Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31-32). 10 страница



Лопахин близок к пониманию того. Но в обыденной жизни его подводит всё же социальный предрассудок: он хочет возвыситься до своих прежних господ. А они-то отнюдь не великаны. Гаев ли великан, этот великовозрастный младенец, проевший состояние на леденцах? Или Раневская, почему-то представляющаяся многим глубоко лиричною натурою? Так ведь она живёт поверхностными эмоциями, а в глубине души совершенно безразлична ко всему, кроме собственных удовольствий.

Всем смешон Гаев, с его нелепым обращением к «дорогому и многоуважаемому шкафу». Так ведь и Раневская к тому же шкафу обращается, только сюсюкая: «Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой» (С-13,204). И тут же демонстрирует свою природную чёрствость, которую автор подчёркивает сухой ремаркой (комментирует выразительной подробностью):

«Гаев. А без тебя тут няня умерла.

Любовь Андреевна (садится и пьёт кофе). Да, Царство Небесное. Мне писали» (С-13,204).

Её восклицание «О, сад мой! После ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя...» (С-13,210)— пародийно сентиментально, а отнюдь не лирично.

Гаев, хорошо знающий свою сестру, не обольщается: «...как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, всё же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в её малейшем движении» (С-13,212).       Она и впрямь порочна: достаточно услышать её грубый упрёк Пете Трофимову: «В ваши годы не иметь любовницы!..» (С-13,235).

Говорят: слуги отражают характер господ. Лакей Раневской, Яша,— хам и паразит— откровенно обнаруживает в своём характере то, что у Раневской упрятано за манерами, вышколенными долгим воспитанием. Но она так же паразитирует на ближних: едет в Париж к своему любовнику на деньги, которые ярославская бабушка прислала Ане.

Аня— существо самоотверженное, она мужественна не по годам: чего стоит одна её поездка в Париж, к матери. И Аня, кажется, тоже недотёпа, пусть отчасти. Вот она искренне утешает мать: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама!» (С-13,241).

Что за нелепость? С кем сажать тот сад? Не с Раневской же и Гаевым. И тихие радости не для порочной Раневской.

С Петей Трофимовым сада тоже не поднять. Это явный недотёпа, из породы болтунов. Он чем-то похож на Сашу из рассказа «Невеста»: искренний, способный увлечь наивную девушку своими возвышенными речами, но никчёмный. Он революционер (отчего и «вечный студент»), хотя по цензурным соображениям Чехов не смог прописать эту тему достаточно отчётливо. Уже одно это Петю не украшает. Бунин верно заметил о Пете: «в некотором роде «Буревестник»487. Не захотел Бунин (или не смог под влиянием постановки в Художественном театре) увидеть комической окраски, приданной Чеховым этой птице.

Петя душевно неразвит, отчасти глуп. «...Мы выше любви,— заявляет он Ане.— Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым,— вот цель и смысл нашей жизни». После этого он с пафосом декламирует: «Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперёд! Не отставай, друзья!» Невозможно не заметить, что Петя зарапортовался. Перед кем он выкрикивает свои митинговые призывы, к каким «друзьям» обращается? На сцене одна Аня, млеющая, по молодой глупости, от звонких слов. На всю эту галиматью она «всплёскивает руками»: «Как хорошо вы говорите!» (С-13,227). Ситуация абсурдная, пародийная, и впрямь фарсовая— Чехов знал, что говорил, называя «Вишнёвый сад» почти фарсом (П-11,248).

И этот-то фразёр Петя уверен, что дойдёт или «укажет другим путь, как дойти»— «к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле» (С-13,244).

Среди отрывочных записей Чехова есть такая:

«Если Вы зовёте вперёд, то непременно указывайте направление, куда именно вперёд. Согласитесь, что, если, не указывая направления, выпалить этим словом одновременно в монаха и революционера, то они пойдут по совершенно различным дорогам» (С-17,196). Эта запись датируется исследователями примерно концом 80-х— началом 90-х годов.

