Старообрядцы в Красногорском районе Удмуртии



В Красногорском районе еще 60 лет назад можно было увидеть деревни, где жили Русские – православные, староверы – кержаки, староверы поповцы, безпоповцы, и чисто Удмуртские деревни, где жили северные вотяки.

Вотяки охотилось и занималось рыболовством.
Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность.

Жилища Вотяков разделяются на летние и зимние. Предание говорит, что еще не так давно они жили в лесных шалашах. Летнее жилище — куа или куало; это легкая постройка из тонких бревен, без окон, пола, потолка и печи, с дырявой крышей из драни. Такую постройку можно встретить в любом вотяцком дворе, который еще не вполне обрусел или отатарился. Эта куа имеет значение не только жилья, но и храма. В ней, по верованиям Вотяков обитает воршуд (домовое божество); в ней приносятся жертвы и молитвы. Сосновские Вотяки говорили Верещагину, что их предки жили в юртах, вроде шалашей и землянок из липовых лубьев и хвороста. Первоначальным зимним жилищем служила выкопанная в земле яма, накрытая кровлей, которая с течением времени заменилась " коркой" (на вотском наречии слово кер означает бревно, а керны — рубить) — это курная изба с глинобитной печкой и волоковыми окнами. В самых глухих лесах Красногорского района еще 60 лет назад можно было увидеть в Удмуртской деревне, когда рядом с рубленым домом стоял «чум».

С детства я изучал быт и культуру деревенской и сельской жизни, когда ездил с отцом, который работал секретарем райкома партии и ездил по работе по всем населенным пунктам Красногорского района.

 С точки зрения этнографии одной из главных особенностей Красногорского района является проживание здесь большого количества русских – старообрядцев по происхождению. Как известно, старообрядчество - самостоятельное направление в христианской религии. Подвергнувшись гонениям в XVII-XVIII веках, представители этого направления массово переселялись из центра России в глухие отдаленные регионы страны, в том числе и на территории, где исторически проживали удмурты, в том числе в Вятском крае.

К старообрядчеству присоединялись и те, кто издавна жили здесь. По сведениям губернского статистического комитета численность старообрядцев к концу XIX века возросла почти в три раза по сравнению с началом 60–х годов: на 1900 год их в губернии насчитывалось 104523 человека, а вместе с единоверцами – 113322, в том числе на территории уездов, из которых сложилась нынешняя Удмуртия, - соответственно 68422 человек и 74719. (“Энциклопедия «Удмуртия»).

Интересно, что в число старообрядцев вошли и многие удмурты: по данным 1911 года таких оказалось 3700 человек. На территории Красногорского района, в прошлом Глазовского уезда, старообрядцы появились, очевидно, в середине-конце 18-го века. В 1838 году по церковным отчетам в Святогорском приходе насчитывалось 762 «раскольника», то есть старообрядцев, не подчиняющихся православной церкви. Из них 632 человека относились к старообрядцам-филипповцам «поморского» толка – беспоповцам, остальные 130 – поповцы. К сожалению, на эту дату нет сведений по Курьинской волости.

Старообрядцы были представителями нескольких «толков» и «согласий», из которых наиболее массовыми стали «поповцы» - представители Белокриницкой иерархии (так называемые «австрийцы», поскольку их идейный центр находился в границах Австро-Венгрии) и «беспоповцы» - представители Древлеправославной (Поморской) церкви. По мнению исследователя Анны Муиной (сайт «Лествица») появление беспоповцев-филипповцев (от имени основателя этого направления – старца Филиппа Васильева) в Глазовском уезде Вятской губернии относится к первой половине XVIII века и связано с приездом старообрядцев из северного Поморья и с Южной Вятки.

Центральными считались приходы сел Святогорье (Красногорское), Архангельское, Старые Зятцы, где в 49 селениях филипповцев до революции насчитывалось 4024 человека. К этому согласию в то время принадлежали жители деревни Багыр и ряда других деревень Святогорской волости Глазовского уезда. По легендам, даже своим возникновением Святогорье обязано тому, что старообрядцы деревни Чурино, ныне исчезнувшей, а тогда считавшейся волостным центром, всячески противились строительству тут официальной православной церкви. И поэтому предложили властям более достойное место – нынешнее Красногорье, на месте которого якобы жил святой отшельник, и подбросили туда «старинный» крест. Власти поверили и построили на этом красивом месте храм. Однако жизнь в итоге повернулась так, что деревня Чурино исчезла с лица земли, а Святогорье стало большим селом. Вот как изменялась численность старообрядцев в приходе Святогорской церкви: 1845 год – 710 поморцев и 269 поповцев, 1851 год – 768 и 291, 1862 год – 998 и 140, 1875 год – 1657 и 16, 1888 год – 2327 и 26, 1902 год – 1691 человек «поморцев».

Однако к тому времени из прихода Святогорской церкви выделили самостоятельные приходы в Архангельском и Васильевском, поэтому для точности необходимо найти статистику по ним. Очевидно, новые приходы были тоже с достаточно большой долей старообрядцев. По Святогорской церкви этот показатель с 1838 года составлял около 20 процентов от численности населения в приходе, а в 1888 году поднялся даже до 31 процента. Тогда старообрядцев в сумме было больше, чем даже русских православных.

Солидное количество старообрядцев было и в Курьинской волости, где перед революцией проживало 10 тысяч человек, только русские. Однако среди них немалое количество людей под давлением властей перешли в «единоверие». Оно учреждено царским Указом 1800 года. Это направление занимало середину между старообрядчеством и господствующей Церковью, которая стремилась вербовать староверов.

