Отношения с государством Сун и рост государственного престижа Корё



Часть III) Глава 3

Расширение территории и расцвет культуры

 

Тридцатилетняя война с киданями (993-1019 гг.)

 

В начале Х в., когда формировалось государство Корё, происходили огромные перемены и на материке. Кидани, являвшиеся ветвью монгольских племен, живших в верховьях р. Ляохэ, в 926 г. разгромили на Востоке государство Бохай (Пархэ), а на юге теснили Китай, постепенно расширяя территорию и увеличивая свое могущество, и в конце концов в 947 г. изменили название своей страны на Ляо, явно обнаруживая стремление создать большую империю, включив туда Китай. Когда в 960 г. в Китае завершился хаос эпохи 5 династий, и образовалась империя Сун, началась новая полоса противостояния и острой борьбы между этими двумя силами.

Поставив первостепенной задачей захват Китая, кидани стремились установить дружественные отношения с Корё, чтобы избежать неприятностей впоследствии. Поэтому кидани в 25-м году вана Тхэджо (942 г.) прислали послов с дарами из 50 верблюдов, чтобы установить отношения с Корё и вступить в переговоры, однако Тхэджо заявил: «Поскольку кидани – это бесчестное государство, которое пренебрегло старой дружбой с Пархэ (Бохаем) и за один день разгромило и уничтожило это государство, нельзя устанавливать с ними отношения», – и отправил 30 посланцев в ссылку на острова, а верблюдов приказал уморить голодом. Затем он стал принимать беженцев из Пархэ, усилил военные действия на севере и расширил границу до р. Чхончхонган. Как только в Китае была создана империя Сун, Корё стало односторонне проводить просунскую политику, и столкновение с киданями стало неотвратимым.

Как раз в это время государство Чонан (кит. Динань), основанное выходцами из Пархэ в среднем течении р. Амноккан, стало проявлять стремление к объединению с государством Сун для совместной борьбы с киданями. В ответ на это кидани сначала разгромили Чонан в 980 г., а затем трижды вторгались в Корё (993-1019 гг.).

В 10-м году Сонджона (991 г.) кидани построили крепость Нэвонсон (Лайюаньчэн) в нижнем течении Амноккана, прервав сообщение Корё с чжурчжэнями и государством Сун, и в 12-м г. Сонджона (993 г.) приказали Сяо Сюаньнину во главе армии в несколько сот тысяч солдат начать первое вторжение. Однако Корё остановило агрессию киданей на р. Чхончхонган и благодаря дипломатической деятельности Со Хи не только добилось отвода войск Сяо Сюаньнина, но и получило от киданей право расширить свою территорию до Амноккана. Из-за противостояния с династией Сун кидани, которые не могли действовать только против Корё, не смогли возразить против утверждения Со Хи о том, что Корё является наследником Когурё, и удовлетворились обещанием Корё установить отношения с киданями в том случае, если через земли чжурчжэней, занятых Корё, откроется прямая дорога. Можно сказать, что дипломатические успехи Со Хи были связаны с его пониманием международной обстановки и исторического места Корё.

После отступления армии киданей Корё построило много новых крепостей на землях к югу от Амноккана: Хынхваджин (совр. Ыйджу), Ёнджу (Ёнчхон), Тхонджу (Сонджу), Чхольджу (Чхольсан), Квиджу (Квисон) и Квакчу (Кваксан) – это были так называемые «6 областей к востоку от реки».

После этого кидани выразили недовольство тем, что Корё владело землями к востоку от Амноккана, и потребовали передать им «6 областей к востоку от реки», однако Корё отвергло это требование. В ответ на это кидани, воспользовавшись тем, что Кан Джо совершил государственный переворот, приведший к свержению вана Мокчона, уничтожению группировки Ким Чхияна и возведению на престол вана Хёнджона, предприняли второе вторжение, причем император Шэн-цзун лично возглавлял 400-тысячную армию. В это время Кан Джо сильно недооценивал противника, поэтому был разбит и попал в плен; однако он отказался признать Шэн-цзуна господином и мужественно принял смерть. Армия киданей захватила Кэгён (1011 г.), а ван Хёнджон бежал в далекий Наджу. Однако армия киданей опасалась, что корёские войска, и прежде всего Ян Гю, в тылу у них прервут пути их обеспечения, поэтому она без особой добычи отступила, поставив условием прибытия вана Хёнджона к киданьскому двору с изъявлением покорности. Однако не только сам Хёнджон, но никто в Корё не желал покорности киданям, поэтому этого не было сделано.

