Создание и концепция программы



    "Спокойной ночи, малыши!" - самая популярная развлекательно-познавательная программа для детей, на которой выросло уже не одно поколение зрителей. Она ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста. У передачи "Спокойной ночи, малыши!" имеется своя уникальная песенка "Спят усталые игрушки", убаюкивающая малышей, которая появилась в 1963 году (см. Приложение 1). Ведущими телепередачи в разное время были такие артисты, как Валентина Леонтьева, Владимир Ухин,  Татьяна Веденеева, Ангелина Вовк и др. Сейчас передачу ведут актриса Анна Михалкова и Оксана Федорова. В октябре 2006 года в программе появился ведущий - дядя Витя (актер Виктор Бычков) - отзывчивый и добрый сосед, который всегда придет на помощь в трудную минуту и веселой шуткой решит любую сложную проблему. Речь у ведущих спокойная и размеренная.

Изначально не было технической возможности для записи программ, поэтому они выходили только в прямом эфире и то в виде картинок с закадровым текстом. И только в конце 1960-х годов в передаче стали появляться знакомые всем куклы.  

  Сейчас героями передачи являются пять дружных зверюшек –  это Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша, а также Мишка-шалунишка. 1 июня 2009 года к этой дружной компании присоединился мальчик Бибигон.

В своей квартире, полной чудес и неожиданных сказочных вещей, герои встречают своих взрослых друзей, узнают много нового об окружающем их мире и, конечно же, делятся своими открытиями с детьми. Сюжет передачи, как правило, состоит из поучительной истории, в которой принимают участие кукольные персонажи. Всем им объясняет, что нужно делать и как надо себя вести в той или иной ситуации «Взрослый человек» - ведущий передачи. Кульминацией программы является мультфильм на обсуждаемую тему.

Чаще всего для показа в телепередаче отбираются мультфильмы, носящие обучающий и просветительский характер. Если выбранный для просмотра мультфильм длинный, то он обрывается, и продолжение сказки переносится на следующий вечер. Завершаются "Спокойной ночи, малыши!" заставкой. Первая заставка, появившаяся в 1965 году, была черно-белой. Заставка изображала часы с двигающимися стрелками (см. Приложение 2). Тогда у передачи не было постоянного времени выхода, и автор заставки, художник Ирина Власова, всякий раз выставляла время заново. В конце 1970-х заставка стала цветной. Пластилиновый мультфильм (см. Приложение 3) с игрушками у телевизора придумал Александр Татарский. Причём, по задумке автора, каждый день недели в мультик вносились небольшие изменения. Менялось количество зрителей у телевизора: если в понедельник у экрана сидела только одна кукла, то к воскресенью собиралось шесть.

 

  За период своего существования передача "Спокойной ночи, малыши!" выходила в эфир на различных телеканалах. В настоящее время передача транслируется на "Росии-1", телеканале "Карусель" и "Россия К". Передача "Спокойной ночи, малыши!" – является самой популярной детской передачей, которая выходит в эфир уже более пятидесяти пяти лет и является одной из долгожителей современного российского телевидения. Также не многие телевизионные проекты могут соперничать с программой с солидной репутацией. Она построена, прежде всего, на тщательном отборе информации для сюжетов, постоянной работе с психологами и бережном отношении к аудитории.

 

"Спокойной ночи, малыши!" - это единственная детская передача, которая является важным элементов режима дня детей дошкольного и младшего школьного возраста всей страны на протяжении 56 лет, но, к сожалению, в последние годы наблюдается как сокращение ее продолжительности, так и значительное снижение качества. В 1980-е года передача занимала 15 минут эфирного времени. В ней присутствовал познавательный сюжет, разыгрываемый ведущей и куклами, далее шел показ мультфильма. Во многих случаях тема мультфильма являлась продолжением темы обсуждения ведущих. Мультфильм показывался целиком и нес значительную смысловую нагрузку. В наши дни, время эфира передачи сократилось в 2 раза до семи минут, а старые шедевры советской мультипликации заменяются современными сериалами, выполненными с применением компьютерной анимации, которые не рассчитаны на целевую аудиторию передачи, а также отнюдь не способствуют правильному восприятию мира у детей, несут искаженное отображение семейных и общественных отношений, базовых жизненных ценностей. Да, у данной передачи есть свои отрицательные стороны: развивающая тематика, присутствующая в них, в значительной степени отличается от реальной воспитательной концепции молодых родителей. Последние не согласны с моральной стороной сюжетов многих мультфильмов, которые транслируются во второй части передачи, а также негативно относятся к некоторым высказываниям героев передачи. Но, не смотря на это, телепрограмма является востребованной на рынке, и прежде всего, делает акценты на воспитании младшего поколения.

