Характеристика художественных средств народного кукольного театра



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАЕНИЯ РОССИИ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева.

 

 

 

          

 

НАРОДНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

 

 

Методическая разработка для студентов филологических факультетов

 

 

Красноярск 2005


Петрушка.

Г.Л.Соломаткин. 1878.

 


Петрушка. Перчаточная кукла И.А. Зайцева.

Конец 19 – начало 20 вв.

Театр Петрушки.

1.Свидетельства существования кукольного театра в Древней Руси.

2.Устройство театра в XVII в. (по рисунку Адама Олеария). Эволюции театра к XIX в. Тип кукол в театре Петрушки.

3. Зрительный и "слуховой" образ Петрушки.

4. Комедия о Петрушке. Основные мотивы и сцены. Соотношение в тексте устойчивых и дополнительных сцен.  

                                   

Задание: прочитать комедию "Петрушка, он же Ванька Рататуй" и ответить на следующие вопросы:

а) Есть ли в комедии сквозное действие?

*Сквозное действие – некое действие, повторяющееся неоднократно на протяжении всего произведения.

б) Что объединяет эпизоды в связный текст?

в) Идейное содержание сцен. Образ Петрушки в каждой из сцен и в данной комедии. Средства раскрытия образа.

* К средствам раскрытия образа относятся: портрет героя, речь героя, поведение героя, мнение о герое прочих персонажей произведения, предметный мир вокруг героя, пейзаж, сны и видения героя.

г) Стилевые средства создания комического эффекта: оксюморон, мета­теза, метафора, игра слов. Найдите в тексте драмы примеры этих стилевых средств.

 

 

Гравюра с рисунка Адама Олеария.

Выступление скоморохов на Руси в 1630-е гг.

 

 

ПЕТРУШКА, ОН ЖЕ ВАНЬКА РАТАТУЙ

 Текст комедии записан в самом начале XX столетия учителем Л. К. Розенбергом, которому до­велось увидеть в одной из кубанских станиц полноцен­ное классическое петрушечное представление с яркими инди­видуальными вставками кукольника. В предисловии к тексту учитель сообщил массу любопытных деталей, среди которых наиболее интересны следующие.

Кукольник - «рифмач первой руки», раньше ходил с райком, но перешел на Петрушку, так как это «выгоднее райка, хотя обзаведение дороже». Он с гордостью сообщил, что имел «два кабинета кукол, один из которых отдал зятю в приданое за дочерью».

В балагане, где давалось представление, «было много публики. Все держали себя свободно, «как дома». Парни с девками щелкали орехи, ели пряники (дело было во время ярмарки). (...) Сцена устроена в передней стене и очень высоко. Миниатюрные кулисы и занавес, такой же величи­ны, устроены, как в настоящем театре. Устроились мы на первой скамейке, заплатив предварительно по десять копеек. Оркестр, состоящий из двух скрипок, кларнета и барабана, сыграл увертюру «По улице мостовой». Кончилась музыка. Поднялся занавес.

Кукольник, скрытый драпировкой, «держа в руках то один, то другой «персонаж», разговаривает, заставляя дви­жениями своих рук делать соответствующие жесты. Говорит он за Петрушку резким, крикливым, инструментальным, если можно так выразиться, тоном, с помощью машин­ки (...). Заложив этот снаряд за тыльную часть языка, почти у самого «язычка», комедиант произносит слова каким-то странным, ничего общего с человеческим голосом не имеющим, тоном. Говор в этот снаряд очень труден. И надобно большую сноровку, чтобы извлечь из него зву­ки».

«Монологи свои ведет Петрушка с «музыкантом». Этот последний не что иное, как помощник комедианта, который всегда для этой цели садится между зрителей. Плата за вход взимается обыкновенно пять копеек И, несмотря на незначительность, дает, в общем, очень хороший заработок. Сборы бывают всегда полные. Представления в продолже­ние ярмарочного дня и вечера идут беспрерывно. Средний заработок «рататуйника» составляет около двадцати—двад­цати пяти рублей. Куклы большею частью деревянные или обшитые лайкой. Кроме самого Петрушки, показываются немного ниже пояса».

