Геомантия, даосизм и народные верования



 

Заложенные Тосоном в конце периода Силла идеи геомантии, основанные на учении о двух началах ым (инь) и ян и пяти элементах (охэн), рассматривали землю как органическое живое существо, представляли гуманитарную (культурную) географию, позволившую судить о степени пригодности того или иного места для жилья. В период Корё главный интерес геомантии сконцентрировался на том, чтобы определять местоположение столицы, благоприятное для развития государства.

В начале периода Корё было широко распространено мнение, что местоположение столицы Кэгён и западной столицы Согён (Пхеньян) отличается очень благоприятными свойствами, однако со времени вана Мунджона, в связи с ростом политического и экономического значения центрального района бассейна р. Ханган, появилось мнение об особо благоприятном местоположении древней столицы Пэкче Ханъяна (совр. Сеул). Считалось, что если в это место перенести столицу, то «70 государств придут поставлять дары», драконы Хангана распространятся на четыре моря, священные рыбы четырех морей соберутся в Хангане, а свои и заморские купцы придут поставлять сокровища. Появилось также утверждение, что Кэсон соответствует коромыслу весов, Пхеньян – подставке под весы, а Ханъян – гирям. Ханъян стали называть «местом пяти достоинств», поскольку горы вокруг Ханъяна считались воплощением «пяти добродетелей». Считается, что все эти версии содержались в написанных будто бы Тосоном «Тосонги» («Записках Тосона»), «Тосон сонак мёнданги» («Записях Тосона о благоприятных местах Сонака»), «Тосон тапсанга» («Песни о путешествии Тосона по горам»), а также в составленных при жизни Тангуна отшельником Синджи «Писа» («Сокровенные слова») и в собрании «Чиндан кубёнгук чидо» («Устройство девяти управлений в иллюстрациях»).

В соответствии со всеми этими утверждениями во времена Мунджона Сеул был возведен до статуса южной столицы (Намгён). В дальнейшем, при Сукчоне, по рекомендации геоманта Ким Видже, который был последователем идей Тосона, в этом месте построили дворец, где ван пребывал по несколько месяцев в году. Во времена Еджона были обобщены различные «сокровенные книги», содержавшие сведения по геомантии, и Ли Дже, Пак Сынджуну и Чхве Сону было повелено составить «Хэдон пирок» («Секретные записи Хэдон (Кореи)» (1106 г.). Но при Инджоне усилилась оппозиция идеям геомантии со стороны конфуцианских ученых после того, как группировка Мёчхона, обманывая вана, утверждала, что если перенести столицу в Пхеньян, «36 государств придут с данью», и подняла мятеж.

С другой стороны, пользовался покровительством государства и даосизм, унаследованный с периода Трех государств. Ставший государственной церемонией с начала периода Корё Пхальгванхве (праздник поклонения восьми местным духам) представлял собой обряд жертвоприношения Небу, пяти холмам, знаменитым горам и великим рекам. Это был объединенный религиозный обряд, в котором соединялись народные верования, даосская церемония поклонения звездам (чходже) и буддийский ритуал. Кроме Пхальгванхве во дворце часто проводили церемонию поклонения Небу для преодоления стихийных бедствий. Особенно активно даосизм стал распространяться со времен правления Еджона, когда была построен даосский храм Погвонгун («Дворец-источник счастья»), где часто проводили жертвоприношения Небу. Есть сведения, что церемонии поклонения звездам проводились в Тэчхонгване, Сингёкчоне, Чонсасэке, Куёдане и других местах. Даосизм, слившийся с шаманизмом, культом поклонения горным вершинам, и другими народными верованиями, способствовал росту культа поклонения горам и рекам. В соответствии с ним, горы и большие реки персонифицировались, и им давались имена духов и даже должности.

Во времена Инджона по настоянию Мёчхона был построен Пхальсондан (храм восьми святых[8]), где поклонялись большим горам Корейского полуострова (в первую очередь, г. Пэктусан), которым были присвоены имена небожителей, будд и бодхисаттв. Религиозные церемонии, в которых объединялись даосизм, буддизм и народные верования, способствовали повышению национального самосознания и патриотизма корёсцев. Крупными деятелями периода Корё, связанными с даосизмом, были при ване Хёнджоне Кан Гамчхан, при ване Инджоне – Хан Юхан, а также Ли Мён, Квак Ё, Чхве Дан и другие.

В период Корё также поклонялись и проводили поминальные службы на государственным уровне по историческим личностям. В первую очередь, поклонялись по отдельности предку основателя династии Ван Гона Хогёну и его бабке Ённё – соответственно в храмах Сансинса и Чонса. Существовал храм Тонмёнсинса, где поклонялись основателю Когурё вану Тонмёну его матери госпоже Ю. Во времена Сукчона в Пхеньяне построили кумирню в честь Киджа и проводили поминальную службу в честь него, называя «правителем-просветителем». Хотя неизвестно, проводились ли на государственном уровне поминальные службы в честь Тангуна, в горах Кувольсан уезда Мунхва провинции Хванхэ существовал храм Самсондан, где простой народ поклонялся Хванину, Хвануну и Тангуну. Существовал обычай молиться в этом храме в периоды неурожаев и эпидемий, а также в случае, если долго не было детей. Об этом рассказывает миф о Тангуне, записанный в «Самгук юса» («Забытых деяниях Трёх государств»).