2.2 Формат программы «Спокойной ночи, малыши!»

Идея создания этого телепроекта принадлежит Валентине Фёдоровой, главреду редакции программ для детей и юношества. В работе над телепроектом приняли участие великолепные детские писатели Курляндский и Успенский. «Времени от слов к делу прошло совсем немного, пилотный выпуск пошёл в эфир уже 1 сентября 1964 года. Никаких кукол тогда не было, ведущие рассказывали сказки под видеоряд из сменяющих друг друга статичных картинок».

Такой формат прожил недолго, спустя несколько месяцев на экранах появляются первые кукольные персонажи, созданные артистами театра Образцова: Шустрик, Мямлик, Буратино, мальчик Ерошка и другие.

Из знакомых нам всем персонажей главным аксакалом является Филя, он появился в эфире в 1968 году. В 1970 к нему присоединился Степашка, а год спустя и самый популярный герой проекта - Хрюша. Впрочем, в то время их, имидж несколько отличался от современного. Речи о том, чтобы тот же хулиганистый Хрюша появился в эфире в косухе с заклёпками, и речи идти не могло. Кроме того, у поросёнка тогда были копыта, а Филя, как и подобает собаке, передвигался на четырёх конечностях.

Несмотря на бешеную популярность и очень специфичный формат, под удар цензуры попадала и эта передача, причём по самым разным причинам: политическим, религиозным и даже анатомическим. Во время поездки Хрущёва в США, например, пришлось срочно менять заранее прописанный в сценарии мультфильм "Лягушка-путешественница", в 80-х Горбачёв ополчился на мультик про медведя Мишку, не доводящего свои дела до конца. Примерно в то же время один из руководителей обозлился, что куклы не моргают. Два месяца в кадре работали только люди, пока письма от возмущенных зрителей не сделали своё дело. При Михаиле Сергеевиче произошёл и ещё один казус. На Хрюшу начали нападать мусульмане, требовали "убрать свинину из кадра". Редактор программы в ответном письме ответил, что есть кукол их никто не заставляет, а смотреть на свиней Аллах не запрещал, и на этом инцидент был исчерпан.

Своему обаянию кукольные герои обязаны своим кукловодам: люди не только управляют и озвучивают всеобщих любимцев, но и наделяют их в какой-то степени чертами своего характера. К сожалению, время не властно лишь над куклами, для людей 50 лет срок значительный. В отличие от многих других проектов, смерть "голоса" героя не приводила к изъятию персонажа, так, как это произошло, например, с миссис Крабаппл.

Первым актёром, оставившим «Спокойной ночи», стал Григорий Толчинский, игравший Филю двадцать лет: с 1968 по 1988. "Когда уйду на пенсию, напишу книгу "20 лет под юбкой тети Вали", - шутил артист. К сожалению, этот проект остался лишь каламбуром, может быть из-за ранней смерти артиста. Хрюша  говорил голосом Натальи Державиной, человека с удивительным чувством юмора и находчивостью. Как-то бард Сергей Никитин, попробовал растолковать маленьким зрителям смысл этой науки. "Вот ты, Хрюша, из чего сделан?" - задал вопрос в студии певец-биохимик. "Из свинины", - без секунды раздумий бодро ответила Державина. Присутствующие утверждают, что съемку удалось возобновить лишь спустя четверть часа. К сожалению, в 2002 году Натальи Владимировны не стало. Осиротевшую куклу в добрые руки приняла артистка театра Образцова Оксана Чабанюк. Вероятно, она поддерживает бело-голубых, в прошлогоднем интервью "Комсомольской правде" Хрюша признался, что болеет за "Динамо", говорит, на короткой ноге с многими полицейскими.

Герои "Спокойных ночей" появляются на экранах не только в этой передаче. Хрюша, например, только что запустил на канале "Карусель" новый телепроект - "По всем правилам с Хрюшей и...". До этого поросёнок был постоянным участником программы "Нержавеечка" о тяжёлой музыке. Кроме того, герои программы "Тушите свет" Хрюн Моржов и Степан Капуста по сути постаревшие герои детской передачи, двойники из альтернативной вселенной, так сказать.