ЯВЛЕНИЕ 1

За сценой, где-то внизу, слышится сперва дребезжащий, громкий крик: «А-о-о-у! у! Ха-ха-ха-ха». Вслед за тем появляется Петрушка. Одет в красную сорочку, плисовые штаны и лаковые сапоги. На голове дурацкий колпак.

Петрушка (раскланивается с публикой). Здрав-ствуйте, господа! Я пришел... Я, Петрушка-мусье, пришел веселить вас всех: больших и малых, молодых и старых! (поет.)

Я Петрушка, Петрушка,

Веселый мальчуган!

Без меры вино пью,

Всегда весел и пою:

Тра-ля-ля! тра-ля-ля-ля-ля!..

Ха-ха-ха!

Ха-ха-ха!

Так вот я каков Петрушка!.. Ах! (Ударяет себя по лбу.) Забыл! Петрушка-то Петрушка, а прозвище как?.. Ра-та-туй!.. Слышите? Ра-та-туй!.. (Смеется. Садится на барьер и стучит рукою.) Музыкант!

 

ЯВЛЕНИЕ 2

М у з ы к а н т. Что скажешь, Петрушка?

Петрушка. Я тебе новость скажу.

М у з ы к а н т. Какую?

П е т р у ш к а. Я задумал, брат, жениться. Что за жизнь холостого!.. Все тебя обижают... А вот когда женюсь, приданое возьму... Ой, ой, ой, как заживу!..

М у з ы к а н т. А на ком ты, Петрушка, жениться задумал?

П е т р у ш к а. На дочери купца. (Называет фамилию богатого в данной местности купца или помещика.)

М у з ы к а н т. А приданого много берешь?

П е т р у ш к а. У-у-у!.. Больше, чем сам стою.

М у з ы к а н т. Да врешь ты, Петрушка, она за тебя не пойдет, только в изъян введет; последние гроши потратишь, да еще по спине схватишь... Брось!

П е т р у ш к а. Ну, брат, врешь! Такого молодца кто не полюбит? (Охорашивается.)

М у з ы к а н т. Так ты покажи невесту.

П е т р у ш к а. Это можно!.. Дело несложно. Сейчас приведу и тебе покажу. (Скрывается и выводит куклу.) Смотри, музыкант, хороша невеста?

М у з ы к а н т. Хороша-то хороша... да курноса.

П е т р у ш к а. Ай врешь, музыкант! Да ты посмотри, что за глазки, что за ротик!.. Ручки!! Губки!! Шейка!! Добыть такую сам сумей-ка!.. А пляшет-то!.. Ну-ка сыграй кусочек чего-нибудь!

 

Музыка играет камаринского. Петрушка с невестой пляшет.

 

М у з ы к а н т. Все это хорошо и ладно, да для тебя будет накладно: барышня богата, спесива, ходить пешком ленива... Нужно, брат, лошадь купить...

П е т р у ш к а (озабоченно). А где ее купишь?

М у з ы к а н т. Да у цыган.

П е т р у ш к а. (важно). Ну, так сегодня лошадь приведи!

М у з ы к а н т. И сам не барин: сходишь и приведешь.

П е т р у ш к а. Так не пойдешь?

 

ЯВЛЕНИЕ 3

 

Те же и Цыган. Кукла одета по-цыгански и с кнутом за поясом.

 

Ц ы г а н (кланяясь). Здравствуй, Петрушка-мусье!

П е т р у ш к а. Здравствуй, здравствуй, фараоново отродье! Что тебе надобно, говори скорее, а то, у меня недолго, погоню и по шее.

Ц ы г а н. Петрушка-мусье, мне сказали на шоссе, что тебе лошадь нужна.

