Взаимодействие полукочевой и оседлой культур.



Средневековые города состояли из трех частей:

· Цитадель, где жили представители знати, богатые купцы.

· Шахристан – мелкие торговцы и ремесленники.

· Рабад - земледельцы, бедняки

Одним из древнейшим видом хозяйства человека является разведение и выращивание скота. Период выращивания массового поголовья скота относится к эпохе бронзы. В эпоху железа скотоводство постепенно становилась кочевым сезонным, что привело к появлению кочевого и полуковевого скотоводства. В зависимости о погодных условии в каждом регионе выращилались разные виды скота как основное. Территория Казахстана является одним из основным подходящим регионом для полукочевого скотоводство. Некоторые постоянные зимовки расположенные ближе к караванным путям шли вдоль них, со временем развивались в города. Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалык и Койлык.

Близ поселения была родовая кладвища. Кладбища Шага находились близ Туркестана. Кладбища Борижар на берегу реки Арысь, у города Отырар.

Археологи нашли во время множество посуд, орудия труда, оружие, различные предметы быта и украшения. Они являются доказательством развития материальной культуры людей того времени

Со временем тюркиулучшали хозяйственные предметы и усовершенствовали разборную юрту. Сведения о юртах встречаются в древних история Казахстана китайских и арабских письменных источниках. Жилища на зимовку строились из камня, дерева, акмыша или сырого глиняного кирпича.

Большинство зимовок находились на берегах рек Или, Чу, Сырдарья, Иртыш, в местах богатых зарослями камыша, в лесах тугаях, на солнечных склонах гор.

Так же ремесленники изготовливали кисе (кожаные ремни). На него навешивались точильные бруски, ножи, фитиль и др. Тюрки все виды необходимой одежды и головных уборов шили сами.

Гончарное дело было более развито в городах. У жителей городов было больше времени для гончарного дела. Горожане имели мастерские для выпуска гончарных изделий.

Все необходимое для хозяйства жители городов и поселений делали их металлов. Тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века.

В городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Семиречье в VIII-IX вв. являлось одним из центров производства изделий из серебра. В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы.

В торговля основном по источникам было развитии Великого Шелкового пути.

Вопросы к конспектам

В присырдарьинских городах найдено деньги тюркского племенного союза:

Город Талхир находиться в:

Кисе:

Китайских летописях рассказывается, что город Испиджаб существует с:

Кладбища Борижар находились у города:

Кладбища Шага находились близ

Рабад:

Средневековые города состояли из:

Цитадель :

Шахристан:

Архитектура и искусство 6-9 века

На территории Казахстана встречаются очень много архитектурных памятников. Фундамент сооружении Акыртас расположен в Жамбылской области. Строительства сооружении была не закончена до конца.

Сооружения Билеули находиться на границе между Казахстаном и Каракалпакией.

Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевых хорошо сохранились купола полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов. По-персидски такое сооружение называется «сардоба» (надстройка над колодцем ).

Есть две известных сардоб, построенных в 6-9 вв. на караванных петях. Строительства и купола сардоб внешнем очень похожий на юрт.

В Казахстане искусство скульптуры широко развивалось в тюркскую эпоху. В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал». В Орхонской письменности - «балбык». Позднее их стали называть «кемпиртас» («каменная старуха») или «таскелиншек» («каменная молодуха»).

«Балбалы» имеют важное историко-познавательное значение. Каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников. Скульптуры каменных изваяний в Казахстане появились гораздо раньше, чем во многих европейских странах.

Автор письменного памятника «Письмена Культегина» Йолыг-тегин об установлении скульптуры Бильге-кагану писал: «Отцу - кагану я возвел балбык». Развитие скульптурного искусства у тюрков передает их мировоззрение и внутреннее мировосприятие.

Городские и степные мастера-ремесленники в своих изделиях широко использовали прикладное искусство. Особенно были распространены такие виды искусства как терракота, художественная керамика и мелкая пластика.

Вопросы к конспектам

«Балбалы» это:

Архитектурное сооружение, который находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией:

Где тюрки строили «сардобы» - купольные сооружения над колодцами в VI- IX вв.:

К какому веку принадлежит мавзолей Ходжа Ахмеда:

Остатки каких храмов были найдены на месте городов Акбешим и Суяб:

Памятники в стиле «дын» были разновидностью:

Производство керамики из обожженной цветной глины:

Сооружения Акыртас был сооружен:

Сооружения Акыртас находится в:

Что означает «сардоба» по-персидски:

 

Духовная культура тюрков

Древние тюрки писали на древнетюркском языке. Оно состояло из 35 букв. Алфавит был основан на знаках разных племен. Древнетюркский письменность появилась в 1 тыс. До н.э.

Доказательства этому найденные в Алматы и Павлодаре в сакских погребениях надписи на древнетюркском языке. В последние 30-40 лет были найдены множества памятников у рек Или, Талас, Сырдарья на древнетюркском языке.

В результате распространение Ислама многие тюркские правители перешли к арабскому алфавиту. Это повлияло на древнетюркский язык.

Вместе с тюркским языком хорошо развивалась согдийский язык. «Тоньюкок» и «Культегин» являются памятниками древнетюркской письменности. «Коркыт ата» и «Огузнама» принадлежать 8-9 вв. Эти произведении были распространении в устном литературе в 8 веке, а в 11 веке они были написаны в письменном литературе.

Предметы найденные в погребении тюрков говорит об их вере о загробном мире. Они поклонялись огню и природе.

Они хоронили покойного вместе с его вещами и лошадью. Так же тюрки поклонялись Кок бори. Они носили зубы, ногти и язык волков что бы те сохранили их детей от сглаживания.

Умай ана была покровительницей домашнего очага.

На юге Казахстана и Жетысу бытовали и другие языческие обряды и обычаи. Начиная с VIII века, стала распространяться исламская религия. Основными центрами стали города Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан.

Вопросы к конспектам

25 ноября 1893 года орхоно-енисейская надпись была дешифрована датским лингвистом:

Из скольких эпосов состоит «Книга моего деда Коркыт-Ата»:

Как называется скульптуры каменных изваянии раннего средневековья:

Какие памятники считается крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности:

Какое произведение было посвященно знаменитому акыну и кобызисту:

На основе чего был создан древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв:

Назовите произведения Ходжа Ахмеда Йасауи:

Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894—95 годах известный востоковед:

С приходом тюрков на территории Казахстана появились новые виды памятников:

Что использовалось для того, чтобы уберечь от сглаза:

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 586;