Не меньший шарм программе добавляют и её ведущие: эти тёти и дяди стали родными для многих поколений мальчиков и девочек. Например, тётя Валя - Валентина Леонтьева - была настолько популярна, что к ней доходили даже такие письма, где в качестве адреса указывалось "Тиливизор, тети Вали". Сама же ведущая любила рассказывать о том, как как-то сумела дестабилизировать обстановку на Шаболовке. В одном из эфиров тётя Валя случайно обмолвилась, что у Фили, как и у неё, день рождения 1 августа. Через пару недель студия была завалена сотнями посылок с мясными костями со всех уголков СССР. Жаркая июльская погода способствовала распространению не самого приятного амбре. Дядю Володю - Владимира Ухина - называют Хрюшиным папой. Так к нему как-то обратился в письме один мальчик, с тех пор прозвище прилипло. Сегодня в кадре работают уже совсем другие люди: Оксана Фёдрова, Анна Михалкова, для тёть они ещё слишком молоды, старожилы - Хрюши с Филями - обращаются к ним просто по именам.

«Лихие» девяностые на передаче отразились не лучшим образом. Рассказы детям о том, что такое хорошо, а что такое плохо, стали никому не нужны, поставив в приоритет прибыль. Чтобы заработать денег в эфир была даже введена новая кукла - Киндерино. Продакт-плейсмент шоколадных яиц не помог. "Спокойной ночи" хотели закрыть, экранизируя по разным каналам: со второго на ОРТ, с ОРТ на "Культуру". На РТР программа вернулась лишь в 2002. Надо думать, руководство "России 1" ни разу не прогадало с возращением "Ночей" в родные пенаты. Рейтинги у программы стабильные, количество интернет-просмотров каждого выпуска составляет не менее полумиллиона человек.

Таким образом, говоря о формате программы «Спокойной ночи, малыши!», можем говорить, что речь идет о типичной детской программе с элементами ток-шоу. Изюминкой программы является мультфильм как сказка на ночь.

Для анализа формата программы были отобраны выпуски за 2016 год (январь – март), поскольку интересно не только исследовать сам формат программы, но также понять, что именно изменилось в программе, что дало возможность ей удерживаться столь длительное время в эфире.

Проанализируем выпуск программы за январь 2016.

Выпуск программы имеет свое название, вокруг которого разворачивается весь сюжет программы, – «Страна наоборот».

После заставки, выполненной в стиле пластилиновой анимации, сразу начинается диалог ведущей Оксаны с Филей и Степашкой. Ведущая рассказывает интересные истории о том, как живут животные в Австралии. Рассказ об Австралии не закончился, поскольку ограничено время программы, а также восприимчивость детей в это время суток также ограничена. Именно поэтому ведущая говорит о том, что рассказ об Австралии она продолжит завтра.

Следующим этапом программы является мультфильм, который исполняет роль сказки на ночь.

Далее идет заключительно-напутственное слово ведущих (например, «Вот и все на сегодня. Пора чистить зубки и ложиться спать. Спокойной ночи, девочки и мальчики»).

Завершает программу заставка в том же стиле пластилиновой анимации с разницей в сюжете: если в начальной заставке показано, как дети собираются у телевизора, то в финальной заставке уже – как расстилаются кровати, засыпают игрушки, что говорит о том, что детям пора спать.

Общий хронометраж программы – 14 минут 34 секунды.

Такую же структуру имеют и другие выпуски, которые выходили в период с января по март 2016 года.

К примеру, программа за март 2016 года имеет подназвание «Хрюша и усы». Правда, вместе с Филей и Хрюшей программу ведет Аня.

Если в программе об Австралии речь велась о животном мире неизвестного детям континента, то тут уже разыгрывается сценка о том, как Хрюшка пытался стать взрослее, нацепив себе усы.

Далее идет мультик – «Врумиз».

После – прощание ведущих и та же финальная заставка, которая подводит детей к тому, что пора ложиться спать.

Общий хронометраж программы – 19 минут 23 секунды.

Анализ еще одного выпуска – за март 2016 года, то и тут соблюдается та же очередность:

- анимационная заставка;

- разговор ведущих – тема: «Конверт для диска» (Каркуша, Филя и Оксана);

- Мультфильм «Фиксики»;

- прощальное слово ведущих;

- финальная заставка

Хронометраж программы: 12 минут 59 секунд.

