Задания для самостоятельной работы 14 страница



6. Активизация мыслительного процесса включает: постанов­ку цели, максимальную мотивацию, использование понятийного мышления, снижение критичности при оценке результата. В ла­боратории у Э. Резерфорда ученики работали иногда над безна­дежной проблемой, но собственной, а он их подбадривал. Глав­ное, считал Резерфорд, научить самостоятельно мыслить.

В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии:

•соответствующей мотивации и определенного уровня эмо­ционального возбуждения, глубокой увлеченности проб­лемой;

•чувства удовлетворенности от успешного решения преды­дущих задач, усиливающего интеллектуальные способно­сти, при наличии веры в возможность решения проблемы;

•высокой информированности в проблеме, накопленного опыта, разнопланового характера знаний, позволяющего находить различные подходы к решению;

•высокой ассоциативной деятельности мозга (во сне, при эмоционально-положительной стимуляции);

•логического обоснования найденной идеи решения, дока­зательства его правильности;

•психологических усилий для обнаружения некоторого но­вого способа решения, пропорциональных стремлению ис­пользовать этот способ как можно чаще на практике.

Выводы

1. Мышление — познавательный процесс отражения сущест­венных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

2.Процесс мышления характеризуется следующими особен­ностями: имеет опосредованный характер; опирается на имею­щиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; отражает связи и отношения между предметами в словес­ной форме; связано с практической деятельностью.

3. Мышление развивается от конкретных образов к совер­шенным понятиям, обозначенным словом.

4. Логическими формами мышления являются: понятия, су­ждения, умозаключения.

5. В психологии принята следующая, несколько условная классификация видов мышления по таким различным основа­ниям как: онтогенетический уровень развития (наглядно-дейст­венное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактное); характер решаемых задач (теоретическое и практическое мыш­ление); степень развернутости (дискурсивное и интуитивное), степень новизны и оригинальности (репродуктивное и продук­тивное).

6. К операциям мышления относятся: анализ, синтез, срав­нение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

7. Основные индивидуальные особенности мышления: само­стоятельность, гибкость, критичность, быстрота мысли.

8. Речь является инструментом мышления, это язык в дейст­вии, она — основа общения. В значении слова заключено един­ство речи и мышления.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите тип своего мышления, попробуйте решить эти задачи за 10 минут.

Задача 1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. Книжный червь прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго. Сколько страниц он про­грыз?


Задача 2. От города А до города В — 120 км. Из города А вы­шел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Навстречу ему из города В вылетела ласточка со скоро­стью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и по­летела в город. Долетев до города В, она снова повернула по на­правлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

Задача 3. На столе восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рис. 13. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:

а) один квадрат и четыре треугольника;

б) два квадрата и четыре треугольника?

Рис. 13

Задача 4. К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу?

Задача 5. а) На столе горели семь свечей. Три свечи погасли. Сколько осталось?

б) Человек живет на двадцатом этаже. В лифте он нажимает на цифру десять, выходит и идет пешком до двадцатого этажа. Почему?

в) Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая мог­ла выдержать только одного человека. Тем не менее оба пере­правились на другой берег. Каким образом?

Если вы правильно и быстро решили задачу № 1, то у вас хо­рошо развито образное мышление; если задачу № 2 — логиче­ское мышление, если задачи № 3 и № 4 — практическое мышле­ние, задачи № 5 — творческое мышление. Правильность реше­ния вы можете сравнить с ответами, данными в приложении.

2. Напишите небольшой сюжетный рассказ. Воспроизведите рассказ, не пользуясь текстом, при этом сделайте его звуковую запись. Проанализируйте речь по следующим показателям: со­держательность (точность, ясность), насыщенность информаци­ей, выразительность, эмоциональность, образность, правиль­ность произнесения звуков, слов (грамотность при написании), четкость произношения, темп, громкость. Сравните уровень раз­вития устной и письменной речи, сделайте выводы.

Контрольные вопросы

1 Определите мышление и речь В чем выражается их взаимосвязь?

2 Охарактеризуйте основные типы мышления

3 Расскажите о формах и операциях мышления

4 Дайте характеристику индивидуальным особенностям мышления

5 Назовите основные функции речи

6 Охарактеризуйте основные виды речи

7 Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?

