Концепция В. Медушевского «духовно-нравственного воспитания и образования в школе»



 

Смысл жизни, по Медушевскому, состоит в пробуждении духовной энергии и мужества, не позволяющего переходить моральные границы, не уничтожив себя как существо духовно-нравственное; развал души страшен не только тем, что поражает страну и жизнь в ней, но, главное, тем, что «душа самоценна; она главное содержание жизни»[10]. Выход из сложившейся ситуации, по словам Медушевского, должен быть в почитании и восстановлении традиций: согласие светского и церковного обнаруживается в двух высших достижениях народной культуры: знаменном распеве и протяжной народной песне.

В процессе обучения и воспитания нельзя пользоваться двумя половинами культуры: отдельно светская и отдельно духовная. Поэтому основополагающий принцип воспитания и особенно музыкального – это целостность культуры. Каждая составляющая музыкальной культуры выполняет определенные образовательные и воспитательные функции, но главное – это наличие их общей смысловой структуры, приводящей к познанию истины. Известны слова Ушинского: «Христианский Бог – сама истина. Пусть воспитатель заботится только о том, чтобы не давать детям ничего, кроме истины »[11] (Курсив К. Д. Ушинского). Особая роль в процессе воспитания культуры восприятия должна принадлежать музыкальному искусству, главные специфические свойства которого проистекают от интонации. Интонация, по словам В. Медушевского, вбирает в себя все энергии веры и безверия, святого вдохновения или безразличия и циничности.

В. Медушевский различает следующие основные стилевые направления:

1. Эпохальные стили: барокко, классицизм, романтизм, западный реализм, духовный реализм;

2. Национальные стили;

3. Индивидуальные стили.

Обратим внимание, что духовный реализм В. Медушевский включает в эпохальные жанры.

Процесс освоения каждого из них предусматривается:

Изучение природы духовного жанра музыки и причин, обусловливающих ее развитие.

Анализ музыкальной формы духовного произведения и его составляющих.

Анализ уровня восприятия. Смысл этого этапа: понять произведение и его составляющие в контексте общепедагогической концепции педагогики восприятия.

Практика показала большую сложность при проведении занятий по восприятию духовной музыки в большой группе (имеется в виду студенческая группа 25-30 человек). В такой группе, респонденты имеют разный базовый уровень подготовки и различный интонационный запас, по-разному реагируют на одно и то же содержание духовного произведения. Целесообразна работа с небольшими группами, разделенными по их особенностям довузовской подготовки и восприятия духовной музыки.

В условиях высшей школы возможно использование только общих основ концепции музыкального духовного образования, предложенной В. Медушевским. При определении содержания образования В. Медушевский предлагает использовать «базовый компонент». Главным критерием отбора базовых знаний (произведений) является их «онтологическая центральность», мера наличия в них истины, красоты и любви. Вторым критерием является системность знаний как «отблеск онтологической стройности бытия»[12]. С необходимостью использования «базового компонента» нельзя не согласиться. В «базовый компонент» включаются произведения, обладающие не только специфически музыкальными особенностями, но и информационно-духовными. Если духовно-музыкальные произведения, созданные европейскими композиторами, в большинстве случаев входят в сферу рассмотрения музыкально-исторических дисциплин, что делает их, в принципе, более доступными восприятию, наряду со светскими произведениями этих композиторов, то музыкально-духовные произведения отечественных композиторов в силу целого ряда причин зачастую остаются вне сферы традиционных музыкально-исторических курсов. В результате огромный пласт отечественной музыкальной и духовной культуры оказывается либо вовсе невостребованным, либо понятым более чем поверхностно. Восприятие музыкально-духовных произведений, является творческим актом, направленным не только на музыкальную сторону произведений, но в большей степени, чем в произведениях светских, направлено на восприятие информационно-духовной составляющей этой музыки.

Основными этапами занятий по развитию восприятия духовной музыки, формированию его адекватности могут быть:

Мировоззренческий и методологический уровень: направленность, архитектоника, т.е. сочетание частей в едином целом, понятие традиции, понятие о единстве двух составляющих культуры.

Изучение истории духовной музыки (и истории христианской культуры). Определение видов связи между светским и церковным искусством: сущностные, исторические, жанровые и др.

Изучение особенностей отечественных музыкально-духовных произведений православной традиции, связь с богослужебным процессом, религиозно-духовными учениями и современными мировоззренческими концепциями.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!