Мифы и правда о старообрядцах



-Порой к нам в Кулигу приезжают люди с такими стереотипами о старообрядчестве: вплоть до самосожжения, жизни в землянках и так далее, - сетует Алексей Некрасов. - Фильмов насмотрятся и думают, что здесь так же…

На самом деле кулигинские старообрядцы живут вполне обычной сельской жизнью, в которую давно вошли современные технологии и другие достижения цивилизации.

-Здравомыслие побеждает запреты, - говорит директор музея. -В былые времена старообрядцы, например, не садили и не ели картошку, потому что картошка «поганая» пришла через Петра Первого, устроившего гонения на раскольников, рубившего бороды… Даже сегодня у истока Камы земля в некоторых местах иногда немного проваливается, потому что там раньше стояли репные ямы, - в Кулиге заготавливали не картошку, а репу. Сегодня же картошку садят даже соборные старообрядцы, наиболее строго соблюдающие устав. Но ещё лет 35 назад наши соборные старообрядцы и соль, купленную в магазине, сначала прокаливали на плите с молитвой, а только потом употребляли. Воду старались брать из ключа, вода из водопровода считалась поганой. Колодцы охранялись и очищались с молитвами.

-А интернетом, технологиями в общине пользуются?

- Относительно недавно было время, когда даже транспорт некоторые старообрядцы считали бесовским. Рядом с нами в Пермском крае живут старообрядцы (максимовцы) более жёсткие в своём уставе. И ещё в 80-е годы прошлого века приходилось встречать там некоторых соборных бабушек, которые принципиально не садились на транспорт. Едешь по сельской дороге, говоришь: «Бабушка, садитесь, подвезу!» Она добродушно найдёт массу аргументов, чтобы отказаться. У наших кулигинских старообрядцев (дёминцев) всегда был более гибкий устав по поводу многочисленных запретов. Они говорили: всё от Бога, значит, и транспорт тоже от Бога, а уже от человека зависит на грех или не на грех его обращать.

Сейчас в Кулиге даже у крепких соборных есть телевизоры. Они без проблем общаются с внуками по скайпу илиWhatsApp. Другой разговор, чтов интернете и гаджетах они не зависают, потому что интересы другие. Говор, менталитет, взгляды у них до сих пор старинные, как у старорусских крестьян.

Кстати, некоторые наши старожилы говорят: и слава Богу, что в Кулигу нет хорошей дороги, зато никакая зараза к нам не пройдёт. Наученные горьким опытом поколений, они знают, что все беды так или иначе приходят из цивилизации, которая заманивает своей комфортностью, удобствами, но отбирает главное в человеке - стержень. Старообрядцы хотят жить пусть не так роскошно, внешне богато, но зато внутренне более чисто, свободно и нравственно.

Две церкви

Интересно, что в старообрядческой Кулиге практически с момента её основания появилась и официальная православная церковь. Первое упоминание Кулиги как села относится к 1837 году, и в этом же году здесь был открыт приход Русской православной церкви. А всего через год был построен первый храм - Христорождественский. Церковь боролась за души кержаков.

-Традиция православная в Кулиге древняя, два года назад мы отмечали 180-летие прихода, - рассказывает протоиерей отец Сергий Миронов. - В последние 100 лет здесь наблюдается большое движение народа: православные русские, православные удмурты, старообрядцы создают семьи друг с другом, поэтому многие старообрядцы и к нам в храм приходят молиться.

Кстати, Русская православная церковь еще в 1971 году на третьем поместном соборе объявила старые обряды равно честными и равно спасительными.

- Никаких конфликтов на религиозной почве в Кулиге никогда не было, - говорит Алексей Некрасов. - И до сих пор здесь в дружбе, взаимоуважении живут и старообрядцы, и прихожане Русской православной церкви.Вообще ведь вера-то у всех одна - православная.

Мы и сами убедились во взаимопроникновении религиозных течений в семьях Кулиги. В местном гостином доме «У истока» спросили у повара: какой веры придерживаются в её семье

Женщина ответила следующее: «Мама моя посещает молебны старообрядцев. Я иногда захожу в православную церковь. Стану старше, тоже наверное к старообрядцам буду ходить».

Интересно, что в ближайшем будущем в Кулиге появятся и новая православная церковь (сейчас в селе функционирует лишь молитвенный дом), и впервые - церковь старообрядцев (до сих пор - уже две сотни лет - община здесь молится по домам).

Православную церковь в честь святого Александра Свирского строят прямо у истока Камы - места паломничества туристов. Здесь уже готов деревянный сруб.