8 Раскройте основные закономерности развития мышления речи у ре­бенка

9 Расскажите о способах развития мышления и активизации мыслитель­ных действий

Рекомендуемая литература

1 Б лоне кий п п Память и мышление Избр соч М, 1979

2 Выготский л с Собрание сочинений в 6т Т 1 Вопросы теории и истории психологии М, 1982

3 Лурия а Р. Язык и мышление М , 1979

4 Рогов Е. и Азбука психологии Психология познания М, 2000

5 Рубинштейн с Л. Основы общей психологии СПб Питер, 1999

6 Солсо Р. Л. Когнитивная психология М , 1996

7 Тихомиров о к Психология мышления М , 1984

8 Хрестоматия по общей психологии         Психология мышления М Изд-во МГУ, 1981


Глава 6

ВООБРАЖЕНИЕ

1. Сущность воображения

Воображение остается до сих пор загадкой для исследовате­лей. Оно представляет собой специфическое отражение действи­тельности, заключающееся в создании новых образов и идей пу­тем переработки уже имеющихся образов и понятий. Воображе­ние — это способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживая его в сознании, и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может представлять себя в разных исторических эпохах, в мечтах и фантазиях моделировать будущее. Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.

Воображение — психический процесс, заключающийся в соз­дании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Структуру воображения как писхического феномена можно схематично представить в следующем виде (схема 17). Физиоло­гической основой воображения является сложная аналити- ко-синтетическая деятельность мозга (процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и от­рицательной индукции, анализа и синтеза), в результате которой происходит образование новых систем временных связей на ос­нове ранее сформированных.

Важную роль в активации процессов воображения играет слово, запускающее механизм наглядно-образного мышления,
служащий основой построения образов. Чтобы создать нечто но­вое в воображении, нужно накопить практический опыт жизни и хранить все это в определенной системе в памяти. Чем больше у человека знаний, тем больше он имеет возможностей для соз­дания разных комбинаций своих впечатлений. Таким образом, процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы мо­гут не соответствовать реальности.

2. Виды воображения

При классификации видов воображения исходят из двух ос­новных характеристик: степени проявления волевых усилий (произвольное, преднамеренное или непроизвольное, непредна­меренное) и степени активности (активное и пассивное). Ус­ловно виды воображения представлены на схеме 18.

о о о

Схема 17. Сущность воображения

Активное воображение связано с произвольной (преднамерен­ной) деятельностью, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения создать нечто новое. К актив­ному воображению можно отнести творческое, репродуктивное,


 

Виды воображения

 

По степени волевых усилий

По степени активности

1

 

 

Преднамеренное Непреднамеренное

Активное   Пассивное
         

г >

сл

Творческое

Репродуктивное

Антиципирующее

  • Фантазии • Грезы   • Элементы снов • Спонтанные образы на основе ассоциации   • Галлюцинации • Фантазии больных

Схема 18. Виды воображения


 

антиципирующее воображение, фантазии и мечты. Творческое во­ображение — это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей. Оно отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, при этом в образах воображения действительность творчески преобразуется. Фантазию можно рассматривать как продукт творческого вооб­ражения, обладающую огромной художественной и научно-по- знавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной ода­ренностью и индивидуальным опытом человека, складывающим­ся в процессе деятельности. Репродуктивное воображение (воссоз­дающее) создает образ на основе словесного описания или услов­ного изображения воссоздаваемого объекта. Например, при чтении книги мы представляем образы героев. Антиципирующее воображение лежит в основе необходимой для человека способно­сти предвосхищать будущие события, предвидеть результаты сво­их действий. Мечты — это отодвинутые во времени желания, пла­ны, которые человек строит на будущее. Они могут носить реаль­ный и фантастический характер. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения.

При пассивном воображении образы могут возникать как спонтанно, помимо воли и желания человека, так и преднаме­ренно. Например, запах елки может напомнить о приближаю-


щемся новогоднем празднике. В данном случае возникновение спонтанного образа связано с ассоциацией, которая с помощью воображения может вызвать желаемые образы.

Воображение у некоторых людей выступает и как замена действительности, такая его форма называется грезами. Они представляют собой связь фантазии с идеализируемым будущим. В грезах ярко обнаруживается зависимость фантазии от потреб­ностей личности. Преобладание грез в психической жизни чело­века может привести к отрыву его от реальной действительности и уходу в выдуманный мир, что скажется на психическом и со­циальном его развитии. Так, школьник, имеющий проблемы с обучением, может придумать для себя нереальную жизнь, где ему все удается, где другие восхищаются его способностями.