П е т р уш к а. А, лошадь?! Нужна, нужна, нужна... А хороша ли лошадь?

Ц ы г ан. Лошадь хоть куда! Без гривы, без хвоста...

П е тр у ш к а (перебивая). Что хвост и грива?.. Одно украшенье... А голова есть?

Ц ы г а н. Только и есть, что голова; одна... Да и ее еще нет... коновалу в починку отдана..                 

П е т р уш к а. А масти какой?                             

Цыган. Серая.

Петрушка. А добра-то она?

Цыган. Очень добрая: под гору - бежит-скачет, а на гору ползет-плачет. А если в грязь упадет - сам тащи, как знаешь, зато божиться готов, что не трясет: рысью не бегает, шагом еле-еле идет.

П е т р у ш к а. Ха-ха-ха! Вот так лошадь! Как раз по мне и по будущей жене. Дамы трусливы, а лошадь без головы, значит, смирная будет. (Цыгану.) Пойди, приведи.

Цыган уходит.

П е т р у ш к а. Музыкант!

М у з ы к а н т. Что?

П е т р у ш к а. Сколько ему за лошадь дать?

М у з ы к а н т. Да рублей пятнадцать дай.

П е т р у ш к а. Дорого. А вот я с ним поторгуюсь.

 

ЯВЛЕНИЕ 4

 

Цыган входит, ведя лошадь.

 

П е т р у ш к а. Ну и лошадка!.. Ай, ай, ай!.. Сколько тебе за нее?

Ц ы г а н. Двести рублей.

П е т р у ш к а. Дороговато... Получи палку-кучерявку, да дубинку-горбинку, и по шее тебе и в спинку.

Ц ы г а н. Прибавь, Петрушка-мусье, детишкам на сало...

П е т р у ш к а. Так это тебе мало?.. Ну так подожди; я тебе задаток принесу. (Уходит, немедленно возвра-щается с палкой. Подходит к Цыгану сзади и бьет его по голове) Вот тебе задаток! Вот тебе задаток!..

 

Цыган убегает, оставив лошадь.

 

ЯВЛЕНИЕ 5

Те же, безЦыгана.

 

П е т р у ш к а. Послушай, музыкант, хороша лошадь?

М у з ы к а н т. Хороша, да стара.

П е т р у ш к а. А врешь!.. Я сейчас узнаю, как ее осед­лаю. (Садится на лошадь. Та бьет задом. Петрушка кри­чит.) Тр! тр!.. пру!., тпру!.. (Падает.) Доктора! Ой, про­пал!..

 

ЯВЛЕНИЕ 6

Те же. Входит Доктор. Одет весь в черное с огромными очками.

 

Д о к т о р (к публике). Я доктор, с Кузнецкого моста пекарь, лекарь и аптекарь. Когда приходят больные господа, я их лечу удачно всегда; живо Их что делать научу... Иногда вместо хины мышьяку всучу... Ко мне людей ведут на ногах, а от меня везут на дрогах. А каких принесут на руках, так тех везут на погост на санях...

П е т р у ш к а (жалобно). Ах, доктор, не губи меня: пусть от тебя я не поеду ни на дрогах, ни на санях... меня бы в пролетке отправил и тем от смерти избавил.

Д о к т о р. Ну говори, где болит, покажи!

П е т р у ш к а. Вот тут.

Д о к т о р. Тут?

П е т р у ш к а. Пониже.

Д о к т о р. Тут?

П е т р у ш к а. Повыше.                     

Д о к т о р. Тут?

П е т р у ш к а. Пониже.

Д о к т о р. Тут?

П е т р у ш к а. Повыше.

Д о к т о р. То пониже, то повыше!.. Встань, встань, да покажи. (Берет его за ухо.)

П е т р уш к а (вскакивает). А!.. Гм!.. Благодарю!.. Я уже здоров!

Д о к то р. Теперь плати за лечение!

П е т р у ш к а. Наше почтение!.. За что?