- Начали в 2016 году и потихонечку строим, - рассказывает отец Сергий. - Сруб возвели в прошлом году, в этом году двери поставили, окна заказали. Пола пока нет, иконостас надо строить, так что работы впереди много. По проекту, здесь, кроме церкви, должна появиться купальня на источнике, чтобы человек приехал и не только исток реки повидал, но и в Каме мог искупаться.

Гонения на кержаков давно ушли в прошлое. Тайно молиться по домам нет причин. Старообрядцы Кулиги впервые в истории села решили открыть Древле-православный храм. Для него члены общины уже выкупили здание старой аптеки, и сейчас ведётся сбор средств для открытия храма. По предварительному соглашению, он будет открыт для всех христиан-мирян.

А значит, недалёк тот день, когда приехавшие на исток Камы туристы смогут прикоснуться и к истокам православной веры, побывав в храме старообрядцев-беспоповцев.


С 2003 года в Кулиге проводится фестиваль русской старообрядческой культуры «ИСТОКИ КАкиеМЫ?» В его программе: концерт с участием творческих старообрядческих коллективов, ярмарка ремёсел, конкурсы на самую красивую бороду и самую длинную косу, спортивные состязания и народные игры, дегустация традиционных блюд и напитков старообрядцев.

Автор: Татьяна Снегирёва

https://izvestiaur.ru/society/177

    

 

               Алексей Николаевич Некрасов

 

              

 

Каждый экспонат в руках (правильнее – в речах) Алексея Николаевича начинает жить и повествовать отдельной историей. Закачаешься! Одежда старообрядцев. Что, вроде бы, удивительного? Удивительно в простоте. Сейчас поймёте.

Зимняя одежда, утеплённая ватой или овчиной – ЧЕЖАЛКО. Созвучно ТЯЖЕЛО, местный диалект старообрядцев – чеж(е)ало=тяжело), потому что тяжёлая, поэтому чежалко!

Демисезонная одежда – ПОНИТОК. Изготовлена из НИТЕЙ льна, потому и пониток!

            

А питиё правильно готовить? Брагу наводить? Сегодняшним языком бы сказали: «По часовой стрелке размешивай! Против часовой – нельзя!». Раньше, помешивая, приговаривали: «ПОСОЛОНЬ» — по солнцу, значит. Если против – мужики разругаются, выпив. Вот так-то!

Больше всего удивил предмет, который мы сходу назвали обычным помазком. Таким и сегодня многие пользуются во время бритья. То, что предмет тот из щетины кабана, так понятно, из чего ещё старообрядцы сделают помазок. Но не зря я сейчас старообрядцев упомянул. И Алексей Николаевич, хитро сощурив глаз, спросил: «Для чего использовали сей предмет? Старообрядцы НЕ БРИЛИСЬ!»

Честно скажем, у нас «замкнуло». Была, конечно, мысль, но уж очень неправдоподобной казалась.

   И на тебе! В самом деле, ШЕТЬ – это аналог массажёра для головы «мурашка», или современной «расчёски-массажки»!

 

                              

На суррогатный хлеб долго смотрели, без всякой виртуальности ощущая во рту опилки. Столь неприглядно они выглядывали, напоминая кусок ДСП.

Правда, позволю немного не согласиться с составом: не ЛУТОХУ, скорее всего, мололи, а ЛУБ – внутреннюю сторону коры липы. Свежеснятый луб с молодых деревьев сочный и в измельчённом виде вполне пригоден для пищи (если уж так ставить вопрос).

И ещё , заинтересовали зёрна ПОЛБЫ. Помните у А.С.Пушкина: «… в год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу…».

Полба – это двузернянковидная пшеница. Сегодня эта культура экзотическая. В своё время её вытеснил … рис.

 

     

 

   

Цветная фотография крестьянки, мнущей лён. Год, что написан, верный. Именно 1910 год! Кто цветное фото придумал? Русский человек — Сергей Михайлович Прокудин- Горский! Снимок сделан рядом, в Пермской губернии. Музейная мялка для льна недаром постаментом для фотографии – один в один экземпляры, что в музее, что на фотографии.

 

            

 

Был и Кулигинский район– 1935-1956 гг. . Со всеми атрибутами и сохранившимся зданием Дома пионеров – бывшего Райфинотдела..

 

            

 

Адрес: Кезский район, село Кулига, ул.Советская 45 а
Телефон: 8341 58 3-32-66, 3-10-38

http://istochnic.org/index.php/muzei/item/400-kuzebaj-gerd-proshloe-i-nastoyashchee

     

 

 

         

             

 

 

 

 

 

     

                       

 

  

           

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!