В педагогике восприятия музыкально – духовного произведения



 

В этом контексте в более широком плане выступает категория «установки». До сих пор мы говорили об установке как об осознанном принятии решения. Это верно, но возможна и другая сторона. Под установкой можно понимать совокупность духовных ценностей, заложенных в человека окружающей его действительностью, системой воспитания и образования. Какова взаимосвязь этих двух составляющих установки? Что тогда оказывается приоритетным? Думается, что доминанта предшествующего развития является ведущей, т. е. пассивная установка предшествующего развития оказывается решающей по сравнению с активной установкой собственного выбора. Этот выбор, т.е. внешний план по отношению к внутренней сущности, является многоаспектным. В жизни каждого человека имеются такие тонкие сферы переживания, которые нельзя передать словами. Они известны каждому, но у каждого проявляются по-своему. Каждый человек имеет собственный уникальный опыт жизни, который определяет его уникальность восприятия мира. Столь же уникален каждый этап развития общества, и каждый этап отражен в характерных для него средствах музыкальной выразительности, характерном для него музыкальном языке. Современный человек воспринимает музыкальную ткань всех времен и народов с их особенностями и сложностями с точки зрения сегодняшнего дня, с точки зрения его особенностей развития и его особенностей восприятия мира и явлений и духовной, и музыкальной культуры, которыми он обладает на сегодняшний день. 

В России в конце XIX – начале ХХ веков происходил расцвет музыкально-духовной культуры. Именно «припадение» (термин В. Медушевского) светского русского искусства к духовным истокам, к первозданной православной глубине явилось силой, возвысившей русское светское искусство XIX века. «Подлинная установка в творчестве гениев России…духовный реализм»[7]. «Русская музыка совершила непостижимое: не только романтические темы, формы, жанры, элементы музыки, но все накопленное двухтысячелетней западной традиции оказалось в ней до неузнаваемости преображенным, обретшим специфически русское, православное звучание. Ее глубинная форма запечатлела ту дивную, благоуханную свободу, которая рождается только от близости Божией»[8]. По существу, русское музыкальное искусство всегда содержало в себе, по словам В. Медушевского, главные элементы духовного реализма: светозарность и мучительность.

Именно в это время происходило соединение различных пластов в музыкально-духовном творчестве. Это:

- обращение к истокам русской богослужебной музыкальной культуры – знаменному пению,

- высочайшее развитие светской русской музыкальной культуры;

- «светские» композиторы в этот период писали музыкально-духовные произведения, в т.ч. целостные циклы Литургии и Всенощного бдения;

- становление и развитие Московской школы («Нового направления»),

- преемственность традиций Петербургской школы, но в новых исторических условиях.

Это было время «русского ренессанса» или Серебряного века. Данный период в целом отличался прорывом в духовной жизни русской культуры. Получили значительный рассвет искусство, идеалистическая и религиозная философия, общественная деятельность. Именно в эпоху Серебряного века обосновано и развито такое направление как русский космизм, направление, соединившее в себе все наиболее значимое в искусстве, философии и общественной деятельности. Русское музыкально-духовное творчество также было проявлением общего подъема во всех сферах общественной, культурной и, в частности, музыкально-духовной жизни.  

Восприятие любого музыкального произведения и произведения духовной музыки в особенности связано с процессом «сопереживания». Как это «сопереживание» связано с личным переживанием? Во-первых, речь идет о различных терминологических категориях. Сопереживание – это соединение чувств автора и слушателя. Переживание – это личные чувства слушателя. Возможности переживания и сопереживания различны в разных возрастных группах. В нашем исследовании объектом является учебный процесс лиц достаточно зрелого возраста (в среднем, от 20 до25 лет). По словам В. Медушевского, особенностью этого возраста часто является «не слышание совета, закрытие внутреннего слуха на самого себя»[9]. Из этого следует сложность развития «сопереживания», если оно не было развито в ходе предшествующей музыкальной практики. Следовательно, при организации формирующего эксперимента необходимо обратиться к психологии личности и определить критерии отнесения реципиентов к разным по открытости новому опыту группам. Необходима классификация учащихся по комплексу личностных и социальных факторов и соответствующие способы работы с учащимися разных групп. При отсутствии музыкального опыта восприятия духовной музыки на первом этапе обучения целесообразно многократное прослушивание некоего образца, изучение его музыкальной стороны, вербального текста, места в богослужебном процессе, символов и значений, связанных с этим эпизодом как с музыкальной, так и религиозно-духовной сторон. Впоследствии необходимо возвращение к нему в комплексе с другими произведениями, но на более высоком этапе развития слушательского восприятия вплоть до момента максимально полного освоения его слушателями-учащимися. Психические механизмы будут проявляться в процессе самостоятельного выявления освоенных таким образом музыкальных оборотов. Это относится, прежде всего, к возможности восприятия, иконического знака, символа, индекса музыкального произведения и постижению произведения не только с эмоциональной, но и информационно-духовной стороны.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!