Элементы воображения в пассивной, непроизвольной форме возникают в сновидениях. Для образов сна характерными явля­ются: чувственная достоверность (когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходящее с ним — реальность), не­вероятная причудливость (необычность образов и связей между явлениями), очевидная связь с потребностями человека. Так, из­вестный ученый Д. И. Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, так как постоянно думал об этом.

Встречаются и нарушения воображения, к ним относят гал­люцинации. Они возникают под влиянием сильных переживаний (страх, тоска), при различных психических заболеваниях, под воздействием веществ, изменяющих сознание (наркотики, алко­голь, психотропные препараты). Галлюцинации могут быть слу­ховыми (человек слышит звуки, голоса), зрительными (человек видит несуществующие в реальности образы: зеленых человеч­ков, чертей), тактильными (человеку кажется, что по нему пол­зают насекомые). Фантазии больных людей возникают при паде­нии интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред).

3. Функции воображения, его развитие

Воображение — важнейшая сторона нашей жизни. Пред­ставьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений ис­кусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную про­грамму без воображения? Значит, воображение, фантазия явля­ются необходимейшей способностью человека. Воображение иг­рает огромную роль в его жизни. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества — продукт вооб­ражения и творчества. Воображение имеет также огромное зна­чение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит его за пределы сиюминутного существования, на­поминает ему о прошлом, открывает будущее.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфиче­ских функций (схема 19). Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, что дает возможность пользоваться ими при решении задач. Эта функция воображе­ния связана с мышлением и органически включена в него, так как формирует внутренний план действий, то есть способность выполнять в уме операции с манипуляцией образами. Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состоя­ний человека. Посредством образов он получает возможность управлять воспоминаниями, эмоциональным состоянием.

Схема 19. Функции воображения


 

Третья функция воображения связана с его участием в про­извольной регуляции познавательных процессов, в частности восприятия, внимания, памяти. Например, с помощью искусст­венно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Четвертая функция состоит в планировании и программировании деятельности, преобразовании опыта для построения образов будущего. И, конечно, воображение играет существенную роль в творческом процессе.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую работу. Например, аутотренинг, широко используемый для саморегуляции, основан на процессах вооб­ражения.

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Ребенок не мечтает, а воплощает преобразованный образ в свою деятельность — игру (перевернутый стул—пещера, коробочка—машина). Воображение — необходимый элемент игры дошкольника. Фантазия — важное условие нормального развития личности ребенка и усвоения им общественного опыта. Мечта — новообразование подростка, позволяющего ему строить планы на будущее. Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека. Воображе­ние развивается в различных видах деятельности. Результат этого развития — создание нового, оригинального в той деятельности, в которой реализуется творческий потенциал личности.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Если пе­ред человеком стоит задача воспроизвести представления о ве­щах и событиях из его опыта, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание из этих представлений, то гово­рят о воображении (схема 20).

Схема 20. Решение творческих задач


 

Воображение — один из познавательных процессов, характе­ризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. Оно связано со всей ее психической жизнью. Особое значение в создании образов воображения име­ет мировоззрение личности, его идейная направленность. Важна роль воображения и в регуляции мотивированного поведения. Целостность личности зависит от того, какие виды воображения преобладают в структуре ее психической деятельности. Если у подростка и юноши главным является творческое воображение и им не свойственна пассивная мечтательность, то это свидетель­ствует о высоком уровне развития личности.

4. Воображение и творчество

Творчество начинается с возникновения проблемной ситуа­ции, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творческое воображение протекает как анализ (разложение на составные части) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ вообра­жения, выступают всегда в сочетаниях и комбинациях. В боль­шинстве случаев результаты творческого воображения могут быть материализованы или как предметный продукт — создана новая машина, прибор, новый сорт растений, или идеальное со­держание в виде научной монографии, романа, поэмы и т. д.

Творческое воображение теснейшим образом связано с мышлением, особенно с такими операциями, как анализ, син­тез, сравнение, обобщение. Выделяют несколько приемов пре­образования представлений в воображении: агглютинация, ана­логия, преувеличение—преуменьшение, акцентирование, типи­зация.

Агглютинация — прием соединения («склеивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглюти­нация широко распространена в сказочных сюжетах в виде обра­зов избушки «на курьих ножках», русалки, Царевны-Лебедь (рис. 14). Используется агглютинация и в реальных образах, на­пример, танк-амфибия, аккордеон, в котором сочетаются эле­менты пианино и баяна, ковер-самолет, где свойство летать при­дается веши.

Аналогия — прием построения образа по принципу подобия, например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши создан локатор.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!