Д о к т о р. Известно: за лечение.

П е т р у ш к а. Хорошо. Я пойду, плату принесу. (Ухо­дит и возвращается с палкой.) Я даром не лечусь и с тобою, доктор, расплачусь по-своему. (Бьет его по голове. Тот бегает. Петрушка за ним. Доктор убегает. Петрушка за ним.)

 

ЯВЛЕНИЕ 7

 

Музыка играет вальс. Выходит Немец и пляшет. Входит Петрушка.

 

П е т р у ш к а. Музыкант, что это за птица?

М у з ы к а н т. Это француз, Петрушка-мусье.

П е т р у ш к а. Что ему тут нужно?

М у з ы к а н т. Не знаю. Сам спроси.

П е т р у ш к а. А как с ним здороваться?

М у з ы к а н т. Скажи: бон жур!

П е т р у ш к а (немцу). Бон жур!

 

Не м е ц молча кланяется.

 

П е т р у ш к а. Отчего он молчит?

М у з ы к а н т. Это Немец.

П е т р у ш к а. Немец!.. Дойч, черт бы тебя побрал! Да как ты сюда попал?

Н е м е ц. Я... я... я...

П е т р у ш к а. Ты да я, нас с тобой двое... Да ты говори не по-вороньи, а по-ярославски.

Н е м е ц. Ва-а-с ?            

П е т р у ш к а. Ква-а-с?.. Какой тут квас?.. Пошел вон от нас,мы не хотим знать вас. (Выталкивает Немца вон.) Музыкант! Немец ушел квас пить?

Му з ы к а н т. Нет, Петрушка-мусью, он сказал: сейчас наливки  принесу.

П е т р у ш к а. Это хорошо. А я сяду и песню спою. (садится и, хлопая рукой по барьеру, поет.)

Чижик-пыжик, где ты был?

За горою водку пил.

Выпил рюмку, выпил две:

Зашумело в голове.

 

Входит Немец и ударяет Петрушку палкой. Тот хватается за голову.

Ой-ой!.. Что это такое?

М у з ы к а н т. Это тебя комар укусил.

П е т р у ш к а. Какой черт «комар укусил»; это вроде ог­лоблей залепил...

М у з ы к а н т. Не стоит внимания, Петрушка, пой песню.

П е т р у ш к а (поет).

 

Чижик-пыжик, где ты был?

За горою водку пил.

Выпил рюмку, выпил две:

Зашумело в голове.

 

Является Немец и снова бьет его по голове. Петрушка быстро обо­рачивается и бросается на Немца. Начинается свалка. Петрушка по­беждает. Опрокидывает Немца на барьер и его же палкой водит ему по горлу, крича: «Зарежу!» Потом, поворотив лицом вниз, ударяет его го­ловою о барьер, приговаривая: «В зубы!., в зубы!., в зубы!..» Потом садится на него верхом и толчется на нем. Немец не шевелится. Петрушка несколько раз прикладывает ухо к груди немца и окончательно убеждается, что тот не дышит.

 

П е т р у ш к а. Музыкант, а ведь Немец пьян!..

М у з ы к а н т. Какое «пьян»? Ты его убил

П е т р у ш к а. Кто его купил? Он сам пришел.

М у з ы к а н т. Убил, говорю я.

П е т р у ш к а. Убил?! Так прибери!

М у з ы к а н т. Ну, нет! Ты убил, ты и прибирай.

П е т р у ш к а. Нечего делать, нужно пойти за чернич­ками. (Музыкантам.) А вы играйте... камаринского. Немца хороним!! (Уходит.)

 

ЯВЛЕНИЕ 8

 

Входят две Чернички. Берут они убитого Немца и закатывают в холст. Затем кланяются публике и уходят за гробом.

 

ЯВЛЕНИЕ 9

 

М у з ы к а н т. Что, Петрушка, печален?

П е т р у ш к а. Ах, музыкант, хоронить Немца нечем: денег не хватит.

