СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
В.Я. Герасимов
« ____ » ______________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ МИРОВОГО ТЕАТРА»
Специальность 070601 «Режиссура кино и телевидения»
Специализация «Режиссер игрового кино- и телефильма»
Квалификация выпускника – специалист
Форма обучения – очная, очно-заочная
Санкт-Петербург
2012
Автор-составитель – Мельникова С.И., доктор искусствоведения, профессор
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании
ФГОС ВПО по специальности 070601 «Режиссура кино и телевидения»,
утверждённого приказом Министерства образования и науки № 88
от 24.01.2011.
Цикл дисциплин: С2. Цикл дисциплин по истории и теории мировой художественной культуры.
Часть цикла: Вариативная часть.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
искусствознания, протокол № ___ от __.__.2012 г.
Заведующий кафедрой А.Л. Казин
СОГЛАСОВАНО
Директор ИЭИ А.В. Бабаян
|
|
ОдобреноМетодическим советом факультета творческих экранных профессий.
Протокол № ___ от __.___.2012
Председатель _____________________
СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ Н.А. Склярова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели:
1. Получение будущими режиссерами научных представлений о сущности театрального искусства и знаний истории мирового театра, занимающего важнейшее положение в системе мировой художественной культуры.
2. Выработка исторического подхода в процессе осмысления проем театрального искусства.
Задачи:
1. Познать закономерности развития мирового театра.
2. Получить базовые сведения об истории и эволюции театральных форм.
3. Понять типологическую разницу театральных явлений различных эпох.
4. Изучить драматургию как непреходящую основу многовекового репертуара.
5. Получить базовые сведения об актерском искусстве и творческих методах мастеров сцены.
6. Приобрести навыки анализа театральных явлений.
1.2 МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
1) лекции;
2) письменные и устные домашние задания;
3) консультации преподавателей;
4) самостоятельная работа студентов.
1.3 МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина ведётся на II курсе факультета творческих экранных профессий.
Курс читается одновременно с курсами по истории зарубежного кино, историей русской и зарубежной литературы, историей русского и зарубежного изобразительного искусства, что создает общее пространство изучения мировой художественной культуры, коррелирующее с искусством кинематографа.
Данная дисциплина необходима для изучения всех вышеперечисленных дисциплин.
1.4 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурные компетенции:
ОК – 1. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
ОК – 2. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
ОК – 9. Способность применять для воплощения творческих замыслов знания общих основ теории кино и телевидения, закономерностей развития искусства, специфики выразительных средств различных видов искусства.
|
|
ОК – 10. Способность к работе с научной и искусствоведческой литературой, пользованию профессиональными понятиями и терминологией;
ОК – 11. Способность к осмыслению развития киноискусства и телевидения в историческом контексте и в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с философскими, эстетическими, религиозными идеями конкретного исторического периода.
ОК – 12. Способность к выработке личной позиции в отношении современных поисков в кинематографе, в области развития телевидения и других видах искусства.
ОК – 13. Способность к анализу произведений литературы и искусства.
б) профессиональные компетенции:
ПК – 10. Способность обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явления, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы.
ПСК – 1-2. Способность и готовностью применять на практике принципы режиссерского анализа литературных произведений, киносценариев, выбранных для постановки.
ПСК – 1-3. Способность и готовность разрабатывать замысел будущего фильма,
|
|
развивать и обогащать его в сотрудничестве с другими участниками творческого
процесса.
ПСК – 1-4. Способность и готовность демонстрировать способность к осмыслению, анализу и критической оценке идей, к обоснованию и защите своей точки зрения, к пониманию сути проблемы и нахождению пути ее решения
ПСК – 1-6. Способность и готовность применять разнообразные выразительные средства в работе над фильмом.
После освоения дисциплины студент должен:
знать:
- основы дисциплины по истории и теории мировой художественной культуры («История мирового театра»),
- основные категории дисциплины «История мирового театра»;
- главные исторические этапы развития мирового сценического искусства,
- основные вехи развития мировой драматургии,
- творческие персоналии ведущих актеров разных эпох и школ,
- сценические традиции мастеров театра,
уметь:
- использовать полученные общие знания в профессиональной деятельности;
- самостоятельно анализировать научную литературу;
- применять соответствующую терминологию;
- отчетливо различать эпохи развития мирового театра.