После этого кидани, требуя прибытия Хёнджона ко двору и передачи им «6 областей к востоку от реки», неоднократно совершали малые набеги, а в 1018 г. (9 г. Хёнджона) осуществили третье вторжение в Корё. 100-тысячная армия киданей во главе с Сяопайя повсюду подвергалась атакам корёских войск, а при отступлении в районе Квиджу была жестоко разбита Кан Гамчханом и Кан Минчхомом и почти полностью уничтожена. Из армии вторжения в 100 тыс. человек осталось в живых лишь несколько тысяч. Это была огромная победа. Таким образом, агрессия киданей против Корё окончилась провалом; кроме того они, имея государство Корё в тылу, не смогли вторгнуться в пределы государства Сун, и создалась ситуация, при которой Корё, Сун и Ляо сосуществовали в качестве равных государств.

Число киданий, захваченных в плен во время войны, достигло нескольких десятков тысяч человек; они образовывали свои коллективные поселения и зарабатывали на жизнь песнями, танцами, а также сценическими представлениями. Они составили костяк прослойки танцовщиц (кисэн) и акробатов (квандэ).

Поскольку не прошло и 100 лет после основания государства Корё, как пришлось преодолеть огромный государственный кризис, возросшее чувство собственного достоинства немало способствовало дальнейшему развитию государственности. Для того, чтобы защитить покоренную после войны территорию, начиная с 1033 г. (2 год вана Токчона) на севере начали строить стену протяженностью в 1000 ли от района Торёнпхо на Японском (Восточном) море до устья р. Амноккан, которая была закончена через 12 лет в 1044 г. (10 год вана Чонджона), что было первым шагом к возвращению древних земель Когурё.

 

Отношения с государством Сун и рост государственного престижа Корё

 

Тот факт, что Корё отразило агрессию киданей, обладавших огромной военной силой, не мог не способствовать росту авторитета и престижа Корё у соседних государств. Особенно это касалось империи Сун, у которой кидани отняли территорию к северу от Хуанхэ и навязали позорный Даньчжоуский договор о союзе (1004 г.); она опасалась Корё, но и особенно желала сближения с ним. Поскольку в Корё, в свою очередь, было известно о высоком уровне культуры и экономического развития государства Сун, между двумя странами оживленно налаживался мирный экономический и культурный обмен. Из Сунского государства стали поступать многие товары и предметы культурного обихода и искусства, равно как и Корё также посылало аналогичные товары в Сун. Таким образом, период с начала ХI до сер XII в. в течение 150 лет Корё переживало эпоху экономического и культурного расцвета, поэтому его престиж в мире очень сильно возрос.

В Сун также было известно о культурном развитии Корё, и поэтому к корёским послам применялся термин не «чогонса» («посланец с данью»), а «куксинса» («доверенное лицо государства»), что подчеркивало равный с Сунами уровень, и принимали их чрезвычайно дружески; Суны же посылали послами в Корё особо отобранных образованных людей. Попавшие в Сун труды Ким Дже, Пак Инняна, Ким Гына получили одобрение сунских ученых и были изданы китайцами в виде сборника под названием «Сяохуацзи» («Собрание [сочинений] из Малого Китая»).

Обмен с Сун осуществлялся через посольства, но помимо этого велика была деятельность купцов и монахов. Место под названием Пённандо в устье р. Есонган (около совр. Кэсона) прославилось как международный торговый порт, через который осуществлялись контакты с Сунами через Ханьчжоу в устье р. Янцзы. Порт на р. Есонган сохранил облик процветающего международного торгового порта вплоть до периода правления военных. Как сказал Ли Гюбо в стихах, которые написал, глядя на море из беседки над рекой Есонган:

Приливы и отливы сменяют друг друга.

Точно так же туда и отсюда снуют корабли,

Каждый носом своим упирает другого в корму.

Еще утром покинув подножье беседки,

Уже в полдень их паруса реют в небесах варваров Юга.

