление гуннов в этих местах заставил местные племена аланов и ассов перекочевать дальше на запад, к берегу Каспия.

Вопросы к конспектам

В каком году по сведениям известного ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева Моде объединил кочевые племена.

В середине I в. до н.э. Гуннское государство разделилось на:

Война между гуннами и китайцами растянулись более чем:

Вторыми лицами государства после шаньюя были:

Движение гуннских племен с востока на запад, начался во II в. до н.э. и растянулось до

К какому событию способствовали походы гуннов в Европе:

Как китайцы называли правителя гуннов:

Кто назначал тысячников, сотников и десятников в войске гуннов:

С каким с именем связано переселение гуннов на территорию Казахстана:

Темники возглавляли:

Великое переселение народов

Гунны продвигались дальше на Запад. Переправившись через реку Дунай вторглись в Европу. Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э.

В результате переселение гуннов началось переселение и других племен. В истории оно получило название Великое переселение народов. 375 году гунны во главе Баламбером подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями).

Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили восточно-римские провинции Сирию и Каппадокию (в Малой Азии). С этого времени основная ветвь гуннов обосновалась в Паннонии (западно-римской провинции на правом берегу Дуная, ныне — территория Венгрии) и Австрии, совершая оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён).

В гуннском союзе к этому времени оказался уже чрезвычайно пестрый состав германских и негерманских народов: булгары, остготы, герулы, гепиды, сарматы и др. Все покорённые племена облагались данью и принуждались к участию военных походах.

В 445 году к власти пришел Аттила (400-453 гг.). Он объединил племена гуннов на территории Венгрии и Румынии.

Приск писал, что «Аттила это человек, который рожден потрясти Мир». По сообщению Аммиана «Аттила сравнял с землёй всю Европу». По мнению Томпсона, «Аттила был «бичом Божьим» только для римских священников и властей, заинтересованных в сохранении народов под властью Рима».

В 451 году была битва на Каталаунских полях. Летом 452 года Аттила атаковал Италию со стороны Паннонии через широкий равнинный проход в Альпах. В 451 году в битве Каталаунских полях, продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов.

Смерть Аттилы, последовавшая в 453 году, устранила постоянную угрозу границам Римской империи. Причиной смерти Аттилы считается носовое кровотечение.

После смерти Аттилы возникшими внутри империи распрями воспользовались ранее покорённые ими гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными.

Иордан передал описание внешности и характера Аттилы: «Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился.

По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения».

Вопросы к конспектам

В каком году Аттила пришел к власти:

В каком году Прииск побывал в ставке Аттилы:

В каком году умер Аттила:

Годы жизни Аттилы:

Каталаунская битва произошла в:

Кто из историков писал «После войны гунны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть»:

Кто из историков подчеркивал воинственность гуннов и писал о них: «Не знают они над собой строгой царской власти, но довольствуются случайными предводительствами кого-нибудь из своих старейшин, сокрушая все, что им попадется на пути».

Назовите полководца гуннов чей поход способствовал освобождению Европы от Римской империи:

Основу гуннского войска составляла:

Укажите итальянского композитора написавший оперу «Аттила»:

 

Хозяйство и быт гуннов

Главным божеством гуннов был Тенгри-хан. В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). Человеческих жертвоприношений не было.

У гуннов были капища и идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли.

Кочевой образ жизни гуннов не всегда был понятен оседлым народам: римлянам игрекам. Римский историк А. Марцеллин писал: «Гунны настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом любого животного которое они сушат не крупе своей лошади или на своем поясе ... Они не сходят своих коней ни днем, ни ночью, даже торговлю производят, не сходя с лошади и на ней же питаются и утоляет жажду даже спят, нагнувшись и положив голову на гриву коня...».

Ученые, изучив зимние жилища гуннов выяснили, что у них была уникальная система отопления: дымоход очаг проложенный горизонтально у стены обогревал весь дом. Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотой украшений. Они напаивали на изделии золотые шарики (стиль зернью).

Наряду со «звериным стилем» начиная с VII - V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль.

