Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции



Философская мысль в Германии конца XVIII – начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественно-научных, философских, социально-политических идей и концепций XVII – XVIII вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. Ее выдающимися представителями были И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. Ф. В. Гегель и Л. Фейербах.

Для гносеологического рационализма XVII – XVIII вв. было характерно принижать роль чувственного познания, он исходил из абсолютной презумпции разума как единственного источника и критерия истинности знания, при этом полностью игнорировалась роль чувственного восприятия. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая природа познавательного процесса.

Родоначальником немецкой классической философии по праву считается И. Кант. Пытаясь обосновать научность философии, он всестороннее осмыслил возможности и пределы знания, выявил всеобщие, субъективные предпосылки его конструирования. Особое значение для его учения имела проблема опыта, при анализе которой И. Кант стремился найти четкие критерии для обоснования объективности знания. Существенным вкладом И. Канта в историю европейской гносеологии стал анализ механизмов познания, на основе которого он вводит свой знаменитый принцип «трансцендентального единства апперцепции». Кант выявил категориальную структуру человеческого мышления и впервые в истории гносеологии разработал представление о родовой сущности субъекта, который включает в себя весь предшествующий исторический опыт познания мира. 

Новым взглядом на проблему человека являлось гуманистическое учение И. Канта о человеческой личности. Кант был в числе первых европейских мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание личности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы. Это было «коперниканской революцией» в европейской философии морали.

Новым вкладом в историю европейской философии была идеалистическая концепция И. Г. Фихте. Стараясь преодолеть гносеологический дуализм Канта, ограничившего научное познание идеей непознаваемой «вещи-в-себе», Фихте в качестве исходного принципа своей философской системы вводит понятие субъекта («Я»), которое отождествляется с деятельностью самосознания. Сознание у Фихте не дано, а задано, оно порождает себя. Предметно-деятельностное отношение человека к действительности выходит у Фихте на первый план. Все мироздание рассматривается немецким мыслителем сквозь призму деятельности, каждая вещь воспроизводит своими сущностными характеристиками принцип ее конструирования. Поэтому подлинным предметом философии является свободная деятельность человека, творимый им природный, социально-исторический и нравственный мир.

Под влиянием Великой французской революции немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни, что привело к созданию актуальной и по сей день концепции правового государства («Метафизика права» И. Канта, «Философия свободы» И. Г. Фихте, «Философия права» Г. В. Ф. Гегеля). Достижение всеобщего правового состояния они рассматривали как конечную цель исторического прогресса. Торжество правопорядка, а не произвола и тирании обеспечивает справедливый, рационально организованный общественный строй.

Диалектика, понимаемая как универсальная теория развития и метод познания мира, считается важнейшим достижением немецкой классической философии. В учении Канта диалектика еще выполняет критическую функцию. Она выступает как средство разоблачения иллюзий разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. В философских построениях Фихте и Шеллинга диалектика постепенно приобретает позитивные черты. В наукоучении Фихте сформулировал основную идею диалектического метода – идею противоречия. Шеллинг выдвигает на первый план принцип историзма в познании. Он выстраивает иерархию философских категорий, которая совпадает с историческим развитием человеческого мышления.

Однако подлинной вершиной классической диалектики явилось учение Г. В. Ф. Гегеля. Впервые в истории философской традиции вся область действительности была представлена в беспрерывном движении, изменении и развитии («Наука логики», «Феноменология духа»). В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Гегелевская диалектика, начиная с чисто логических категорий, переходила далее к природе и духу и заканчивалась категориальной диалектикой исторического процесса

Историческая ограниченность философской системы Гегеля состояла в том, что началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому развитие мира предстает в гегелевской философии как чисто логический процесс, целиком пребывающий в лоне идеи, а не объективной действительности.

Оппозицией идеалистическому направлению немецкой классической философии было материалистическое учение Л. Фейербаха. Важнейшая тема его философских сочинений – критика гегелевской философии религии, которая перерастала у него в критику идеализма, отождествлявшего бытие и мышление. Историческая заслуга Л. Фейербаха заключалась в том, что он ввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно которому человека следует рассматривать как единственный, универсальный и высший предмет философии. Однако антропологический материализм Л. Фейербаха имел односторонний, метафизический характер. Под человеком он понимал абстрактного природно-биологического индивида, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сводил к понятию рода и межличностному общению, в силу чего Л. Фейербаху не удалось удовлетворительно объяснить особенности общественной жизни людей.