 

Из Корё в Сунское государство вывозили сырье, золото, серебро, медь и женьшень, а также ювелирные изделия из золота и серебра, книги, бумагу, кисти, тушь и другие культтовары, веера, циновки с орнаментом и другие предметы, необходимые в быту образованных людей. Любопытно, что особый интерес в Сун вызывали корёская бумага, кисти, тушь и прочие подобные товары. Суны в большом количестве копировали и вывозили из Корё книги, которых не было в их стране, и примером этого служит тот факт, что в 8 г. правления Сонджона было скопировано и вывезено 5200 книг 125 названий.

Невозможно даже представить, сколько монахов вместе с торговцами ездило в Сун[1]. Знаменательно, что среди них был 4 сын вана Мунджона тэгак кукса Ыйчхон, который в 1085 г. поехал в сунский Ханьчжоу, взяв с собой 300 квонов (томов) сутр секты Хваом, написанных золотыми буквами, а также несколько тысяч лян серебра, построил в монастыре Хеинса павильон секты Хваом и широко распространял буддизм. Монастырь Хеинса император Сун переименовал в Корёский просветительский центр, а в период Цинской династии он был назван храмом Побунса.

Примечателен рассказ о том, что незадолго до того, как в Ханьчжоу началась деятельность тэгак кукса Ыйчхона, некто Суса, городской голова Ханьчжоу, внес предложение императору прекратить торговлю с Корё. Это было вызвано беспокойством, что корёсцы в большом количестве приобретали и вывозили сунские книги и карты, что в районе Ханьчжоу проживало слишком много корёсцев, и их влияние росло. В книге «Мэнси битань» («Запись рассказов о сновидениях»), написанном сунским ученым Чэнь Гуа в конце ХI в., действительно отмечается факт приобретения и вывоза корёскими послами местных географических карт.

Из Сун в Корё ввозили шелк, книги, лекарства, фарфор, благовония, музыкальные инструменты и т.д., причем культтовары, особенно такие, как книги и фарфор, внесли немалый вклад в развитие корёской культуры и техники производства керамики. Достойно упоминания то, что после возвращения Ыйчхона в Корё был создан Кёджан тогам (Управление по изданию буддийской литературы), где хранилось свыше 4000 томов зарубежной литературы из Сун, Ляо и Японии. Во времена Инджона во дворце существовала библиотека Имчхонгак, где хранилось несколько десятков тысяч отечественных и зарубежных книг.

 Хотя и в небольших масштабах, Корё вело культурный обмен и с киданями, чжурчжэнями и японцами. Киданям и чжурчжэням в первую очередь поставляли продовольствие, а также письменные принадлежности, медь и железо, а те взамен привозили серебро, меха и лошадей. Японцы, главным образом жители о. Цусима, привозили фрукты, жемчуг, ртуть, ножи и лошадей, а вывозили письменные принадлежности, книги и продовольствие. Торговцы через Сун привозили в Корё товары из далекой Аравии, в их числе ртуть, благовония, красители и лекарства, а вывозили серебро и шелк. Корё находилось накануне развертывания так называемого «Шелкового пути», соединившего Восток и Запад. Тому, что европейцы стали называть страну Корея, мы обязаны арабским купцам. Культурный обмен между Корё и Сун способствовал активному развитию обеих сторон, и Корё получало международное признание как культурное государство, равное Сун.

Активная внешняя торговля Корё способствовала развитию и внутренней торговли, повышало необходимость использования денег. В связи с этим в столице Кэгёне был построен постоянно действующий большой торговый дом-сиджон, который выполнял функции печатного двора, и подобный же торговый дом-сиджон был открыт во второй столице Согёне (Пхеньяне). Хотя в качестве главного средства торговли служили натуральные деньги – рис и ткани, для того, чтобы преодолеть их неудобства, в правление Сонджона стали употреблять несколько видов металлических денег: хэдон тхонбо, самхан чунбо, самхан тхонбо. Для обеспечения крупномасштабной торговли стали изготавливать деньги крупного номинала, которые назывались «серебряными бутылями» (ынбён) или хвальгу. Бутыли ынбён внешне напоминали очертания Корейского полуострова и выполняли не только обычные функции денег, но и служили для пропаганды международного авторитета Корё. То, что металлическим деньгам присваивались альтернативные названия «хэдон» и «самхан», равно как и то, что мудрецу Чхве Джуну присвоили почетный титул корейского Конфуция («Хэдон конджа»), отражало дух культурной самобытности корёсцев.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!