Суть единоверия – в создании переходной ступени от старообрядчества к единой вере с новообрядцами. Для этого казной были возведены храмы в Ижевске (1842 год), Сарапуле (1848 год), в с. Перевозное (1870 год), Воткинске (1895 год), селе Осипинцы (1904 год). Причем в Осипинцах на деньги знаменитых вятских купцов-судовладельцев Тырышкиных - уже после смерти основателя этой династии Якова Фомича, известного своей благотворительностью и строительством нескольких храмов, больниц. В 1905 году после выхода указа Николая II о веротерпимости власти прекратили борьбу со старообрядчеством. Так староверы и жили со своими обычаями и традициями, пока на них не обрушилась антирелигиозная политика советской власти.

В населенных пунктах Курьинской стороны в советские годы главным центром старообрядчества была деревня Тарасенки, где существовал молитвенный дом, жил священник и тут же находилось кладбище. Здесь позвольте отойти от чисто религиозного аспекта жизни староверов, а коснуться их социально-экономического положения и достижений. Возьмем для примера этого же Якова Фомича, родившегося по данным Вятской энциклопедии в деревне Полом ныне Кирово-Чепецкого района (интересное совпадение - Полом есть и недалеко от Курьи). Почему он согласился пожертвовать деньги на храм в небольшой деревушке вдали от Вятки, сейчас трудно сказать. Однако Тырышкин был типичным представителем старообрядцев – грамотных, инициативных людей, своим трудом сколотивших в годы экономического подъема России солидный капитал. Начинал в юности простым перевозчиком грузов, но уже к тридцати годам стал купцом второй гильдии, затем – первой, крупнейшим судовладельцем на Вятке. Вот такими инициативными, умелыми, настойчивыми были и многие представители старообрядцев Вятской губернии, в том числе проживавшие в Глазовском уезде и в нашей Святогорской волости.

По воспоминаниям старожилов, именно курьинская сторона в своих экономических связях была ориентирована на соседние вятские села и деревни. Здесь жили люди, владевшие разными ремеслами, что их выручало, поскольку плодородие земли тут не обеспечивало высоких урожаев. Жили не богато, но и не бедно. Типичные середняки – основные жители российской деревни.

В первый послереволюционный год жители Святогорской волости подняли восстание против большевиков, вызванное изъятием у крестьянства хлеба и другими перегибами новой власти. Восстание было жестоко подавлено, после чего проведен суд над оставшимися в живых мятежниками и шестеро из них расстреляны, в том числе двое граждан по фамилии Сиговы (Сиковы в документах той поры), из чего можно предполагать, что это были староверы из Быгыра.

 В послереволюционные годы жители Багыра, который был центром старообрядческой религии, вновь попали под репрессии. В 1931 году власти арестовали 34 человека, в том числе одну женщину, «за связь со старообрядцами-поморцами». После суда несколько 70-летних стариков было приговорены к расстрелу, остальные получили различные сроки заключения и ссылки.

Еще интересный криминальный случай с жителями Архангельского, Прохорово, Баранов произошел в 1939 году. Тогда один из них организовал фиктивную сдачу хлеба в счет обязательных поставок по налогам – такие налоги были слишком разорительны. В это дело вовлекли 98(!) человек. После разоблачения 24 человека приговорили к расстрелу, других участников фиктивных хлебопоставок - к различным срокам заключения, хотя по законам того времени им полагалось максимум пятилетнее наказание.

По мере борьбы властей за атеизм и с пережитками прошлого, религия стала отходить на второй план в жизни людей. И это затронуло сразу несколько поколений святогорцев-красногорцев. За последние десятилетия ХХ века и по сей день наблюдается тенденция к спаду религиозной активности старообрядчества. Этот спад нашел свое выражение в снижении посещаемости верующими молитвенных собраний, уменьшении числа совершаемых обрядов. А в более широком понимании - отходе современных старообрядцев от обычаев прежних поколений и утрате самобытности и культурных традиций, растворение в общей массе людей русской национальности.

В данном отношении надо приветствовать создание центров русской культуры в Курьинском и Барановском СДК, где проводится немалая работа по сохранению традиций старообрядцев, их фольклора, обычаев. Творческие коллективы этих СДК участвуют в республиканских мероприятиях общества русской культуры. Например, побывали на всероссийском фестивале старообрядцев, проводившемся в Кулиге в 2006 году.

Старообрядчество как религиозное направление в целом переживает в настоящее время состояние кризиса. Среди верующих основную массу составляют пожилые люди, в своем абсолютном большинстве – женщины.

В Красногорском наиболее активна община молитвенного дома старообрядцев Древлеправославной (поморской) церкви. Его посещают до ста человек, жители села и деревни Багыр. В 2007 году делегация из троих человек побывала на заседании Совета Древлеправославной церкви в Петербурге. Также действует молитвенный дом этой церкви, но другого согласия – поповцы – в селе Курья. На тему старообрядчества в последние годы написано два диплома, которые защитили Юлия Шулятьева (УдГУ) и Наталья Иванова (Глазовский пединститут), которых можно считать главными специалистами по этой теме в Красногорском районе. Их дипломы использованы для подготовки данной статьи.

https://www.liveinternet.ru/users/4514995/post324059236

https://www.bestreferat.ru/referat-92391.html

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/02

         


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!