.
1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
1.5.1. ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа / 2 зачётных единицы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 68 | 34 | 34 | ||
В том числе: | |||||
Лекции | 68 | 34 | 34 | ||
Практические занятия | |||||
Семинары | |||||
Лабораторные работы | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 4 | 2 | 2 | ||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | 1 | ||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | За-чет | ||||
Общая трудоемкость час зач. ед. | 72 | 1 | |||
2 | 1 | 1 |
1.5.2. ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа / 2 зачётных единицы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 24 | ||||
В том числе: | |||||
Лекции | 24 | 12 | 12 | ||
Практические занятия | |||||
Семинары | |||||
Лабораторные работы | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | 1 | 1 | |||
Другие виды самостоятельной работы | 46 | 23 | 23 | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачет | Зачет | |||
Общая трудоемкость час зач. ед. | 72 | 1 | |||
2 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Античный театр
Тема 1. Театр Древней Греции
Происхождение древнегреческого театра. Театральное искусство как специфическое явление древнегреческой культуры эпохи классики (конец VI – V в. до н.э.). Греко-персидские войны и укрепление полисной демократии. Роль Афинского полиса в развитии театра. Культ Диониса и театр. Начало регулярной деятельности афинского театра (ок.534 г. до н.э.). Общественное значение театра.
Устройство театрального здания и организация спектаклей. Функции хорега. Древнегреческий театральный хор и особенности актерского исполнительства. Мифология и формирование драматургии как рода театральной поэзии.
Создатели античной трагедии. Эсхил (525 – 456 г. до н.э.). Тематика, проблематика и поэтика трагедий. Эволюция трагического жанра. Создатели античной трагедии. Софокл (496–406 до н.э.). Тематика, проблематика и поэтика трагедий. Эволюция трагического жанра. Создатели античной трагедии. Еврипид (ок.485–406 до н.э.). Тематика, проблематика и поэтика трагедий. Эволюция трагического жанра. Учение Аристотеля(384– 322 до н.э.) об искусстве театра. «Поэтика»: категория трагического, понятия «мимесис», «катарсис». Пелопонесская война и кризис рабовладельческой полисной демократии. Особенности «древней аттической» комедии Аристофана (446 – 385), уникальность ее структуры и универсальность ее тематики и проблематики. Специфика комедийных представлений.
Эпоха эллинизма и римской колонизации Греции (IV – III в. до н.э.). Изменения в древнегреческой театральной практике. Архитектура театров. Профессиональные объединения мастеров зрелищ – «умельцы Диониса». Менандр (343 – 291 до н.э. ) и образцы «новой аттической» комедии.
Тема 2. Театр Древнего Рима
Историко-политические особенности римского государства. Специфика мифологии. Ритуальные и праздничные игры. Заимствование театральных форм (у этрусков ок. 364 г.до н.э. , у греков ок. 240 г.до н.э., у италийских народов).
Основные литературные и импровизационные жанры римского театра эпохи Республики (Ш – 1 в.до н.э.). Ателлана и ее маски. Римская «комедия плаща» (паллиата). Драматургия Плавта (ок. 254 – 184 до н.э.).
Драматургия Публия Теренция (185 – 159 до н.э.). Особенности устройства спектаклей. Сцена флиаков. Эволюция зрелищ в условиях кризиса (диктатура Цезаря и падение республики). Временные и постоянные театры. Театр Помпея (55 г. до н.э.). Зрелища амфитеатров.
Римская культура эпохи принципата Августа (ранняя Империя 27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) и театр. Правление Нерона (54-68) и театр. Трагедии Л.-А.Сенеки (5 г. до н.э. – 65 г.): тематика, проблематика, поэтика и сценическое воплощение.
Римские театральные сооружения и характер зрелищ. Амфитеатр Флавиев (Колизей) 80 г. Пантомима, мим, зрелища цирка.
Античные мыслители о театральном искусстве. Гораций (65 — 8 г. до н.э.) о театре.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 841; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!