Раздел 2. Средневековый театр



 

Тема 3. Западноевропейский религиозный театр.

Христианская религия и ее отношение к театральным зрелищам. Католическая церковь и специфика ее обрядности, театрализация богослужений. Литургическая драма.

Основные формы церковного театра: духовные игры (литургическая драма : Х – XI в., XII – XIII в.) и их образцы. Миракль – специфический жанр XII – XIV в. и его образцы. Мистерии и площадной (городской) мистериальный театр (XIII – XVI в.). Парижское «Братство страстей» (основано в 1402) – первый монопольный средневековый театр. Устройство мистериальных постановок (образец: Валансьенская «Мистерия страстей» 1547 г.).

Тема 4. Западноевропейский народный театр.

Народный (мирской) театр и разнообразие его форм. Шутовские братства (образец: Дижонская инфантерия XV в.). Пасторально-аллегорические игры (Адам де ла Аль –ХIII в.). Профессиональные актеры (жонглеры-гистрионы). Моралите. Соти. Постоянное взаимодействие религиозных и народных зрелищных форм. Французские фарсы. Немецкие фастнахтшпили и майстерзанги. Нидерландские камеры риторов.

 

Тема 5. Народный театр в России.

Театральные элементы в русской народной культуре. Древнеславянский обряд, его смысл и функции. Ряжение и маскирование в обряде. Трансформация обряда в игрище, игру-представление. «Проводы Масленицы», «Кострома», «Игумен» — сочетание обрядовых и театральных элементов.

Скоморохи. Первое упоминание в летописях, изображение на фресках (XI в.). Гипотезы о происхождении скоморохов. Разнородность и многожанровость скоморошьего репертуара: игра на музыкальных инструментах, пантомимическое и акробатическое искусство, разыгрывание сатирических сценок-скоморошин, кукольные игры, дрессировка животных и т. д. «Сборник Кирши Данилова» — отражение тематики песенного репертуара скоморохов. Отношение светской и церковной властей к скоморошеству. Участие скоморохов в литургической драме. Указ царя Алексея Михайловича о запрещении скоморошества (1648 г.).

Устная народная драма. Ее сюжеты, жанры и художественные особенности. «Барин», «Лодка», «Царь Максимилиан», «Комедия о Петрушке» — характер и специфика исполнения.

Раздел 3.  Возрождение.

Тема 6. Итальянский театр эпохи Возрождения.

Понятие «Возрождения» («Ренессанса»). Идеологические и эстетические концепции ренессансного гуманизма как база формирования новой театральной культуры. Периодизация театральной практики в странах Западной Европы.

Истоки итальянского театра эпохи Возрождения и становление театра гуманистов (конец XV – начало XVI в.).

Театр эрудитов (ученый театр): характеристика жанров (трагедия, комедия, пастораль).Лудовико Ариосто (1471-1533) и театр. «Комедия о сундуке» (1508).

Никколо Макиавелли (1469-1527) и театр. Комедия нравов. «Мандрагора» (1518).

Драматургия Торквато Тассо. Пасторальная драма «Аминта».

Театральная архитектура, декорационное искусство и режиссерско-сценографическая деятельность крупнейших мастеров. Деятельность Филиппо Брунеллески (1377 – 1446),

Режиссерско-сценографическая деятельность Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Режиссерско-сценографическая деятельность Рафаэля Санти (1483 – 1520), Джорджо Вазари (1511 – 1574) и Себастиано Серлио (1475 – 1554), Бернардо Буонталенти (1536 – 1608), Джованни Баттиста Алеотти (1546 – 1636).

Комедия дель арте. Ее истоки и пути формирования. Театрально-эстетические принципы комедии дель арте. Основные маски комедии дель арте.

Выдающиеся театральные труппы (Джелози, Конфиденти и др.). Крупнейшие актеры (актерская династия Андреини и др.). Гастроли трупп дель арте по странам Европы и их влияние на зарубежную сценическую практику.

Тема 7. Испанский театр эпохи Возрождения.

Особенности социально-политического положения Испании. Завершение Реконкисты (1492 г.) и становление ренессансной культуры. Место театра в обществе, основные этапы его эволюции.

Лопе де Руэда (1505/1510 - ум. 1565): его «пасос» (фарсы) и тип сценического простака.

Мигель Сервантес Сааведра (1547 – 1616) как реформатор драмы.

«Золотой век» испанского театра. Лопе де Вега (1562 – 1635) – «чудо природы» (по характеристике Сервантеса). Основные жанры драматургии Лопе де Вега: народно-героические драмы, драмы чести, комедии плаща и шпаги, аутос. Гармоничность и правдивость как принципы его художественного метода. Трактат «Новое искусство сочинять комедии» (1606).

Тирсо де Молина (1571 – 1648) и эволюция драмы «золотого века». Проблематика и поэтика его основных пьес. Черты маньеризма и барокко в его искусстве.

Пьесы Хуана Руиса де Аларкона «Сомнительная правда», «Ткач из Сеговии». Развитие комедии характеров.

Педро Кальдерон де ла Барка (1600 – 1681) – крупнейший драматург барокко. Доминанта трагического в его эстетике. Нравственно-философские и религиозные позиции драматурга. Его основные шедевры.

Организация театральных зрелищ. «Бродячие» и «титулярные» труппы. Публичные коррали (театры) в столице (корраль де ла Круз, основан в 1579 г., корраль Принципе, основан в 1582 г.) и в крупных городах. Устройство театрального помещения. Особенности сценического пространства.

Сценография. Особенности спектакля в коррале.

Крупнейшие актеры Испании эпохи Возрождения и барокко.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!