А.Сереброву (Тихонову) в июне 1902 года, то есть накануне написания комедии (которая уже находилась в стадии предварительного обдумывания), Чехов говорил то же самое: «Вперёд без страха и сомненья!»— это ещё не политика. А куда вперёд— неизвестно?! Если ты зовёшь вперёд, надо указать цель, дорогу, средства. Одним «безумством храбрых» в политике никогда и ничего ещё не делалось. Это не только легкомысленно, это— вредно. Особенно вот для таких петухов, как вы...»488  Точный, между прочим, комментарий к характеру и призывам Пети Трофимова. А Тихонов в это время был как раз студентом двадцати двух лет (Петя постарше). Он увлечённо восхвалял Горького— и удостоился отповеди Чехова.

Помышляющий о счастье человечества, Петя Трофимов является подлинным гуманистом. Но заранее легко предвидеть: неуютно будет в том земном рае, куда он так самоупоённо шествует, направляемый собственной душевной ущербностью.

Фарсовость комедии усиливается присутствием нелепых фигур Епиходова, Шарлотты, Симеонова-Пищика. И среди этих водевильных персонажей всерьёз самоутверждается Лопахин.

Каков же результат всего этого недотёпства? Да тот самый: человека забыли...

Где-то рядом, в комнате, мимо которой они постоянно ходят, лежит больной Фирс— все устраивают суету, озаботившись отправкой его в больницу, больше всех суетится Аня, но никто не удосужится открыть дверь и проверить, сделано ли то, в чём они уверяют себя. Они просто не способны ни к какому реальному делу. И Фирс оказывается, по сути, заживо замурованным в этих стенах.

Гуманизм как идеологическая схема— терпит крах. Начиная с провозглашения человека центром вселенной, принуждая его к самоутверждению, гуманизм завершает своё дело полным равнодушием к человеку, забвением его. Человек в гуманистической системе ценностей обречён.

Не смену «хозяев жизни», а кризис гуманизма отобразил Чехов в комедии «Вишнёвый сад».

Из такого кризисного состояния путь— либо в безысходность, либо к религиозному переосмыслению бытия.

 

 

                                             8.

Образы, созданные художественным воображением, всегда суть знаки, отражающие события и состояния внутренней жизни художника. Символизация эта может совершаться в конкретных формах, совершенно далёких от непосредственных переживаний самого художника. Но внутренняя связь между жизнью его и его созданиями всегда несомненна.

Через испытание веры прошли все русские писатели, ощущавшие своё творчество как исполнение «долга, завещанного от Бога», и все поведали о том прямо или неявно. Чехов также свидетельствовал о духовных событиях своей жизни— системою литературных образов, им созданных. В этом смысле все его произведения есть произведения автобиографические.

Чеховское испытание веры происходило, разумеется, на собственном уровне обобщения жизненных реалий, в системе иных понятий, нежели у его персонажей. С.Н.Булгаков писал о том так: «...Разлад между должным и существующим, идеалом и действительностью, отравляющий живую человеческую душу, более всего заставляет болеть и нашего писателя»489. Вера должна была преодолеть тягостное ощущение невозможности осуществить в условиях земного существования порыв к вечности, стремлением к которой была переполнена душа, скованная путами времени. Что же есть тогда человек?

«Загадка о человеке в чеховской постановке,— утверждал Булгаков,— может получить или религиозное разрешение или... никакого. В первом случае она прямо приводит к самому центральному догмату христианской религии, во втором— к самому ужасающему и безнадёжному пессимизму»490.

Булгаков в парадоксальной форме как бы обосновал мысль о том, что Чехов был «обречён» на необходимость религиозного осмысления бытия, утверждения веры как единственно приемлемой для него опоры в жизни. Иной путь, тоже обозначенный в мировой литературе,— это путь Байрона, с его богоборческой безысходностью.

Чехов такого грехопадения избегнул.

«Соединение муки о Боге с мукой о человеке», о котором писал Бердяев, определило всю систему мировидения православного по духу писателя.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Гусев Н.Н.   Два года с Л.Н.Толстым.  М., 1912. С. 34.

2. Le Temps, 1901. 28 августа.

3. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Т.1. Париж, 1948. С. 395.

4. Мережковский Д.   Лица святых. М., 1997. С. 111-112.

5. Розанов М.Н.  Руссо и Толстой. М., 1928. С. 13.

6. Ильин И.А. Собр. соч. в десяти томах. Т.6, кн.3.   М., 1997. С. 460.

7. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.  С. 191.

