Категории «установка», «переживание» и «сопереживание»



Глава 4. О п едагогическом и психологическом подходе

К восприятию произведений духовной музыки

В этой главе Вы:

Ø проанализируете категории «различать» и «совершать выбор» в процессе восприятия музыкального произведения;

Ø узнаете, о механизме сохранения «запечатлений» до срока:

Ø определите значимость категории «установка», «переживание» и «сопереживание» в педагогике восприятия музыкально-духовного произведения;

Ø познакомитесь с понятием «космизм» духовного произведения;

Ø рассмотрите основные дидактические принципы, используемые в педагогике восприятия музыкально – духовных произведений.

 

Толковый                                                    словарь Установка - «предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» ( Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985. – С.369)

 

Толковый                                                    этимологический словарь   Концепция (от лат.conceptio – понимание, система) – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности

 

 

Толковый                                                    словарь   Сопереживание – это соединение чувств автора и слушателя.  

 

Толковый                                                    словарь   «Базовый компонент» музыкально - духовного произведения это онтологическая центральность, т.е. наличие истины, красоты и любви.

 

Категории «различать» и «совершать выбор» в процессе восприятия музыкального произведения

 

Педагогика традиционно понимается как «наука о воспитании и обучении человека»[1], при этом сам термин «воспитание» не однозначен. Можно говорить о воспитании как функции общества передавать новым поколениям опыт и знания, освоенные предшествующими поколениями. Воспитание можно рассматривать и как деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений. Импонирует определение педагогического процесса, данное Ю. Бабанским. «Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания, в его узком специальном смысле»[2]. И далее «Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания – из процесса воспитательных действий, процесса принятия их личностью»[3]. Первое определение является концептуальным определением. Второе – характеризует механизм его осуществления, в нем просматриваются и цель и средства. Музыкальное воспитание подразумевает передачу всей совокупности накопленных мировой культурой музыкальных знаний, опыта и ценностей, главным образом, через специально организованный музыкально-педагогический процесс в учебно-воспитательных учреждениях. Принятие такой позиции не отвергает значимости музыкального воспитания вне системы специальных учебных учреждений: театры, концертные залы, СМИ, аудио-, видео продукция и т.д.

Воспитание всегда строится на основе определенного мировоззрения, целей и ценностей. В Российский закон «Об образовании» в качестве стратегического ориентира положен приоритет «общечеловеческих ценностей». В этом есть положительные стороны: во-первых, декларируется попытка выйти из «замкнутого» пространства и соединиться с мировыми культурными ценностями; во-вторых, само слово «общечеловеческие» предполагает охват всех исторических эпох, начиная с ранних стадий развития цивилизации. К отрицательным сторонам можно отнести то, что в основу образования закладывается любой опыт, кроме исторического опыта Российского образования, основанного на традиционных национальных ценностях, включающих в себя знание основ православной религии и духовной культуры. Знание философских и мировоззренческих теорий необходимо знать для всестороннего и адекватного понимания любых музыкальных произведений. Особенно это важно для понимания произведений отечественной духовной музыки православной традиции, которая изначально была связана с богослужением, соответствующими религиозно-духовными учениями.

Знание основ христианской и, в частности, православной, культуры ни к чему не обязывает, но оно позволяет осознанно воспринимать духовную музыку и как элемент богослужебной практики, и как элемент мировой музыкальной культуры. Знание «Святого Писания» не обязывает человека быть верующим так же, как и глубоко верующим может быть человек даже никогда не видевший Библию. Но если мы ставим вопрос о педагогике восприятия духовной музыки и об адекватности восприятия музыкально-духовных произведений, то нельзя не говорить о необходимости знания основ христианской и основ православной культуры.

Реализация педагогических и психологических подходов к восприятию духовой музыки, должна опираться на закон последовательности впечатлений, рассматриваемый А. Гармаевым применительно к развитию ребенка[4].

Этот закон позволяет ранжировать значимость впечатлений, которые сохраняются практически на протяжении всей жизни.  Можно a priori определить порядок адекватности восприятия отдельных составляющих музыкально-духовного произведения:

- эмоциональная сторона,

- смысловая (сюжетная) линия,

- особенности музыкального тематизма и музыкальной фактуры, темы и их развитие.

Это ранжирование подтвердило, что «существует особый механизм охранения запечатлений до срока»[5], и пока эти сроки не настанут, «запечатленное будет работать как единственный закон действия». Речь идет вот о чем. Если с раннего детства не развито понимание библейских и евангельских сюжетов[6] и слух не привык осмысленному восприятию интонационного строя духовной музыки, то она предстает перед слушателями либо как «просто красивая музыка», либо только как фактор эмоционального воздействия.

В педагогике восприятия произведений духовной музыки производится разграничение между двумя категориями: «различать» и «совершать выбор». Слушатель может интуитивно, не обладая специальными знаниями, различить особенности различных музыкально-духовных произведений, не осознавая при этом символическое, точнее, иконическое отличие. Категория «различия» относится к пассивным инструментам восприятия. Категория «выбор» предполагает активное участие, активное психофизиологическое состояние. Выбор опирается на процесс активного различия между частями единого целого, что в нашей экспериментальной работе означало отбор музыкально-выразительных средств как несущих определенный сакральный смысл, осознанное восприятие отдельных составляющих произведения. Соотношение целого и его частей зависит от постановки задачи. Целым может быть и одно музыкально-духовное произведение, и целостный литургический процесс, и несколько фрагментов произведения. Частью может быть целое произведение в совокупности всего литургического действия и фрагмент произведения по отношению к нему.

На процесс выбора влияет вся предшествующая музыкальная практика. Выбор является тем видом активной деятельности, который не мыслим без активизации воли, а последняя – без резерва душевных сил.

 В процессе восприятия, как и в любом действии - три фазы: начало действия, само действие и его завершение.

Посмотрим на эти этапы в контексте категорий «различие» и «выбор». Какое место занимает каждая из этих категорий в процессе восприятия произведений духовной музыки? Можно предположить, что на первом этапе стоит «различие». Этот первый этап, как правило, происходит подсознательно, интуитивно. Слушатель чувствует, что это произведение относится к жанру духовной музыки. На этом этапе в «работу» включается только его «музыкальный багаж», из которого вычленяется знакомое или незнакомое.

На втором этапе происходит выбор. Это активный, осознанный процесс. Здесь могут по ассоциации проводиться параллели с другими произведениями, другими жанрами, другой обстановкой слушания.

 В качестве третьего, результативного этапа можно считать осознание результата процесса восприятия. Оно может выражаться в чувстве успеха или в чувстве благодарности к произведению и его автору. В последнем случае с большой достоверностью констатируется наличие высокого нравственного уровня самого слушателя. Здесь отсутствует изначально заложенный прагматический подход. Однако осознание процесса восприятия может быть и негативным. Это может быть связано, как с отсутствием желания воспринимать музыкально-духовное произведение, т.е. отсутствием позитивной установки на восприятие, так и недостатками субъективных факторов (плохим психо -физиологическим самочувствием реципиента, плохим исполнением, наличием отвлекающих или раздражающих факторов и т.д.)

Развитое восприятие – это развитое мастерство, а мастерство всегда предполагает доведение до конца, до последнего этапа.

 

 

Категории «установка», «переживание» и «сопереживание»


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!