М у з ы к а н т. А ты проси у публики. Может, что и дадут на похороны.

П е т р у ш к а. И то правда! Вот тебе тарелочка, возьми да обойди.

 

Музыкант берет тарелочку и обходит публику за пожертвованиями.

 

П е т р у ш к а (кланяется и просит). Пожертвуйте! По­жертвуйте, господа, на похороны Немца-подлеца! Он не­чаянно на ярославца-Петрушку налетел да гриб съел и... по­давился!..

М у з ы к а н т отдает собранное Петрушке.

П е т р у ш к а. Ого!.. Да тут еще от похорон на поминки останется!

 

Чернички вносят гроб. Берут Немца и начинают мерить. В длину он оказывается короток, а в ширину узок. Три раза примеряют. Потом задумываются. Потом схватывают Немца, складывают, комкая его, втрое и запихивают в гроб. Одна из монахинь-черничек низко нагибается, чтобы посмотреть, удобно ли помещен усопший. Другая, по рассеянности, не замечает этого, прикрывает крышку гроба, причем защемляет голову своей товарки. Та кричит благим матом, стараясь всеми силами выр-ваться. Когда ей это наконец удается, затевает драку с рассеянной товар­кой. Наконец, под звуки камаринского, гроб уносят.

ЯВЛЕНИЕ 10

 

П е т р у ш к а (вбегает вприсядку и, весело хлопая в ла-дошки, кричит). Музыкант, похоронил шельму-Немца!.. Три рубля стоило... А без меня тут никто не приходил? Музыкант. Приходил офицер, тебя искал. Петрушка. А на что я ему?

М у з ы к а н т. За убийство Немца, говорит, Петрушку в солдаты взять велел.

П е тр у ш к а. (плачет). Ой-ой-ой!!.. А ты ему, музыкант, скажи, что Петрушки дома нет: в Москву за песнями поехал.

 

ЯВЛЕНИЕ 11

 

Входит Капрал и ударяет Петрушку по голове.

 

П е т р у ш к а. (хватаясь за голову). Караул!

К а п р а л. Чего шумишь-кричишь, благородным людям покою не даешь? (Бьет еще.)

П е т р у ш к а. Караул!! Полиция!! Музыкант, что ж ты меня не оборонишь?

М у з ы к а н т. Это, Петрушка-мусью, сам Капрал...

П е т р у ш к а. А чтоб его черт побрал!.. Да что ему нужно?

М у з ы к а н т. Он тебя по-солдатски учить будет.

П е т ру ш к а. Ой, ой... ой!! Что вам нужно?

К а п р а л. Вот я тебя в солдаты возьму.

П е т р у ш к а. Я не гожусь.

К а п р а л. Почему?                                    

П е т р у ш к а. У меня горб.                                   

К а п р а л. А где он у тебя?

П е т р у ш к а. Он там, хата на горе, так он остался в трубе.

Ка п р а л. Ты что чепуху порешь? Вот я тебя приемам учить буду. Будешь человек казенный.         

П е т р у ш к а. Как же я буду человек скаженный?

К а п р а л. Так ты шутки шутить? (Бьет его.)

П е т р у ш к а (хватается за голову). Ой, ой!.. что мне теперь делать? Пропал я с головой; пропала и моя шапочка с кисточкой! Музыкант, наймись за меня служить.

М у з ы к а н т. Сколько дашь?       

П е т р у ш к а. Две копейки, да кулаком по зашейке.

М у з ы к а н т. Ну, и сам не барин, отслужишь!

К а п р а л. Слушай команду!.. Говори: раз!

П е т р у ш к а. Слушай команду!.. Говори: раз!

К а п р а л (бьет его). Не переговаривать! Говори: раз!

П е т р у ш к а. Раз.       

К а п р а л. Два!

П е т р у ш к а. Два!

К а п р а л. Три!

П е т р у ш к а. Сколько?

К а п р а л. А вот сколько. (Бьет его.)

