Основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства



Переход к кочевому скотоводству и, тем самым, к кочевому образу жизни стал единственно возможным способом решения острейших проблем. Важнейшим из них было природно-климатическое изменение.

В середине II тыс. до н.э. началось опустынивание казахстанских степей. В новых климатических условиях продолжение прежних методой хозяйствования стало невозможным. Так постепенно начиная с раннего железного века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни.

Кочевничество – исторически сформировавшаяся хозяйственно культурная, общественная система.

Причиной возникновению кочевого скотоводство в Казахстане было несколько:

А) Потепление и осушение климата, учащение засух, что мешало земледелию. Главная причина перехода к кочевому скотоводству - изменение климата.

Б) Появление конской сбруи позволило использовать лошадь для верховой езды и в качестве тяговой силы (Одна из причин перехода к кочевому скотоводству - появление конской сбруи).

В) Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок (Одна из причин перехода к кочевому скотоводству – резкое увеличение поголовья скота).

Г) В отличие от охотников и собирателей, кочевники сами производили продукцию. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была небольшая.

Древние жители пасли свой скот около поселении. Вдали от поселения находилось родовое кладбище. Кочевники усовершенствовали конское снаряжение, изобретя стремена, удила, седло.

Они изобрели штаны, стремена, кочевая повозку, изогнутую саблю, юрту.

В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд; На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше; Для юга страны характерно преобладание овец; В некоторых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства.

Вопросы к конспектам

В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл:

Во время кочевого скотоводство на них часто нападали. Это привело к:

Древний праздник дошедших до нас, которого праздновали 3000 лет назад кочевые народы:

Из скольких жилищ состояло зимовка кочевников в эпоху бронзы:

Какое хозяйство было первым у первобытных людей:

Народные собрании проходили:

Опустынивание казахстанских степей началось в середине:

Отгонный тип хозяйства развивалась в:

Скотоводческая культура делится на:

Скотоводы переходили к кочевому образу жизни с:

 

Общественный строй саков и их расселение

В 8-3 вв. до н.э. на территории Казахстана проживала племя саков. Саки делились на три группы:

1. Саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки»)

2. Саки-парадарайа («заморские саки»)

3. Саки-хаумаварга («изгота вливали хаома»)

Греческий историк Геродот, который жыли в 484-425 гг. до н.э. называл саков массагетами. «По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов», - писал Геродот. Значение слова «сак» разные перевод с персидского означает «могучими мужьями», а с иранского - «туры с резвыми конями». Греки называли саков - «азиатскими скифами».

Во времена сакской эпохи военное дело было очень силно развито. Начали формироваться государство.

Саки-тиграхауда жили на территории Жетысу (Семиречье), подножье Тянь-Шаня, среднее течение Сырдарьи и в северном Кыргызстане, Ташкенте. Они в основном обитали в Жетысу и в Южном Казахстане. Саки-парадарайа жили на территории Приаралье и низовья Сырдарьи. (Северное Причерноморье, Северный и Центральный Казахстан, низовья Амударьи). Саки-хаумаварга жили на территории долина реки Мургаб (река в Туркмении и Афганистане).

Сакское общество состояло из трех слоев:

1. Жрецы – носили белую одежду

2. Войны – носили красную или желто-красную

3. Крестьяне (скотоводы, земледельцы) – носили желтую или синую

В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия.

Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока.

Основным видом хозяйства саков было скотоводство в сочетании с земледелием. Развивались три основных направления скотоводства:

1. коневодство

2. овцеводство

3. верблюдоводство

Вопросы к конспектам

В районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу жили:

Воины саков на индоиранском языке назывались:

Даи, аргиппеи, исседоны, массагеты населяли:

Жрецы одевали одежду:

Какое было положение женщин в сакском обществе:

Кого называли «ратайши» у саков:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 838;