Философская мысль в Беларуси: основные идеи и этапы развития



Принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено Рогнедой. Своей христианско-просветительской деятельностью известна также Предслава (Ефр Полоцкая). Становление проф. философской деятельности произошло в период Возрождения; связано с именем Скорины. Развитие бел фил осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Бел фил мысль Возрождения воплощала в себе основные черты фил европейского Ренессанса. К ним следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Скорина, Будный). Бел ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит. Реформация в ВКЛ оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общ-полит деятельность практически всех соц слоев. Она стимулировала проведение соц-эконом реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда фил проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом.Был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета. В белорусской духовности проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный).Было положено начало научному изучению библейских текстов.Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Скорина, Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение полит философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Статуты ВКЛ. Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы: Философия раннего Возрождения, начала 16 – 50-60-е гг. 16 в. В соц-эконом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Идея рационального переустройства общества. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина 16 в. Социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права (Литвин, Будный, Волан). Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец 16 – 17 вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их нац-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции периода, представленные Лыщинским, Полоцким. В философии Беларуси эпохи Ренессанса выделяют направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). б) умеренное реформационно-гуманистическое ( Скорина, Гусовский, Будный, Волан, Зизаний, Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более что последняя выступила в качестве идейного орудия контрреформации в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (Лован, Бекеш, Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания. Наступил период контрреформации. Схоласты подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власть предержащих; изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Она перерождалась, открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями. Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (Ващенко, Карпович, Смотрицкий), униатской (Кревза, Кунцевич), католической (Альшевский, Баболь, Кулеш). В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (Почебут, Мицкевич, Снядецкий). В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов, выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (Мицкевич, Чечот, Сырокомля, Барщевский, Дунин-Мартинкевич, Лучина, Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.



Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 397; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