Раздел 7. Русский театр XIX века



Тема 20. Русское театральное искусство первой четверти XIX века.

Драматургия В. А. Озерова (1769–1816). «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Димитрий Донской» (1807) — черты неоклассицизма.

Театральная теория и практика «архаистов и новаторов». Трагедии П. А. Катенина (1792–1853), В. К. Кюхельбекера (1797–1846). 

Актерское искусство первой четверти XIX века. А. С. Яковлев (1773–1817). Роли в классицистских трагедиях и драмах А. Коцебу. Яковлев в трагедиях Шекспира и Шиллера.

Е. С. Семенова (1786–1849). Роли в трагедиях В. А. Озерова, Ж. Расина, Вольтера. Соперничество с М.‑Ж. Жорж.

Комедия первой четверти XIX века. И. А. Крылов (1769–1844). Театрально-критические работы в журналах «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Ранние комические оперы. «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1807). А. А. Шаховской (1777–1846) «Новый Стерн» (1805) и «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815). Н. И. Хмельницкий (1791–1845). «Говорун» (1817), «Воздушные замки» (1818). А.С. Грибоедов (1795–1829). История создания комедии «Горе от ума» (1824). А. С. Пушкин(1799–1837) и театр. Зрительский опыт и театральное окружение. Споры о путях развития сценического искусства конца 1810‑х — начала 1820‑х гг. и статья А. С. Пушкина «Мои замечания об русском театре». Назначение драмы. Анализ основных драматургических систем. Расин и Шекспир. Проблема характера в классицизме и романтизме. «Законы драмы шекспировой» и требования к драматическому писателю. Ранние драматургические замыслы.«Борис Годунов» (1825). «Маленькие трагедии»(1830). «Русалка»(1829–1832), «Сцены из рыцарских времен»(1835).

Театр второй четверти XIX века. Русское общество после поражения восстания декабристов. Идеологические основы российской государственности и художественная практика. Цензурный устав 1828 г., закрепляющий положение о двойной цензуре драматических произведений. Монополизация театрального дела в столицах.

Драматургия М. Ю. Лермонтова (1814–1841). «Испанцы» (1830), «Люди и страсти» (1830), «Странный человек» (1831), «Два брата» (1836). «Маскарад» (1835–1836).

Трагические актеры второй четверти XIX века. П. С. Мочалов (1800–1848).  Барон Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу), Жорж Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и Дино), Кин («Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма). Сценическая трактовка шиллеровских и шекспировских образов. Исполнение роли Гамлета (1836). Современники о Мочалове. Мочалов и Каратыгин. В. А. Каратыгин(1802–1853). Велизарий («Велизарий» Э. Шенка), Людовик XI («Заколдованный дом» И. Ауфенберга), Пожарский («Рука всевышнего отечество спасла» Н. В. Кукольника), Прокофий Ляпунов («Смерть Ляпунова» А. А. Гедеонова). Роли в шиллеровском и шекспировском репертуаре.

Русский водевиль. Водевили А. А. Шаховского и А. И. Писарева (1803–1828). Расцвет водевиля в 1830‑х — 1840‑х гг. Водевили Д. Т. Ленского (1805–1860), П. А. Каратыгина (1805–1879), Ф. А. Кони (1809–1879).

Актеры водевиля. Н. О. Дюр (1807–1839). Искусство внешней и внутренней трансформации в ролях Жовиаля («Стряпчий под столом» Д. Т. Ленского), Фрейтага («Девушка-гусар» Ф. А. Кони), Макара Губкина («Студент, артист, хорист и аферист» Ф. А. Кони). Драматические роли: Молчалин («Горе от ума»), Хлестаков («Ревизор»). Критический отзыв Н. В. Гоголя о Дюре — Хлестакове.В. Н. Асенкова (1817–1841). В. И. Живокини (1805–1874).

Н. В. Гоголь (1809–1852) и театр.«Ревизор» (1836).. «Женитьба» (1842). «Игроки» (1842). Драматургия И. С. Тургенева (1818–1883). Влияние «натуральной школы»: сцены «Безденежье» (1845), комедии «Нахлебник» (1848) и «Холостяк» (1849). «Где тонко там и рвется» (1847), «Провинциалка» (1850). «Месяц в деревне» (1850).

 

Тема 21. Русский театр второй половины XIX века.

Актерское искусство в России в середине XIX века. М. С. Щепкин (1788–1863).