В основном занимались кочевым скотоводством. Часть гуннов занимались земледелием. В жилищах были обнаружены ямы для хранения зерна. Выращивали все виды скота. Жили в юртах. На почетном месте висели камча, меч в деревянных ножнах, лук и стрелы в колчане. Оружие, посуда доказывают высокий уровень развития ремесел. Кузнецы являлись искусными мастерами по обработке металлов.

Посуду изготавливали из дерева, кожи, глины. Сосуды делали из обожженной глины и дерева для жидких продуктов. Важную роль играла охота. Богачи опоясывались кожаными поясами с бронзовыми и серебряными заколками. Свидетельством того, что гунны ткали носили одежду из шерсти, являются найденные в местах постоянных поселений головки веретен.

Существовало социальное неравенство. В погребениях знатных гуннов находят много ценных вещей. Общество было кочевым и патриархальным. Знатные гунны одевались в дорогой китайский шелк. Власть в государстве передавалась от отца к сыну по наследству. За тяжкие преступления и предательство следовало наказание смертной казнью. За мелкие преступления виновному резали лицо.

Описание верований кавказских гуннов VII века сохранилось в сочинении Мовсеса Каланкатваци. Для них было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья.

Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.

Вопросы к конспектам

В какой период полихромный стиль развивался в гуннских племенах:

В каком году гуннское государство разделилось на Южных и Северных гуннов:

Вторая волна переселения гуннов было в:

Главным божеством гуннов был:

Гунны за мелкое преступление:

Кто из Римских историков писал о дворце Аттилы:

На почетном месте у гуннов висел:

Первая волна переселения гуннов было в:

Правители китайское государства Цинь для защиты от гунн начали строить Великую китайскую стену в:

Титул правителя племени гуннов:

 

 

Расселение сарматских племен

Сарматские племена жили на территории Казахстана с VIII в. до н.э. до V в. н.э. Начиная с III в. до н.э. название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов.

Появление этого названия совпадает с началом интенсивного движения в 111-11 вв. до н.э. сарматских племен на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье.

Сведении о сарматах писали древне греческие и римские историки Диодор, Плиний, Полибий. В трудах Геродота говориться что сарматы говорили на скифском языке.

Памятники расположены по долинам рек, в основном Жайыка (Урал), Илека, Эмбы. В местности Сарыкамыс до поселка Кульсары встречаются глиняные насыпи.

Во II в. до н.э. савроматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка, дошли до земель Северного Причерноморья. Совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию. Эти племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья.

Археологические памятники Устюрта - Байте, Терен. При раскопках этих памятников были найдены молитвенные места, где совершались жертвоприношения, групповые молитвы. Здесь имелись покрытые камнем, округлые оградительные сооружения, каменные жертвенники. По кругу были поставлены каменные столбы с антропоморфными изображениями (идолами).

Их число достигло 30-40. В молитвенных местах встречается остатки пепелищ, что указывает на поклонение даев-массагетов огню и солнцу. В местностях Дыкылтас и Устюрт в Западном Казахстане обнаружены погребения Байте, Карамонке и Терен, относящиеся к эпохе железа.

Найденные святилища относятся к IV-II вв. д.н.э. Святилище - место отправления культов в первобытной религии - пещера, огороженный участок, постройка и т.д. Даи-массагеты поклонялись огню и солнцу, доказательством этому являются остатки пепелищ найденных в молитвенных местах.

Савроматы были родственниками даям, массагетам и исседонам. Из записей Геродота и персидского цари Ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков-массагетов. Союз даев состоял из нескольких родов и племен.

В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал, большую часть Парфии (территория современного Ирана) и соседние районы Гиркании, основал здесь династию Аршакидов.

Вопросы к конспектам

Арсак основал династию

В какие годы Арсак завоевал большую часть Парфии и соседние районы Гиркании:

Древняя название Каспийского моря:

Какую территорию занимали объединенные племенные союзы сарматов в VIII в. до н.э.-V в. н. э.:

Общая численность савроматов-сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в I в. до н.э.-1 в. составляла:

Общая численность савроматов-сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в ІІІ-ІІ вв. до н.э. составляла:

Почему каспиев иногда называют гиркани:

С какого века «сарматов» называли «савроматами»:

С какого века название «сармат» встречается в трудах древних авторов:

Сарматы населяли западные регионы Казахстана в:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 3882;