Развитие архитектуры и строительства



Памятниками средневековой архитектуры являются мавзолей Бабаджа-хатун (X — XI века) в окрестностях Тараза, расположенный рядом мавзолей Айша-Биби (XI — XII века) и мавзолей Карахана в самом Таразе.

Средневековые города состояли из трех частей:

• Цитадель, где жили представители знати, богатые купцы.

• Шахристан – мелкие торговцы и ремесленники.

• Рабад - земледельцы, бедняки

Развитие Шелкового пути, кочевники перешли к оседлой жизни все это привело к развитию городов и строительств новых сооружений.

Примером монументальных построек VII-IX вв. являются — цитадели Кедера, Джамуката. Это постройки с парадными залами, жилыми и хозяйственными помещениями. Парадный зал Кедера имел площадь свыше 150 кв. м и был украшен росписями, резными деревянными досками с культовыми и светскими композициями.

Парадный зал Джамуката также был украшен росписями красного, желтого и синего цветов с изображением геометрических узоров. В культовом зале Джамуката стены украшены резными глиняными панелями, с изображением цветов. Культовый зал имел полукруглое возвышение, где зажигали священный огонь.

Загородные дворцы правителей Кулана и Навакета были украшены резной, окрашенной в различные цвета штукатуркой. В украшениях панелей использовалась мелкая глиняная скульптура — фигурки птиц и людей.

В X-XIII вв. в связи с распространением ислама в городах начинают возводит мечети и строить мавзолеи.

Бани найденные в городах Тараза, Отрара и Баласагуна относятся к архитектурным памятникам средневековья. Они отапливались системой жаропроводящих каналов, устроенных под полами. Воду подводили водопроводом, который в это время стал распространенной формой городских благоустройств.

Для бани Тараза характерен богатый декор внутренних помещений — это росписи геометрического и растительного стиля, наличие алебастровых декоративных украшений. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней.

Вопросы к конспектам

В каком городе были найдены терракотовые плиты с рельефным оттиском льва:

В Х–ХII вв. особое распространение в архитектуре городов Казахстана получили:

Как называлась очаг (печь) в жилых зданиях средневековых городов Х-ХІІ веков:

Мавзолей Айша-Биби расположен в городе:

Мавзолей Бабаджи-Хатун расположен в городе:

Минарет Боран предположительно был построен:

Остатки мечети построенной из обожженного и сырцового кирпича найдены при раскопках городища Орнек под:

По легенде Айша-биби погибла от укуса:

Что такое «ганч»:

Что такое мавзолеи:

Религия и культура. Распространение ислама

В период раннего средневековья тюркоязычные племена поклонялись огню, природе и кок бори. У них существовали такие божества как:

Тенгри - культ неба. Они считали что каганы являются посланниками небес на земле. Победы и поражения, благополучная жизнь зависит от них.

Умай — женское божество, покровительница очага и детей;

Параллельно в Казахстане развивалася буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. Распространению этих религии способствовал Великий Шёлковый путь.

С середины I в. до н. э. на территории Южного Казахстана и Жетысу распространилось буддизм. Племена согдийцев и канглов сиграли важную роль в распространении буддизма.

Буддийские храмы в городах Чуйской долины Ак-бешиме и Суябе (VII-VIII вв); подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.); бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины с сюжетами буддийской иконографии являются памятниками буддизма в Южном Казахстане и Семиречье.

В VII-VIII вв. на территории Южного Казахстана и Жетысу распространилось христианство.

В III в. н. э. в Иране манихейство. В Таразе найден бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.

В VII-VI вв. до н. э. в Иране возник зороастризм. Для зороастризма характерно почитание четырех стихий: Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами. Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка. В домах Отрара обнаружены очаги-алтари, вмазанные в пол.

В VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. После того как Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. Караханиды первыми объявили ислам государственной религией. Христианские церкви в Таразе и Мерке превратились в мечети.

Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере. К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне. Со второй половины IX-X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов — умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг. Ранние мусульманские некрополи были открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.). В XI-XII вв. группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище.

Вопросы к конспектам

В каких годах арабский полководец Насыр ибн Сейяр завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана:

В какой стране возник зороастризм:

В какой части Казахстана расположен мавзолей Алаша хана:

В каком году арабский полководец Кутейба ибн Муслим захватил Бухару:

В каком году арабский полководец Кутейба ибн Муслим захватил Шаш:

В каком году сын Сатук Богра-хана Муса Богра-хан объявил Ислам государственной религией:

Какая религия повлиял(о) на развитие городской культуры на территории Казахстана в Х-ХІ вв.:

Какое событие сыграла огромную роль в распространении исламской религии:

На каком языке была написана книга «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати:

Укажите автора книги «Дар истины»:

Развитие науки и образования

В результате развитие Ислама в Казахстане литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В некоторых городах как, Сайрам, Отрар, Туркестан начали открываться медресе. Одним из знаменитых ученых, который писал свои труды на арабском языке Абу Насыр аль-Фараби. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

Ходжа Ахмет Яссауи жил в средневековье. Он родился в городе Сайрам. Арыстан-баб был его наставников. Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» — «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Философский трактат об исламе «Рисала» («Зеркало премудрости»), «Диуани Хикмет» и «Хикмет Хизрати» — поэтические произведения, «Насабнама» и «Хикмет Хазрет Султан аль Гарифани» — это жизнеописание и родословная Ходжи Ахмеда Яссауи. Построенный на рубеже XIV — XV веков в честь Ахмета Ясауи по личному указанию и планам Тимура.

В VI-VII вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. В VIII-X вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских племен был распространен эпос «Коркут-ата». Коркут-ата — знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызылординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученый Н. Ф. Диц. Эпос «Огуз-наме» рассказывает о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.). В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляется литература на арабском языке.

Так же были знаменитые философы, мыслители востока: Абу Райхан аль-Бируни «Канон масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благодарные камни». астроном, математик, географ, геолог, философ, историк, врач, поэт. С 22 лет известен как талантливый ученый. . Бируни выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца, определил законы движения планет, сделал модель глобуса Земли, где определил координаты свыше 600 городов мира. Бируни за 500 лет до Коперника говорил о гелиоцентрической системе вселенной и за 600 лет до Галилея и Ньютона выдвинул гипотезу о притяжении Земли.

Ахмед Югнаки его книга «Хиббат улхакайк» («Подарок истины») состоит из 14 глав, 235 песен о пользе знаний и труда. Книга содержит много сведений о нормах морали, существовавших в это время в среде оседлых жителей Южного Казахстана.

Сулейман Бакыргани (Хаким ата) в своей книге «Акыр заман» («Конец света») оставил потомкам наставления о поклонении Всевышнему. Также книга содержит ряд языковых и этнографических материалов, отражающих историю племен района Сырдарьи, Каратау. Труды Ясави и Бакыргани в течение столетий изучались в качестве учебников в медресе Казахстана и Средней Азии. Мусульманское духовенство их использовало в целях пропаганды идеи ислама.

Махмуд Кашгари его книга «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») — тюркская энциклопедия. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора — песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

Юсуф Баласагун написал поэму «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым», «Благодатное знание») для одного из правителей Караханидского ханства Сатук-Богра-хана. Общий объем произведения — 85 глав из 13 тысяч двустиший.

Вопросы к конспектам


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 524;