Развитие конфуцианской системы управления



 

В Корё, где рамки культурно управляемого государства были созданы путем внедрения государственных экзаменов в правление вана Кванджона и учреждения высшей школы Кукчагам при Сонджоне, после окончания войны с киданями и длительного воцарения мирной международной обстановки еще более утверждалась система культурного управления. На период от правления Хёнджона (1009-1031 гг.) до Инджона (1122-1146 гг.), то есть с начала ХI до начала XII в. в течение более 100 лет происходил расцвет конфуцианской культуры.

Во времена Хёнджона в начале ХI в. путем возведения силласких ученых Сольчхона и Чхве Чхивона в достоинство Хонъюху (великого конфуцианского князя, первого) и Мунчханху (князя замечательной учености, второго) и устройства в их память храмов для жертвоприношений было решено продолжать и развивать конфуцианские традиции Силла. Затем, в середине ХI в. во времена Мунджона (1046-1083 гг.), когда достигли вершины благополучие и расцвет в политике, экономике и культуре, когда была осуществлена система чонсиква, применялась система Трех милостей в отношении осужденных на казнь преступников, образована малая столица Намгён (Ханъян), а также усилена политика социального обеспечения, в каждом доме наступил достаток, и каждый мог считать, что пришло время благоденствия. Такая политика всеобщего умиротворения во времена Мунджона в значительной степени обязана внедрению конфуцианства, когда школы в центре и на местах прилагали усилия к развитию учености. В результате выпускалось много книг по конфуцианству и технике, появились такие крупные ученые, как Чхве Чхун (Мунхонгон, князь учености), Чон Дэголь (Хонмунгон, князь великих грамот), Нодан (Кванхонгон, князь обширных знаний) и другие, было создано 12 частных школ, из которых вышло множество образованных чиновников. Среди них самым знаменитым был Чхве Чхун; он разделил студентов на 9 факультетов[2] и преподавал девять классических произведений и три истории[3].

Уровень конфуцианской культуры в Корё возрос к концу ХI в. – ко времени Сукчона (1095-1105 гг.) и началу XII в. – времени правления Еджона (1105-1122 гг.). Просвещенный монарх Сукчон прилагал усилия к развитию государственных школ, учредил в Кукчагаме Соджокпхо(печатный отдел), чтобы издавать книги, и построил в Пхеньяне храм (содан) в честь Киджа, где поклонялись Киджа как монарху-просветителю. Это было проявлением идеи самостоятельности Корё, стремившейся найти корни конфуцианских традиций в Древнем Чосоне. Во времена вана Сукчона под влиянием идей геомантии, проповедовавших, что перенесение столицы на юг может способствовать процветанию государства, усиленно строили южную столицу Намгён. Благодаря такой прогрессивной культурной политике выросли знаменитые конфуцианские ученые, в том числе Ким Бусик и три его брата, успешно выдержавшие государственные экзамены.

Ван Еджон также любил ученость; он преобразовал Кукчагам в семь специализированных факультетов – «семь чэ» и стимулировал глубокое изучение и образование в сфере конфуцианства. Во дворце были созданы научно-исследовательские учреждения – Чхонёнгак, Помунгак, Чхонджангак, Имчхонгак и другие, где были собраны десятки тысяч томов книг, и где ученые, которые изучали конфуцианство, вели диспуты и составляли научные труды. В то время был создан труд «Пхённён тхонджэ сокпхён» («Продолжение полного собрания летописных материалов»), упорядочивавший древнюю историю, «Чонгван чонъё» («Правильное понимание задач управления»), где были описаны деяния танского императора Тай-цзуна, а также «Хэдон пирок» («Сокровенные записи Хэдона (Кореи)», обобщавший труды по геомантии Кореи.

В середине XII в. – при Инджоне (1122-1146 гг.), вступившем на престол после Еджона, политика почитания учености и образования была продолжена, Кукчагам был перестроен в 7 факультетов[4], а в провинции в важных областях и уездах была создана сеть провинциальных школ (хянгё), чтобы всю страну охватить конфуцианским образованием. Вместе с конфуцианскими сановниками ван устраивал кёнъён (лекции для вана), чтобы обсуждать классические каноны и исторические сочинения. В этот период политику направляли такие выдающиеся конфуцианские ученые, как Ким Буиль, Ким Бусик, Ким Буый, Юн Онъи, Лим Ван, Ли Джиджо, Пак Сынджун, Чон Гыгён, Чон Хан, Чон Чисан и другие. И то, что побывавший в качестве посла Сунского Китая в Корё во времена Инджона Сюй Цзин в своей книге «Гаоли туцзин» («Записки о Корё с иллюстрациями») с похвалой писал, что на каждой улице слышны звуки чтения, а оборудование дворцовой библиотеки великолепно, свидетельствует о том, что культурный уровень Корё был поразителен даже для образованных китайцев.