 


13. Особенности и основные направления русской философии 19-20 вв.Первый опыт рус фил-ния следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Начало профессионального философствования в России связано с именем Чаадаева, фил и публициста. Главное фил произведение Чаадаева «Философические письма» было написано в 1829–1831 гг. и впервые опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г. Его тема – рефлексия по поводу исторического предназначения России, историософская оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев говорил об отлученности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое, косности в деле осознания исторической миссии. Идеи Чаадаева были встречены резко негативно в кругах просвещенной публики и российскими властями. Чаадаев был объявлен сумасшедшим и находился под политическим и медицинским наблюдением. Отвечая на обвинения в отсутствии патриотизма, Чаадаев писал в следующей своей работе «Апология сумасшедшего» (1837) о том, что России еще только предстоит решить большую часть проблем соц порядка, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество. Западничествокак течение русской общ жизни оформилось в 40–60-х гг. 19 в. Его идеи развивались в кружках Станкевича и Герцена–Огарева. Следует выделить главные идеи: 1) критика феодально-крепостнических порядков; 2) идея соц-эконом реформир по западному образцу, 3) отрицание революц методов разрешения социальных проблем; средством преобразований - просвещение; 4) высокая оценка преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник соц развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран. Стремясь построить свою сист фил истории, они старались определить роль русского народа среди других народов Европы. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления: либеральное (Анненков, Грановский, Кавелин), отстаивавшее догмат о бессмертии души; революционно-демократическое (Герцен, Огарев, Белинский), трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы. К середине 19 в. под влиянием социальных реформ либеральное крыло западничества сходит на нет, революционно-демократическое выливается в идеологию разночинцев. Славянофильство – религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформилось в конце 30 – начале 60-х гг. 19 в. Среди главных представителей славянофильства были: «старшие» славянофилы:  Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин; «младшие» славянофилы: Аксаков, Кошелев, Киреевский, Валуев, Чижов; «поздние» славянофилы: Данилевский, Страхов. Основная идея славянофильства – утверждение самобытности России, ее общ уклада; обоснование ее особой мировой миссии. Славянофилы отвергали западный рационализм. Основа российской жизни, утверждали славянофилы, – это известная триада: Православие, Самодержавие, Народность.  Соловьев, рус религиозный фил, поэт, публицист, критик. В 1873 г. Соловьев защитил магистерскую диссертацию «Кризис зап фил. Против позитивистов», а в 1880 г. – докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Выступал как публицист, проповедуя идеи объединения Востока и Запада через воссоединение церквей; занимался фил и лит-ной работой, вел фил отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Основной целью своей фил Соловьев видел построение новой категориальной сист, не сводимой к какой-либо одной традиции. Он стремился объединить в великом синтезе христианский платонизм, нем классический идеализм и научный эмпиризм. Новая фил система, считал Соловьев, должна стать выражением «идеальной жизни», представляя собой особое знание – знание всеединства. Главный принцип знания такого рода –положительное всеединство, ориентирующее на познание безусловно сущего как начала всякого бытия. Философия Соловьева пантеистична, т. к. утверждает изначальную единосущность Бога и мира. Различая 3 источника познания – опыт, разум, мистику, Соловьев утверждал, что истина постигается только путем 3го способа познания, основанного на вере. Осмысливая тенденции мирового развития к 19 – н 20 вв., Соловьев указывает на существование в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), 2) центробежной (Запад), 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Историч миссия России, писал Соловьев, - в ее участии в развитии христианской цивилиз – моральными, но не политич средствами. Только рус народ, по Соловьеву, смог бы инициировать процессы воссоединения чел-ва. Нарастание ощущения катастрофичности истории в ее понимании Соловьевым приводит его в конце концов к отказу от теократической утопии. Его фил-кая сист повлияла на развитие рус фил н 20 в. В этой связи следует упомянуть имена  Булгакова, Флоренского, Франка, Бердяева. Бердяев, русский религиозный философ. Философия Бердяева – совокупность нескольких независимых друг от друга идейных комплексов: идеи свободы; идеи творчества и объективации; идеи личности; идеи метаисторического эсхатологического смысла истории. Смысл истории, по Бердяеву, – в преодолении объективации, в стремлении человека к такому преодолению, ибо сама объективация оказывается принципиально неодолимой. Конфликт человека и объективации – главная идея бердяевской философии. Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, усреднить, стандартизировать ее. Основное же стремление человека – его порыв к свободе, творчеству, индивидуализации. В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в к. 19 – нач. 20 вв. В фил космизма выделяют следующие направления: религиозно-фил (Федоров, Булгаков, Флоренский); методологич-фил (Вернадский, Холодный, Чижевский). 1-е направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении; второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 711; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!