 

Литература и искусство

 

С внедрением экзаменационной системы в правление Кванджона в Корё стала развиваться литература на китайском языке (иероглифике), тесно связанная с сочинением экзаменационных работ. Со времен Сонджона, когда внедрялась система культурного управления, было установлено правило о том, чтобы чиновники каждый месяц представляли свои стихи (мунхон вольгвабоп); для студентов часто проводились конкурсы (какчхок буси), когда они в определенное время должны были проявлять искусство в написании стихов. В результате писание стихов на ханмуне (вэньяне) сознавалось как неотъемлемая часть образования чиновника; так появилось много выдающихся поэтов. Среди тех, кто наиболее выделился в этом, был Пак Иллян, живший во второй половине ХI в., а также жившие в начале XII в. Чон Сыммён, Чон Джисан, Ким Хванвон, Ким Бусик и другие.

Из корёских поэтов стихи Пак Илляна получили широкое признание и в Сунском Китае, где издавались сборники его стихов; Сунский Китай, учитывая, что уровень китайской грамотности в Корё был высок, отбирал в качестве послов в Корё людей, наиболее выдающихся литературными талантами. В целом корёская поэзия испытала значительное влияние танской поэзии, а проза – сунского Китая. Ким Бусику с братьями нравились братья-сочинители сунского Китая Су Ши, и поэтому они включили в свои имена отдельные знаки имен братьев Су Ши (Со Сик), и в этом также прослеживается влияние литературы сунского Китая.

С другой стороны, сохранилась и традиция местной поэзии (хянга), унаследованной от периода Силла, что видно по «Похён сибвонга» («Песня десяти желаний бодхисаттвы Похён [бодхисаттвы обычной мудрости. – Прим. пер.]») Кюнё, в котором сохранилось 11 произведений хянга. То, что во времена Хёнджона на церемонии завершения строительства монастыря Хёнхваса гражданским чиновникам предписывалось слагать стихи хянга наряду с китайскими стихами, свидетельствует о том, что традиция сочинения хянга сохранялась до этого времени. Хотя такие стихи в стиле танка (кор. чансу), как написанные ваном Еджоном в память двух генералов «То иджанга» («Оплакиваю двух богатырей») и «Чонгваджон» («Беседка Чонгваджон») автора Чонсо еще сохранили остатки влияния хянга, но постепенно поэзия хянга уступила место китайской поэзии и исчезла.

Изобразительное искусство Корё представляли разные виды прикладного искусства. В отличие от периода Силла, когда высшего совершенства достигло связанное с буддизмом искусство скульптуры и архитектуры (пагоды), а также связанное с жизнью двора прикладное искусство, в период Корё особенно развилось прикладное искусство, связанное с домашним бытом рядовых чиновников.

В прикладном искусстве Корё излюбленным способом было вырезание на поверхности предметов желобков, которые заполнялись красителем или другим веществом, чтобы получались красивые узоры и рисунки. Этот способ происходил от так называемого способа инкрустации наджон субоп, когда деревянное изделие украшалось лаком и перламутром, и постепенно распространился на искусство изготовления предметов из металла, где применялась инкрустация серебряной нитью (ипса субоп), и на гончарное искусство, где использовалась инкрустация разноцветными глинами (сангам субоп).

Среди произведений прикладного искусства особое признание в соседних странах получила корёская керамика – как «лучшая в мире» за разнообразие форм и совершенство цвета. Керамика этого периода была творческим развитием черт керамики Силла, Пархэ (Бохая) и Сунского Китая и представляла собой разнообразные бутыли для вина и воды, предметы для письма, сосуды для риса, чайники, курильницы. В декоре этих сосудов широко использовались даосские мотивы: символизировавшие долголетие журавли, черепахи, обезьяны, рыбы, драконы и пр., а также изображения воплощавших жизненные ценности цветов и растений: хризантем, винограда, пионов, лотоса, бамбука, камыша, ивы, сливы, тыквы. Корёская керамика была разного цвета: зеленого, серого, бежевого, черного и т.д., но больше всего было керамики цвета зимородка – селадона.

Посетивший Корё в правление Инджона посланник Сюй Цзин в книге «Гаоли туцзин» («Записки о Корё с иллюстрациями») подробно описал виды и цвета корёской керамики, и его книга стала основным источником для ее изучения. Высокого уровня достигла и художественная обработка металла, что проявилось в производстве буддийских аксессуаров: храмовых колоколов, курильниц, бутылей и ваз, колокольчиков, и особенно знаменитыми были бронзовые зеркала. Лучшие колокола периода Корё в большинстве своем сейчас находятся в Японии.