П е т р у ш к а. Пошел ты к черту со своей наукой!

 

Капрал бьет сильнее.

 

К а п р а л. Говори: раз!

П е т р у ш к а. Раз!

К а п р а л. Два!                                           

П е т р у ш к а. Два!

К а п р а л. Три!..

П е т р у ш к а. Четыре!..

К а п р а л. Раз!.. Два!.. Три!.. (Каждый раз бьет его.) Бери ружье!

П е т р у ш к а. Разве это ружье?.. Это дубина.

К а п р а л. Молчать, скотина!.. Напра-во!

 

Петрушка, размахнув ружьем, бьет Капрала.

 

К а п р а л. Это что такое? (Бьет его.)

П е т р у ш к а. Это я споткнулся...

К а п р а л. Я тебе дам!.. Слушай!.. направо, налево — марш!

П е т р у ш к а (взяв в обе руки ружье, бьет Капрала, приговаривая). И на-право, и на-лево!.. И на-право... И на­лево... Получай!

 

Капрал убегает, Петрушка за ним.

 

ЯВЛЕНИЕ 12

 

П е т р у ш к а (вбегает). Музыкант, Капрала проводил И концы схоронил. Теперь я человек свободный!.. Ха-ха-ха! Вот так Петрушка!.. (Гладит себя рукой по голове.) Невесту добыл, Немца убил, лошадь купил и подлеца Капрала про­водил! Теперь песню спою.

М у з ы к а н т. Спой, Петрушка!

П е т р у ш к а (поет).

В огороде собачка гуляла,

Загнула крючком хвостик

И убежала...

Начнем песенку сначала.

Хороша песня, музыкант?

М у з ы к а н т. Хороша.

 

Петрушка поет ту же песню. В это время является С о б а к а вну­шительных размеров и хватает Петрушку за рукав.

 

П е т р у ш к а (кричит). Пошел!.. Пошел!.. Музыкант, оборонименя!

Му з ы к а н т. Это собака охотничья; она не укусит.

Петрушка (жмется в угол). Я боюсь... Пошел!..

 

Собака уходит.

П е т р у ш к а. Постой, музыкант, я палку возьму. (Бе­жит и возвращается с палкой.) Ну, теперь посмотрим!.. (Зовет.) Кутю!.. Кутю!.. На!.. Кутюк, гав, гав, гав!.. Ку-тюк!.. гр! гр!..

 

Вбегает Собака и бросается на Петрушку. Тот бьет ее по голове, но Собака обезоруживает его, вырвав палку. Собака убегает.

 

П е т р у ш к а. Кутюк, кутюк, кутюк, на!..

 

Является С о б а к а.

 

П е т р у ш к а. Музыкант, она укусит меня?

М у з ы ка н т. Нет. Она смирная.

П е т р у ш к а (подходит осторожно к Собаке и старает­ся ее приласкать). Кутю, кутю, кутюшечка!.. Собака, со­бачка, собачечка!.. Сучечка!.. Сучечка!. Сучечка! (Подхо­дит все ближе.)

 

В это   время Собака схватывает Петрушку за голову и начинает трепать. Петрушка отчаянно кричит. Собака его уносит за кулисы. Выс­какивает другая кукла (одетая паяцем) и кричит публике.

 

П а я ц. Кончилось дело. Петрушку собака съела. Одно кончается - другое начинается. Пожалуйте, заходите, Петрушку посмотрите. А денег, если хотите, так хоть и не несите. И так пустим посмотреть. Не отдадите в кассе, отдадите в балагане... Как-нибудь помиримся с вами!.. Господа, господа! Пожалуйста сюда! Пять копеек деньги небольшие, а удовольствия - три короба!.. Заходите, за­ходите!..

(Из книги: «Фольклорный театр» // Сост. А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина. – М., 1983 г.) С. 260 – 269.

Характеристика художественных средств народного кукольного театра

(см. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.450-496)

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 372; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