Для анализа так же возьмём уже совсем новые выпуски февраля 2021 года.

Формат программы остаётся тот же, с заставкой, поучительной историей от героев, мультфильмом, и убаюкивающей песенкой.  

Первый февральский выпуск, длится 15 минут 20 секунд. Вместо многообещающего названия, именуется просто – «Мастерим оленей из бумаги и веток». Чем и занимаются следующие 4 минуты программы игрушечные герои Степашка и Мур, предварительно рассказав загадочную историю о том как они встретили оленя в парке, а помогает им в этом ведущая Аня.  В данном выпуске помимо устной познавательной информации представлена ещё и практическая деятельность. Сразу после неё следует мультипликационный сериал «Пип и Альба» и по традиции песня – колыбельная.

Таким образом, если проанализировать программу по параметрам, которые мы определили основополагающими формата, то видим, что программа характеризуется так:

1. Цель программы – подготовить детей ко сну, а также расслабить детскую нервную систему посредством интересных познавательных разговоров между ведущими.

2. Проблемно-тематический уровень программы ориентируется на детскую аудиторию от 2 до 10-11 лет: младших детей будет привлекать мультфильм, который, более старших детей будет привлекать занимательная информация (наряду с мультфильмом), которая подается в форме максимально адаптированного диалога.

3. Способ отражения действительности – комбинированный: информационный (речь о диалогах ведущих) и художественный (речь о мультфильме, который является обязательным атрибутом программы.

4. Методы отображения: диалог + мультипликация.

5. Композиционно программа строится таким образом: пластилиновая анимация – диалоги ведущих – мультфильм – заключительное слово ведущих с пожеланием «Спокойной ночи, девочки и мальчики» – заключительная пластилиновая анимация.

6. Стиль подачи: непринужденный максимально адаптированный к уровню восприятия детской аудиторией игровой диалог.

7. Предполагаемое место в сетке вещания – вечер (в 20.45).

8. Хронометраж – 15 минут.

9. Краткое описание: ведущие в студии рассказывают истории с воспитательным пафосом, а после показывают мультфильм.

 

 

Выводы по второй главе

Исследуя особенности формата телепрограммы «Спокойной ночи, малыши!», приходим к выводу, что детское телевидение в России сегодня крайне ограничено. Одной из наиболее популярных программ, которые задержались довольно долго на телеэкране, является программа «Спокойной ночи, малыши!».

1 сентября 1964 года вышел первый выпуск «Спокойной ночи, малыши!» – программы с наиболее продолжительной эфирной жизнью. Период с начала 1970-х до середины 1980-х гг. заслуженно называют периодом подъема детского телевидения. Он стал результатом накопленного к этому времени опыта в организации, подготовке и создании детских программ; кроме того, это был результат значительного финансирования детского вещания. Старт нового этапа также связан с открытием в 1967 году телецентра «Останкино». Наряду с общим увеличением объемов вещания, возросло число программ для детей и юношества. Детское телевидение этого периода отличалось тематическим разнообразием. Практически все виды деятельности детей от 3 до 13 лет нашли свое отражение на телеэкране.

Говоря о формате программы «Спокойной ночи, малыши!», можем говорить, что речь идет о типичной детской программе с элементами ток-шоу. Изюминкой программы является мультфильм как сказка на ночь.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав особенности функционирования детского телевидения России (на примере анализа программы «Спокойной ночи, малыши»), мы пришли к выводу, что детское телевидение в Российской Федерации находится на том этапе своего развития, когда существует необходимость изучения и корректирования форматов детских телепрограмм, а также для разработки кардинально новых форматов, которые были бы востребованы детской аудиторией.

Для исследования формата программы «Спокойной ночи, малыши!» мы изначально обратились к изучению понятия «формат». Анализ теоретической литературы позволил сделать вывод, что формат – это такая форма организации телевизионной программы, которая включает жанровые, тематические и хронологические особенности.

Для анализа формата существенными показателями являются такие критерии:

1. Цель программы

2. Проблемно-тематический уровень программы

3. Способ отражения действительности

4. Методы отображения

5. Композиция программы

6. Стиль подачи

7. Предполагаемое место в сетке вещания

8. Хронометраж

9. Краткое описание и структурные компоненты

Анализ программы «Спокойной ночи, малыши!» показал, что программа впервые вышла в эфир 1 сентября 1964 года. Таким образом, можно утверждать, что это одна из наиболее продолжительных программ детского телевидения, которые когда-либо выходили в эфир на телеэкраны.