Щепкин — Фамусов. Трудности освоения роли и ее сценическая жизнь, Щепкин и Гоголь. Городничий. Неудача в роли Подколесина («Женитьба»). Отзыв Белинского. Роли в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина (Сальери, Барон). Шекспировские роли (Шейлок, Полоний). Трактовка роли матроса Симона (драматический водевиль Т.‑М.‑Ф. Соважа и Ж.‑Г. Делюрье «Матрос»). Сложность духовной жизни обыкновенного человека. Мошкин («Холостяк»), Кузовкин («Нахлебник») И. С. Тургенева, Муромский («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина). Роли Щепкина в пьесах А. Н. Островского. Критическое отношение актера к его творчеству. Большое («Свои люди — сочтемся») и Любим Торцов («Бедность не порок»).

П. М. Садовский (1818–1872). Комедийные роли в пьесах Шекспира и Мольера. Трактовка Короля Лира (бенефис 1852 года). Гоголевский репертуар. Осип («Ревизор»). Садовский и драматургия А. Н. Островского.

А. Е. Мартынов (1816–1860). Роли сапожника Ганса («Заколдованный принц или переселение душ» И. Плетца), актеров Лисичкина («Дочь русского актера» П. И. Григорьева) и Синичкина («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского). Мольеровские роли. Ладыжкин («Жених из долгового отделения» И. Е. Чернышева): близость гоголевской «Шинели» и образу Акакия Акакиевича. Мартынов и А. Н. Островский. Беневоленский («Бедная невеста»), Тит Титыч Брусков («В чужом пиру похмелье»). Тихон («Гроза»).

Драматургия второй половины XIX века и театр. А. Н. Островский(1823–1886) и театр. Создание русского национального репертуара. Периодизация творчества А. Н. Островского. «Свои люди — сочтемся» (1849). «Доходное место» (1856). «Гроза» (1859). Вершина дореформенной драматургии Островского. Трилогия о Бальзаминове: «Праздничный сон до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861), «За чем пойдешь — то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова», 1861). «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). Жанр политической комедии. Драматургия А. Н. Островского 1870‑х — первой половины 1880‑х годов. Новые темы и жанры.«Снегурочка» (1873). Стихотворная драма в творчестве Островского. Острота жанровых разворотов конфликта оскудевающего дворянства и наступающей буржуазии. «Бешеные деньги» (1870). Новизна психологической характеристики центрального героя. «Волки и овцы» (1875). Тема театра в драматургии Островского. Мир театра и театр жизни. «Лес» (1870). «Таланты и поклонники» (1881). «Без вины виноватые» (1884). «Бесприданница» (1878).

Драматургия А. К. Толстого (1817–1875). Драматическая трилогия: «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). М. Е. Салтыков-Щедрин (1826–1889) и театр. Комедия «Смерть Пазухина» (1857) Драматическая сатира «Тени» (1862–1865).

Драматургия А. В. Сухово-Кобылина (1817–1903). Драматическая трилогия: «Свадьба Кречинского» (1854), «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1868). «Свадьба Кречинского».

Л. Н. Толстой (1828–1910) и театр. «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (1890).

«Живой труп» (1900).

Актерское искусство второй половины XIX века. Г. Н. Федотова (1846–1925). Образы, созданные в репертуаре А. Н. Островского: Катерина («Гроза»), Василиса Мелентьева, Снегурочка, Кручинина («Без вины виноватые»). Острота социальной критики в ролях Лидии и Чебоксаровой-матери («Бешеные деньги»), Мурзавецкой («Волки и овцы»). Шекспировские роли Г. Н. Федотовой: Катарина («Укрощение строптивой»), Беатриче («Много шума из ничего»). Ибсеновский репертуар Г. Н. Федотовой. Деятельность Г. Н. Федотовой как режиссера и педагога.

М. Н. Ермолова (1853–1928). Роли М. Н. Ермоловой в западном репертуаре: Эмилия Галотти («Эмилия Галотти» Г.‑Э. Лессинга), Лауренсия («Овечий источник» Лопе де Вега), Иоанна д’Арк («Орлеанская дева») и Мария Стюарт («Мария Стюарт») Ф. Шиллера. Негина («Таланты и поклонники»), Тугина («Последняя жертва»), Алёна («Воевода»), Лариса («Бесприданница»), Купавина («Волки и овцы») и др. Ермолова — «адвокат своих ролей». М. Н. Ермолова в ролях текущего репертуара. Переход на возрастные роли. Кручинина («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Зейнаб («Измена» А. И. Южина), фру Алвинг («Привидения» Г. Ибсена.)

