Основные дидактические принципы, используемые в педагогике восприятия музыкально – духовных произведений
Педагогика восприятия музыки и, особенно, музыки духовной, являясь как частью музыкальной, так и частью общей педагогики, опирается на основные дидактические принципы, многие из которых используются со времен Я. А. Коменского и до настоящего времени. Их можно считать аксиоматическими, т. к. их достоверность проверена многовековой практикой. Среди них:
1) принцип доступности, поступательности, непрерывности, последовательности обучения;
2) совместность деятельного и созерцательного обучения (под «созерцательным» следует понимать простое слушание музыки, «наработка» интонационного запаса, под «деятельным» – целенаправленное изучение и «вслушивание»);
3) метод проблемного изучения и самостоятельное творчество в процессе постижения духовной музыки, что должно подтверждать необходимость «внутреннего вслушивания», самоанализа внутренних ощущений.
Адекватному восприятию произведений духовной музыки также способствуют:
1) изучение эпохи создания произведения и места этой эпохи в мировой истории;
2) изучение личности композитора его отношения к роли музыки в богослужебном процессе, его философско-эстетических и этических взглядов;
3) анализ места произведения в богослужебном процессе;
4) анализ конкретного произведения: форма, структура, особенности музыкальной ткани, место исполнения.
В педагогике восприятия духовной музыки, можно выделить следующие «блоки» вопросов, связанные:
|
|
1) непосредственно с развитием слухового восприятия;
2) с анализом результатов восприятия;
3) с выявлением адекватности воспринимаемого материала;
4) с необходимостью повторного прослушивания, определением конкретных эпизодов прослушивания, их обсуждением.
Совокупность этих и других компонентов работы должны сформировать ядро научной теории педагогики восприятия духовной музыки, в которой на первый план выдвигается системный подход и логика познания произведений духовной музыки.
При разработке методических положений по восприятию произведений духовной музыки необходимо предусмотреть наличие разделов по:
художественно-образным положениям;
рационально-логическим положениям;
теологическим толкованиям.
Резюме
Неосознанность переживаний, чувств и др. психических явлений означает лишь отсутствие в сознании субъекта соотнесения или адекватного отношения переживания к предмету, его вызвавшему»[13]. На необходимость анализа последней группы указывал и К. Д. Ушинский: «Результат рассудочного процесса всегда непроизволен. Непроизвольный рассудочный процесс есть не что иное, как непроизвольный акт сознания» и далее «Произвольный рассудочный процесс….ищет различий, сходств и причин там, где их не видно»[14].
|
|
Вопросы и задания для самоконтроля по главе 4 «О педагогическом и психологическом подходе к восприятию произведений духовной музыки»
1. Определите значимость категорий «различать» и «совершать выбор» в процессе восприятия музыкальных произведений
2. В чем значимость категории «установка», «переживание» и «сопереживание» в педагогике восприятия музыкально – духовного произведения
3. Как понимается категория «космизм» духовного произведения
4. Что означает термин «сопереживание»
5. Как Вы понимаете смысл термина «базовый компонент»
6. Какие основные дидактические принципы, используются в педагогике восприятия музыкально – духовных произведений
Словарь персоналий и терминов
А. Гармаев
В. Медушевский
Механизм сохранения запечатления до срока
Космизм
Базовый компонент
Литература для самостоятельной работы
1. Гармаев, А. Этапы нравственного развития ребенка : [Лекции] / Свящ. Анатолий Гармаев. – с. Решма (Иван. обл.) : Свет православия, 1998. – 128 с. – (Христианский собеседник; вып. № 43)
2. Медушевский В. Медушевский, В. В. О духовном постижении культуры [Электронный ресурс] / В. В. Медушевский // Духовный собеседник. – 1996. – № 4 (8). – Режим доступа: http://www.ortho-rus/ru/cgi-bin/ns file.cgi
|
|
3. Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии. 1: Часть физиологическая. Часть психологическая. Сознание. Чувствования / К. Д. Ушинский. – М.: УРАО, 2002. – 511с.
4. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М.: Классика- XXI, 2006. – 350с.
[1] Большой российский энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - С. 1153.
[2] Бабанский Ю. К. Избранные труды. – М.: Педагогика ,1989.-С.250.
[3] Там же. С.252.
[4] Гармаев А., свящ., Этапы нравственного развития ребенка. Издание Макариево-Рашемской Обители, Выпуск 43,1998 года. – Режим доступа : http://beseda.mscom.ru/library
[5] Гармаев А., Там же, С.20.
[6] Здесь и далее по тексту мы употребляем данные словосочетания в соответствии с пониманием респондентами Библии как Ветхого Завета, а Евангелия как Нового Завета.
[7] Медушевский В. Медушевский, В. В. О духовном постижении культуры [Электронный ресурс] / В. В. Медушевский // Духовный собеседник. – 1996. – № 4 (8). – Режим доступа: http://www.ortho-rus/ru/cgi-bin/ns file.cgi. С.61
|
|
[8] Медушевский В. Там же.
[9] Медушевский В. О духовном постижении культуры //Духовный собеседник (Журнал Самарской епархии Русской Православной Церкви).1996 №4 (8). С.30 // Цит. по: http://www.ortho-rus/ru/cgi-bin/ns file.cgi .
[10] Медушевский В. Там же. С.64/
[11] Ушинский К. Д. Педагогическая антропология. Т.1. – М.: изд. УРАО, 2002. – С.510.
[12] Медушевский В. Там же. С.84
[13] Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М. : Классика-XXI, 2006. – С.38.
[14] Успенский, Ф. И. История Византийской империи. [Т. 2] : Период III (610–716 гг.). Иконоборческий период (717–867 гг.) / Ф. И. Успенский. – М. : АСТ : Астрель, 2001. – С.303 – 304.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!