СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ, ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛИ В БИЗНЕСЕ.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНОВ “ЭТИКА”, ”МОРАЛЬ”, ”НРАВСТВЕННОСТЬ”.

Древнегреческое слово “ēthika” (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей.  

Слово "этика" происходит от греческого “ēthos” – нрав, дом, характер, темперамент, обычай. Этика - проблемная сфера философии, объектом изучения которой является мораль, нравственность, а центральной проблемой – добро и зло. Различают следующие виды этики: гуманистическая: ориентированная на человека, его жизнь, свободу; авторитарная: ориентированная на что–либо внешнее по отношению к человеку, идею, например.  Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Этика не только учение о морали, но и часть самой морали.

Слово "мораль" – латинского происхождения. Способ духовно-практического освоения мира, который заключается в понимании общественно-необходимого типа поведения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом языке –– нрав, обычай. Термин «мораль» появился в IV в. н. э. в латинском языке, как синоним к греческому термину “этика”. Концепции появления этики: натурализм (мораль заложена в природе человека), социальная (мораль залаживается в обществе, в котором ты живёшь), креационизм (креацио – творю, мораль залаживается ни в природе человека, ни в обществе, она дана человеку из другого мира)

Русское слово "нравственность" происходит от корня "нрав". И впервые оно используется в  языке в 1793 г. и употреблялось наряду со словами "этика" и мораль" как их синонимы.

 Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность». Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность).

СТРУКТУРА ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭТИКИ.

Структура этического знания определяется совокупностью основных понятий, которыми руководит этика. Эти общие понятия называются в этике категориями.

Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности. Универсальная этика – это этика, используемая во всех сферах, общая для всех стандартов.

Главная задача универсальной этики: она должна выработать определения добра и зла, которые были бы приемлемы для всех людей, так как на данный момент то, что признаётся добром в одном обществе, может оказаться злом в другом, и наоборот.

Мораль - способ духовно-практического освоения мира, который заключается в понимании общественно-необходимого типа поведения.

Основные категории универсальной этики:

-Моральные принципы - это основные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которых базируются другие элементы морали (не убей)

-Моральные законы – поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

-Моральные понятия: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь,

-Правила этикета – ритуалы, которые мы соблюдаем.

АНТИНОМИЯ МОРАЛИ И СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.

Мораль - способ духовно-практического освоения мира, который заключается в понимании общественно-необходимого типа поведения. Свойства морали:

-моральные нормы всеобщи, но не одинаковы. Зависят от социума, эпохи и личных качеств человека (культурный релятивизм морали)

-моральное поведение не подлежит объяснению.

-морали нельзя научить. Она не передаётся как обычные знания. Она передаётся через личные переживания.

-мораль не существует самостоятельно, только как сторона какой-нибудь деятельности. Специфика морального способа регуляции заключается в следующем. Мораль проявляет себя как единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями.

Антиномические свойства морали.

1. Антиномия объективного и субъективного.

· а) Нравственные требования имеют объективное значение независимо от субъективных вкусов.

· б) Моральные требования отражают субъективную позицию, обязательно чья-то позиция.

· в) Безличность морального требования. Требование не исходит от кого-то. Моральный закон выступает в виде абстрактного требования.

2. Антиномия всеобщего и особенного.

· а) С одной стороны мораль выступает в виде конкретной нравственной системы.

· б) С другой стороны нравственная позиция формулируется в универсальной форме. Нравственному закону присуща универсальность и уникальность.

3. Антиномия практической целесообразности и моральной ценности.

· а) Мораль имеет практическое значение (польза).

· б) Мораль далеко не всегда содержит пользу. Добродетель нередко бывает наказуема.

· в) Бескорыстие морального мотива. Польза в морали не прагматична. Мораль говорит о должном.

4. Антиномия общественного и личного.

· а) Подчинение средним социальным нормам.

· б) Отдельная личность с высоко развитыми нравственными идеалами находится в несоглашательстве с обществом. С позиций нравственности она выступает не в качестве представителя социальной среды, в качестве носителя общечеловеческих ценностей.

5. Антиномия причинности и свободы.

· а) Моральное поведение имеет свои причины.

· б) Моральный человек готов пойти в разрез логике, привычке (автономно, свободно). Подлинная причина отдельных поступков – свобода.

СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ, ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛИ В БИЗНЕСЕ.

Функции морали: Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию.Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Мораль даёт возможность постижения человеческой судьбы.Воспитательная. Мораль делает человека человеком. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает способность руководствоваться идеальными нормами. Оценочная. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы. Мотивационная. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Коммуникативная. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей.

Свойства морали:

-моральные нормы всеобщи, но не одинаковы. Зависят от социума, эпохи и личных качеств человека (культурный релятивизм морали)

-моральное поведение не подлежит объяснению.

-морали нельзя научить. Она не передаётся как обычные знания. Она передаётся через личные переживания.

-мораль не существует самостоятельно, только как сторона какой-нибудь деятельности.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 819;