8.  Цит. по: Иоанн, епископ Аксайский.  История Вселенских соборов. М., 1995. С. 255.

9. Ильин И.А.  Т.6, кн..3. С. 433.

10. Николаева Олеся.   Православие и свобода.   М., 2002. С. 66.

11. Лакшин В.   Лев Толстой и А.Чехов. М., 1963. С. 303.

12. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991. С. 243-244.

13. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 8.

14. Там же. С. 28.

15. Там же. С. 41.

16. Там же. С. 6.

17. Лакшин В.  Цит. соч.   С. 72.

18. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Письма епископа Феофана. М., 1914. С. 12.

19.  Дневники С.А.Толстой. 1860-1891. М., 1928. С. 37.

20. Ильин И.А.  Т.6, кн.3. С. 450.

21.  Избранные сочинения кавалерист-девицы Н.А.Дуровой. М., 1988. С. 181.

22. «Прометей». Т.12. М., 1980. С. 261.

23. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.XV. M., 1913.   С. 96.

24. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.   М., 1996.   С. 555.

25. Там же.  С. 540.

26. Преподобного Иоанна Лестница.  Сергиев Посад, 1908. С. 144.

27. Там же. С. 143.

28.  Иоанн Дамаскин.  Точное изложение православной веры. С. 7.

29. Там же.   С. 2.

30. Regnum aeternum.   № 1. Москва-Париж, 1996. С. 122.

31. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 91.

32. Там же. С. 85.

33. Линков В.А., Саакянц А.   Лев Толстой. М., 1979.  С. 132.

34. Там же. С. 131.

35. Леонтьев К.  О романах гр. Л.Н.Толстого.  М., 1911.

36. Что есть духовная жизнь…   С. 31.

37. Белинский В.Г.  Полн. собр. соч. М., 1953-1959.  Т.7. С. 501.

38. Линков В.А., Саакянц А.  Цит. соч. С. 164.

39. Мережковский Д.С.  Л.Толстой и Достоевский. Т.2. М., 1902. С. 458-459.   

40. «Татьянин день».  № 20.  Март 1998. С. 4.

41. Архимандрит Киприан, проф.  Православное пастырское служение... С. 171-172.

42. «Православная беседа»,  1992, № 8-9. С. 9.

43. Там же. С. 11.

44. Мережковский Д.С.  Цит. соч.  Т.2. С. 463.

45.  «Православная беседа».   С. 9.

46.  Добротолюбие. Т.1. М., 1895. С. 159.

47.  Толковая Библия. Т.10. Пб., 1912. С. 502.

48. Там же.   Т.11. С. 473.                      

49.  Ильин И . A .  Т.5. М., 1995. С. 99.

50.  Там же. С. 98.            

51.  Что есть духовная жизнь... Письма епископа Феофана. С. 33.

52. Франк С.Л.   Духовные основы общества. М., 1992. С. 335.

53. Ильин И.А.  Т.5. С. 93.      

54. Там же. С. 95-96.

55. Там же. С.121-122.

56. Зеньковский В.В., прот. Цит. соч. Т.1. С. 393.

57. Мережковский Д. С. Цит. соч. Т.1. СПб., 1903. С. 39.

58. Полн. собр. соч.  Л.Н.Толстого.  Т.ХV. М., 1913. С. 292.

59. Лакшин В .   Цит. соч.   С. 73.

60. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Т.7.  Троице-Сергиева Лавра, 1902. С. 141.

61. О религии Льва Толстого. (Сборник второй)  М., 1912. С. 218.

62. Флоровский Георгий, прот.  Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 405.

63. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.2. СПб., 1905. С. 364.

64. Бунин И.А. Собр. соч. Т.9. М., 1967. С. 85.

65. Мережковский Д.С. Цит. соч.   Т.2. С. 206.

66.  Ильин И. A .   Т.5. С. 86-87.

67. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого.  T.XV.  C. 293.

68. Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников.   Т.2. М., 1955. С. 399.

69. Толстой Л.Н.  Полн. собр. соч. в 90 тт.    М.-Л., 1928-1958. Т.68. С. 161.

70.  Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.ХI. С. 65.

71. Ильин И.А.  Т.6, кн.3. С. 463.

72. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.ХV. С. 45.

73. Там же.  С. 66.