Далеко не случайным было то, что в правление Инджона были составлены «Самгук саги» («Исторические записи Трёх государств»), отразившие политические воззрения своего времени. Историческое сознание «Самгук саги», устремленное не только к конфуцианской моральной политике и к рационалистическому мировоззрению, но и к утверждению идеи государственной самостоятельности страны, ярко символизирует то, какого уровня достигла конфуцианская ученость в средний период Корё. Самостоятельно воспринявшее конфуцианство ханьского и танского времени, конфуцианство периода Корё превзошло незрелую ступень периода Силла, когда оно воспринималось на уровне «китайской учености» или свода моральных наставлений, стало пониматься более научно и достигло стадии философского осмысления его основ. Этим оно обязано значительному влиянию более зрелой сунской учености, пришедшей с развитием культурного обмена с Северной Сун.

Как видно на примере 7 чэ (джэ) казенной школы периода Еджона, изучение классических канонов специализировалось до такой степени, что отдельные факультеты (чэ) были созданы по каждой из канонических книг. О глубоком интересе к философии «Чжунъюн» свидетельствует то, что, когда Чхве Чхун учреждал 9 чэ, он руководствовался книгой «Чжунъюн», а ван Еджон приказал широко обсуждать раздел «Чжунъюн» из книги «Лицзи». По мере углубления специализации в деле изучения конфуцианских канонов появились конфуцианские ученые, глубоко специализировавшиеся по отдельным конфуцианским произведениям; например, Юн Онъи считался выдающимся специалистом по «Ицзину», Ким Инджон составил «Нон О синый» («Новый смысл Лунь Юя»), Ли Инсиль – «Чхунчху каный» («Лекции по Чуньцю»); во времена вана Чонджона были составлены «Еги чоный» («Истинный смысл Лицзи») и «Моси чоный» («Истинный смысл Шицзина в передаче Мао Хэна»), и была заложена основа для самостоятельного (оригинального) толкования конфуцианских канонов.

С другой стороны, появление «Чжоули» среди конфуцианских канонов, привлекавших внимание в средний период Корё, можно считать новой характерной тенденцией в изменении политической идеологии конфуцианства. Политическая идеология «Чжоули», которая делала упор на создание контролируемой экономики через сильную централизованную власть, на обеспечение экономического равенства и благосостояния населения, оказали большое влияние на благополучное правление в средний период Корё, а впоследствии – на реформаторское движение, ставшее субъектом государственного строительства при династии Чосон.

В средний период Корё, когда конфуцианство обрело характер научной и философской системы и в идейном плане сделало существенный шаг вперед в своем развитии, и тем самым выполняло функцию рационализатора и стабилизатора политического управления. Такая функция конфуцианства еще с раннего периода Корё часто вступала в противоречие с политическим курсом группировки кукпхунпха («почвенников»), которая стремилась к активному экспансионистскому курсу под лозунгом покорения Манчжурии и стремилась к активному экспансионистскому курсу. Наглядными примерами этого служат противостояние сразу после окончания войны с киданями группировки Ван Гадо и группировки Хванбо Юи, Хван Джуряна, Чхве Джеана, Чхве Чхуна, а затем, во времена Еджона, столкновение вокруг вопроса о покорении чжурчжэней и строительстве 9 крепостей между группировками Ким Инджона и Юн Гвана, и далее, во времена Инджона – противостояние группировки Мёчхона, предлагавшего покорить государство Цзинь, перенести столицу в Согён и провозгласить империю, и группировки Ким Бусика.

Столкновение экстремистских (куксупха) и умеренных (конфуцианских) группировок по вопросам внешней политики в целом закончилось победой умеренных. Это означало победу рационализма в борьбе против экспансионизма и авантюризма. Хотя лозунги развернуть большую войну против создавших мощные империи киданей и чжурчжэней (Цзинь) и возвратить древние земли Когурё внешне не были лишены привлекательности, в реальности они были трудновыполнимой авантюрой.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!