Общественный строй, быт, хозяйство и материальная культура сарматов



Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях.

Греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага».

Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счёт родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.

Наличие богатых захоронений говорит о социальном неравенстве. В условиях первобытнообщинного строя все вопросы общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода. Во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики рода-племени стали решаться в узком кругу вождей.

Основной вид хозяйственной деятельности сарматов - кочевое скотоводство. В основном выращивали овец и лошадей. У сарматов имелись два вида лошадей: невысокие и крепкие, приспособленные к круглогодичному содержанию и крупные скакуны для дальних походов. Сарматы разводили также верблюдов и быков.

В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Урала, а также на побережье Черного моря, важное место занимало земледелие. Таким образом, полный перечень занятий сарматов - кочевое скотоводство, земледелие и охота.

Археологи нашли в могильнике Бесоба курган захоронение двух женщин-жриц. В могильнике были похоронены две женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад. Рядом с покойными были положены «необходимые» вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскалившего пасть волка.

Одна из хорошо исследованных могильников Сынтас. В кургане захоронены три савроматских воина. Вместе с ними были положены бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и т.д. Найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла.

При раскопках памятника Аралтобе были раскопаны 3 кургана. Памятник расположен в Жылыойском районе, Атырауской области. Настоящей сенсацией стало раскопанное в наполовину разграбленном третьем кургане погребение сарматского вождя. Сейчас эту находку называют 2-ым «Золотым человеком» в истории Казахстана. Археологические находки отнесены учеными к 129 г. н. э.

Вопросы к конспектам

В каком положении лежали женщины-жрицы найденные в могильнике Бесоба:

Захоронение двух женщин-жриц были найдены в могильнике:

Назовите племена Западных сарматов:

Памятник Аралтобе находиться в:

При раскопках какого позднесарматского памятника были обнаружены вооружение вождя и части ритуального посоха жреца:

При раскопках памятника Аралтобе были раскопаны:

Сколько воинов погребены в могильнике Сынтас:

Укажите наиболее хорошо исследованных памятников савроматов:

Укажите одну из особенности памятников савроматов Западного Казахстана:

Укажите памятник, в котором был найден второй «Золотой человек»:

 

Центральный Казахстан в эпоху раннего железа

В трудах древнегреческого историка Геродота говорится, что в территорию Центрального Казахстан населяли аргиппеи, исседоны. На северо-западе Сарыаркы жили аргиппеи, в центральной части Сарыаркы исседоны и в востоке аримаспы.

Кочевники использовали летний выпас с момента таяния снега весной до его выпадения осенью. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре. Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области.

К.Акишев относил тасмолинскую культуру к племенам исседонов. Тасмолинской культуре Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами». В курганах тасмолинской культур имеются два захоронения. В большой хоронили человека, в малом кургане лошадь.

Встречаются 4 (четыре) вида курганов «усами».

К первому относятся малые курган выложенные с восточной стороны большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы».

При втором виде два кургана строились с юга на севере в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги - «усы».

Третий вид - это когда сначала строил один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «усы».

Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построение друг на друге. По мнению некоторых ученых курганы «усами» периода раннего железа, в степи играли роль маяка.

Курганы с «усами» построены по определенным углом и определяв стороны света. Курганы с «усами» расположены в основном на территории Центрального Казахстана. На формирование сакской культуры междуречье Иртыша и Урала сильно влияние оказала тасмолинская культура.

Особенностью является то, что в быть скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В кургана глиняная посуда почти не встречается.

Вопросы к конспектам

Длина курганов с усами:

К какой культуре относиться памятники раннего железного века Центрального Казахстана:

К какому племени К. Акишев относить тасмолинскую культуру:

Какая культура повлияло к развитию тасмолинской культуры:

На какой части Сарыаркы проживали аргиппеи во время раннего железного века:

На какой части Сарыаркы проживали аримаспы во время раннего железного века:

На какой части Сарыаркы проживали исседоны во время раннего железного века:

С какого века в Центральном Казахстане начинается развиваться полихромный стиль:

Сколько видов курганов с усами встречаются в Центральном Казахстане:

Что означает слово Сарыарка:

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1802;