74. Там же.   С. 67.

75. Там же.   С. 71.

76. Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников. Т.2. С. 407.

77.  Там же. С. 69.

78.  Там же. С. 72.

79. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого.  T.XV.  M., 1913. С. 61.

80. Там же. Т.ХI. С. 77.

81. Там же. С. 104.

82. Там же. С. 91.

83. Там же. С. 80.

84. Там же. С. 113.

85. Там же.   С. 111.

86. Там же. С. 129.

87. Там же. С. 110.

88. Мережковский Д.С.  Цит. соч.  Т.2.   С. 192.

89. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.ХL.  С. 435.

90. Там же. Т.LХXVII. С. 36.

91. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 39.

92.  Там же. С. 217.

93. Полн. собр. соч. Л.Толстого. Т.ХI. С. 135.

94.  Там же. С. 141.

95. О религии Льва Толстого. С. 129-130.   

96. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.ХI. С. 158.

97. Там же. С. 283.

98. Там же. С. 282.           

99. Точное изложение Православной веры. Творение Св.Иоанна Дамаскина. СПб., 1894. С. 111-113.

100. «Богословский вестник». Вып.1. Сергиев Посад, 1998. С. 83-84.

101. Там же. С. 88.

102. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.ХI. С. 176.

103. Там же. С. 190.         

104. Там же. С. 190.         

105. Там же. С. 191.

106. Там же. С. 412.

107. Мережковский Д.С.   Цит. соч.  Т.2. С. 193.

108. Зеньковский В.В., прот.  Цит. соч. Т.1. С. 396.

109. Бердяев Николай.   Философия творчества, культуры и искусства. Т.2. М., 1994. С. 478.

110. Антоний, архимандрит .  Нравственное учение в сочинении Толстого «Царство Божие внутри вас» перед судом учения христианского. М., 1897. С. 15.

111. О религии Льва Толстого. С. 34-35.

112. Чехов А.П.  Полн. собр. соч. и писем. Письма. Т.6. М., 1978. С. 332.

113.  Горький М.  Полн. собр. соч. Т.16. М., 1973. С. 285.

114. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.ХV. С. 64.

115. Там же.    С. 66.                 

116. Там же.    С. 102.

117. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого.  T.XI. C. 219.

118. Там же. С. 228.

119. Там же.   С. 236.                                 

120. Там же.   С. 237.         

121. Там же.   С. 253.                     

122. Там же.   С. 270.

123. Там же. С. 282.

124. Розанов В.В.   Соч.  Т.1.  М., 1990. С. 359-365.

125. Там же. С. 366.

126. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.ХI. С. 306.

127. Там же. С. 411.

128. Там же.   T.LXXIX.  С. 217.

129. О «новом евангелии» гр.Толстого. Священника Николая Елеонского. М., 1887. С. 3-4.

130. Гёте.  Фауст.  М., 1962. С. 87.

131. Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995. С. 106.

132. Евангелие Толстого. М., 1992. С. 17.

133. О «новом евангелии» гр.Толстого.  С. 7-9.

134. Там же. С. 47-48.

135. Булгаков В.Ф.  Л.Н.Толстой в последний год его жизни. М., 1957.  С. 293.

136.  О «новом евангелии» гр. Толстого. С. 130.

137. Флоровский Георгий, прот.  Цит. соч. С. 404.

138. Евангелие Толстого. С. 19-20.

139. Там же. С. 30.

140. Там же. С. 71.

141. Антоний, архимандрит.  Цит. соч. С. 11.

142. Евангелие Толстого. С. 18.

143. Там же. С. 37.

144. Антоний , архимандрит.  Цит. соч.   С. 9-10.

145. Бердяев Николай.   Т.2. С. 460.

146. Гусев Н.Н.   Два года с Л.Н.Толстым.  М., 1973.   С. 225.

147. Лев Николаевич Толстой. Биография. Составил П.Бирюков. Т.2. М., 1913. С. 302.

148. «Прометей». Т.12. С. 114.

149. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.ХI. С. 414.

150. Там же. С. 416.

151. Там же. С. 411.

152. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т.ХV. C. 331.

153. Там же. С. 374.

154. Там же. Т.ХI. С. 418.

155. Там же. С. 422.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!