Хотя в архитектуре Корё строительство королевских дворцов, храмов и пагод достигло высокого уровня, до наших дней мало что сохранилось. Самым древним из сохранившихся деревянных сооружений этой эпохи является построенный в ХII в. павильон Мурянсуджон в монастыре Пусокса близ г. Ёнджу в провинции Северная Кёнсан, известный своими колоннами в технике пэхыллим (энтазис).

Особенностью пагод периода Корё влияние сунского стиля; по форме различались круглые, шести- и восьмигранные пагоды, чего не было раньше; увеличилось и число ярусов в них. Наиболее характерными являлись 5-этажная пагода в монастыре Пурильса (951 г.), 7- этажная каменная пагода в монастыре Хёнхваса в Кэсоне (1020 г.), 13- этажная пагода в монастыре Похёнса на г. Мёхянсан и прочие.

С другой стороны, в период Корё кроме каменных пагод широко распространились пудо – памятники буддийским монахам. Среди пудо раннего периода Корё можно назвать такие высокохудожественные произведения как памятник в честь наставника (тэса) Чингона в монастыре Хынбопса в Вонджу (940 г.), памятник Хеджину, кукса вана Вонджона в монастыре Кодальса в Ёнджу (975 г.), а также пудо на могиле кукса Чигвана в монастыре Попчхонса (1085 г., ныне находится на территории дворца Кёнбоккун в Сеуле).

Уровень буддийской скульптуры по сравнению с периодом Силла снизился, что можно считать результатом ослабления влияния буддизма. Однако художественные достоинства изготовленной в конце XII в. статуи Будды Амитабы в павильоне Мурянсуджон в Пусокса велики. Самая большая каменная статуя Будды в Корее – статуя Будды грядущего Майтрейи в монастыре Квончхокса в Нонсане (пров. Северная Чхунчхон). Ее изготавливали с 938 г. в течение 38 лет, и высота ее превышает 21 м. Несмотря на то, что лицо Будды в этой скульптуре очень велико и непропорционально всему телу, его выражение было замечательным для верующих, вглядывавшихся в него, стоя у подножия статуи. Самым крупным наскальным изображением Будды в Корее является скульптура Мёгильсан в деревне Нэган уезда Кымган в провинции Канвон, которая представляет собой высеченный на гигантской скале сидячий образ Будды 15-метровой высоты.

В период Корё живописью ведало специальное государственное управление по картинам Тохвавон. Таким образом, появились профессиональные художники казны, но, кроме того, среди образованных конфуцианцев и монахов также появилось много замечательных художников. Работавшие в Тохвавоне живописцы писали портреты ванов и высших чиновников, различные государственные церемонии и сооружения, а также создавали декоративные картины с изображениями пейзажей, цветов и птиц.

Наиболее известными художниками начального периода Корё были члены Тохвавон Ли Нён и Ли Гванпхиль с сыном. Первый из них работал в ХII в. и оставил такие шедевры, как «Есонгандо» («Река Есонган») и «Чхонсуса наммундо» («Южные ворота храма Чхонсуса»). «Есонгандо» представляла собой длинное изображение замечательного пейзажа, в центре которого был Пённандо – процветающий международный торговый порт того времени, но до наших дней картина не сохранилась. Ли Нён был приглашен в Сунский Китай в период правления императора Хуй-цзуна, преподавал там живопись казенным художникам и способствовал развитию там пейзажной живописи.

С другой стороны, конфуцианские и буддийские художники-любители увлекались изображениями «четырех благородных [предметов]»: сосны, бамбука, сливы и орхидеи. Первой известной картиной подобного рода считается изображение сосны, обнаруженное в последнее время в могиле Ван Гона в окрестностях Кэсона.

По мере развития литературы на китайском языке повышался и уровень каллиграфии; появились такие замечательные каллиграфы, как живший в период Мунджона Юсин, живший при Инджоне Тханён, живший при Коджоне Чхве У и другие. Эти художники, вместе с жившим в период Силла Ким Сэном, почитаются «четырьмя великими каллиграфами». В период Корё самым популярным видом каллиграфии был стиль Ку Янсун чхе (стиль танского ученого Оуян Сюня).

В музыке раннего Корё нашли продолжение развивавшиеся с периода Силла традиционные жанры местной (хянак) и танской (танак) музыки, но с периода Еджона из Сунского Китая были заимствованы музыка типа аак и различные новые музыкальные инструменты. Все это были виды дворцовой музыки, но хянак и танак главным образом исполнялись на банкетах, а аак – во время поминальных церемоний. Однако среди видов дворцовой музыки преобладала хянак, и наиболее известными песнями в этом жанре были «Чоныпса», «Тондон», «Халлим пёльгок», «Огвансан», «Чинджак». В начале ХII в. существовал оркестр из 108 музыкантов, а число разновидностей музыкальных инструментов достигало 40.

Среди народных игр периода Корё следует отметить кёкку, которая представляла собой бросание с коня в цель шара с помощью деревянной ракетки – некоторое подобие западного поло. В народе пользовались популярностью такие виды народного театра, как танец муён (по изгнанию злых духов) и представления в масках (сандэ нори), и всем этим управляло ведомство Наре тогам.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 502; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!