Программа мигрировала с телеканала на телеканал, меняла ведущих, но концептуально оставалась в пределах именно того формата, который мы видим сегодня.

Программа «Спокойной ночи, малыши!» имеет такие характеристики:

- жанр – детская программа в комбинации ток-шоу и мультфильма;

- название программы – «Спокойной ночи, малыши!»;

- целевая аудитория – дети в возрасте от 3 до 10 лет;

- предполагаемое место в сетке вещания – вечер (в 20.45);

- хронометраж – 15 минут;

- краткое описание: ведущие в студии рассказывают истории с воспитательным пафосом, а после показывают мультфильм.

Таким образом, изучение особенностей функционирования «Спокойной ночи, малыши!» показало, что программа рассчитана на удовлетворение познавательных способностей детей. Структура программы полностью учитывает возрастные возможности аудитории по восприятию: познавательная информация сменяется развлекательной, колыбельная песня успокаивает и настраивает маленьких зрителей на сон.

Длительный период существования программы свидетельствует о ее востребованности и популярности.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики / Под ред. А.Я. Юровского. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 238 с.

2. Вартанов А.С. Российское телевидение на рубеже веков проблемы, программы, лица / А.С. Вартанов. – М.: Книжный дом «Университет», 2009. – 312 с.

3. Васильев С.А. Отечественный телевизионный рынок: возникновение, становление и тенденции развития [Электронный ресурс] / С.А. Васильев. – Режим доступа: file:///C:/Users/Oksana/Downloads/otechestvennyy-televizionnyy-rynok-vozniknovenie-stanovlenie-i-tendentsii-razvitiya.pdf

4. Журналистика в политической структуре общества. Некоторые проблемы политической организации системы средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 336 с.

5. Мыгаль М. Программная политика детских каналов в России: особенности распределения телевизионного контента в сетке вещания, жанрово-тематический состав, целевая аудитория [Электронный ресурс] / М. Мыгаль. – Режим доступа: file:///C:/Users/Oksana/Downloads/programmnaya-politika-detskih-kanalov-v-rossii-osobennosti-raspredeleniya-televizionnogo-kontentav-setke-veschaniya-zhanrovo.pdf

6. Новикова А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата / А.А. Новикова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С.58.

7. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 522 с.

8. Припечина Г. Жанр или формат: к вопросу телевизионной терминологии. // Межвузовская научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения». - СПб.: Ф-т журн., 2010.

9. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник / Е. П. Прохоров. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 367 с.

10.  Ризун В.В., Трачук Т.А. Очерки по истории и теории украинского журналистиковедения : Монография / В.В. Ризун, Т.А. Трачук / Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. – К., 2005. – 232 с.

11.  Рохлин А.М. История отечественного телевидения / А.М. Рохлин. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 127 с.

12.  Саар А. А. Функциональная типология радиопрограмм / А.А. Саар // Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. – Тарту, 1977. – 206 с.

13.  Сабитова Л. Становление и развитие отечественного телевидения / Л. Сабитова // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 657-659.

14.  Саппак В. С. Телевидение и мы: 4 беседы / В.С. Саппак. – М.: Искусство, 1988. – 167 с.

15. Телевидение для детей: Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт [Электронный ресурс] / под общ.ред. Е.Вартановой. – Режим доступа: file:///C:/Users/Oksana/Downloads/c1b96dad-7c86-44a3-81d7-26aa5df9221e.pdf

16. Ткач В. П. Социальные аспекты медиапотребления подростков / В.П. Ткач // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М. : РОС, 2012. – 422 с.

17. Юровский А. Телевидение – поиски и решения / А. Юровский. – М.: Искусство, 1983. – 212 с.

18. Price M. TV violence harms children, APA member testifi es to Congress // Monitor on Psychology. A Publication of the American Psychological Association. September 2007. – Vol. 38. – № 8. – P. 16.

19. 50 лет программе «Спокойной ночи, малыши!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dubikvit.livejournal.com/66954.html

20. 52 года назад вышла первая программа «Спокойной ночи, малыши!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bigpicture.ru/?p=553460


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. «Спокойной ночи, малыши!»


 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!