/М. П. Садовский (1847–1910). Создание образа человека, «задавленного социальной средой». Роль Тихона в «Грозе» А. Н. Островского. Тема «маленького человека»: Аркашка («Лес»), Дергачев («Последняя жертва»). Своеобразие трактовки образа положительного героя (Мелузов в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского).

О. О. Садовская(1850–1919). Кабаниха («Гроза»), Барабошева («Правда хорошо, а счастье лучше»). Разнообразие содержания и жизненной конкретики в амплуа «комической старухи»: графиня Хрюмина («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники»), Незабудкина («Бедная невеста»), Анфуса Тихоновна («Волки и овцы») и др. Мягкость юмора в образах «комических старух» А. Н. Островского.

А. П. Ленский (1847–1908). Гомец де Гусман («Овечий источник» Лопе де Вега), Дюнуа («Орлеанская дева» Ф. Шиллера), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Гамлет, Ричард III в одноименных трагедиях У. Шекспира. А. П. Ленский и современный репертуар. Успех в ролях персонажей А. Н. Островского из дворянской среды: Глумов, Великатов и др. Паратов — коронная роль А. П. Ленского. Новизна и современность звучания в истолковании классических ролей. Органическая связь с общественными настроениями и идеями эпохи. Гамлет (1877) А. П. Ленского как современный интеллигент на историческом перепутье.

А. И. Южин-Сумбатов(1857–1927). Санчо Ортис («Звезда Севильи» Лопе де Вега), Карл Моор («Разбойники»), Дюнуа («Орлеанская дева»), Маркиз Поза («Дон Карлос») Ф. Шиллера, Рюи Блаз в одноименной драме и Карл Пятый («Эрнани») В. Гюго. Шекспировские роли: Гамлет, Макбет и Отелло.

В. Н. Давыдов (1849–1925). Давыдов — продолжатель традиций Щепкина и Мартынова. Текущий репертуар: роли в пьесах И. В. Шпажинского, Вл. И. Немировича-Данченко, В. А. Крылова и др. Исполнение мартыновских ролей: Боярышников («Не в деньгах счастье»), Ладыжкин («Жених из долгового отделения») И. Е. Чернышева, Михайла («Чужое добро впрок не идет» А. А. Потехина). Давыдов в репертуаре Островского. А. Н. Островский о В. Н. Давыдове. Разнообразие ролей, сыгранных артистом в пьесах драматурга. Нароков, («Таланты и поклонники»). Тема «маленького человека» — Оброшенов («Шутники»). Давыдов — первый исполнитель роли Шмаги («Без вины виноватые»). Роль Бальзаминова. Роли купцов-самодуров и европеизированных буржуазных дельцов: Прибытков («Последняя жертва»), Каркунов («Сердце не камень»), Хлынов («Горячее сердце») и др.

К. А. Варламов(1849–1915). Варламов — «царь русского смеха» (Э. Старк). Продолжение и развитие традиции И. И. Сосницкого и В. И. Живокини. Обширность репертуара К. А. Варламова (более 1000 ролей). Гоголевский репертуар. Осип («Ревизор») и Яичница («Женитьба»). Репертуар зарубежной классики. Сганарель («Дон Жуан» Ж.‑Б. Мольера в постановке В. Э. Мейерхольда, 1910).

М. Г. Савина(1854–1915). Надя («Воспитанница»), Наташа («Трудовой хлеб»), Поликсена («Правда хорошо, а счастье лучше»), Юлия («Последняя жертва»), Елена («Женитьба Белугина»), Варя («Дикарка») Островского. Тургенев «Месяц в деревне» (1879), роль Верочки. Отзыв Тургенева. Близость исполнительской манеры Савиной особенностям драматургии И. С. Тургенева (Наталья Петровна в постановке «Месяца в деревне» А. А. Саниным, 1903). Л. Н. Толстой «Власть тьмы», Савина — Акулина в первой постановке драмы Толстого на Александринской сцене (1895) Савина — первая Нора («Кукольный дом» Г. Ибсена) на русской сцене (1884).

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 606;