Исток Камы, Кездурский водопад и музей старообрядческой культуры в Кулиге



 

  

КЕЗДУРСКИЙ ВОДОПАД

Читайте на WWW.IZH.KP.RU: https://www.izh.kp.ru/daily/2171204/4316403/

В XVII веке, скрываясь от гонений официальной церкви, охваченной реформами патриарха Никона, жители Нижегородской губернии с реки Керженец (отсюда название - кержаки) бежали в глухие заволжские леса. Большинство их продвинулось дальше на восток, но часть осела в северных районах современной Удмуртии (Кулига, Карсовай). Старообрядцы жили очень замкнуто, сторонясь общения с местным населением, с официальными властями. Наверное, поэтому им удалось сохранить древнюю самобытность, культуру.

Здешние жители - беспоповцы. Каждый раз они проводят молебны в разных домах, при этом хозяин приглашает земляков пройти в избу поясным поклоном. Службы совершаются при свечах, так как электричество по мнению староверов - плод дьявольской выдумки.

Кулигинские староверы делятся на «мирских» и «соборных». В собор (так называется объединение молящихся) не так-то просто вступить. При вступлении в собор каждый из них получает свою ложку и чашу размером с пиалу, из которой питается всю последующую жизнь. И никто, кроме него, не имеет права прикасаться к ним.

Отличительной чертой староверов является соборность, получившая начало в первый век христианства. Ни одно направление христианства не сохранило ее. Староверы, несмотря на наличие руководителей, все проблемы по-прежнему обсуждают соборно.

Назначенное общиной духовное лицо (духовник) читает на общих сборах древние дониконианские книги. Молятся в старинной одежде - в сшитых своими руками дубасах-сарафанах черного, синего или коричневого цвета (старушки) и зипунах темного цвета (мужчины), символизирующего отречение от мира. Нельзя в "котах", резиновых сапогах, лучше в лаптях, носках, допустимо в валенках.

Крестики различаются на мужские и женские. Женские восьмиконечные.

Иконы отлиты подпольно из подручного материала, чаще меди.
Отношение к ним бережное: нельзя трогать голыми руками, даже соборные их берут с молитвой. Одна из таких икон стоит в Кулигинском краеведческом музее.

Староверы по-прежнему уверены, что все современное - греховно. Одна здешняя бабулька даже отказалась от пенсии. Есть люди, которые никогда не смотрели телевизор, не выпили ни одной рюмки водки и не съели ни одной картошки - все это появилось вместе с "новой верой". Алкоголь не употребляют, если не считать томлёнки - бражки, сделанной без дрожжей и сахара. Здесь запросто можно встретить людей, носящих ныне редкие имена: Фотиния или Прокл, Ефросиния или Евлампий.

А говор здесь такой, что заслушаешься. Новгородские корни тех, кто бежал когда-то в глухомань от церковной реформы патриарха Никона.

И по-прежнему праздного любопытства здесь не любят, пустой болтовни не переносят. Сначала присмотрятся, что вы за человек, попытают, а душу не каждому откроют. Северная сдержанность издавна стала своеобразной защитой. Может, потому и во власть староверы никогда не лезли – грех, а отговаривались неграмотностью, хотя почти все читали в каждой семье.
Сохранению древнего мира и благочестия долгое время способствовали отдаленность села и плохие дороги.

Даже нынче дорогу до Кулиги до сих пор не заасфальтировали. *спецом :)

Впервые починок казенный Кулигинский упоминается в «Ведомостях о селениях Вятской губернии» в 1802г. Он состоял из четырех дворов, в которых жили всего пятьдесят человек.

При Кулигинской школе был создан музей старообрядческой культуры. Экспонаты собрала с помощью учеников учительница Екатерина Артемьевна Гавшина (потомственный старовер, краевед-историк).

Это уникальное собрание предметов средневекового русского быта. Здесь собраны вещи, которые поведают много интересного и о быте староверов, и о разных периодах в истории нашей страны. Бережно хранятся в музее старинные предметы, без которых предки современных кулигинцев не могли бы прожить.

Примечательно, что всеми этими корчагами, крынками в селе до сих пор с удовольствием пользуются, не говоря уже об ухватах и горшках, ведь во многих домах по-прежнему стоят глинобитные печи. Посетить музей приезжают этнографы, историки и фольклористы не только из Москвы и Ленинграда, но и из дальнего зарубежья.

В начале ХХ века в Кулиге жило четыре тысячи старообрядцев. А теперь на весь Кезский район осталось три тысячи. Но всё равно сегодня здесь, по сути, крупнейший центр старообрядчества, где регулярно проходит межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры «Истоки Камы», собирающий многочисленных гостей и участников. На праздник местные жители достают из бабушкиных сундуков старинные костюмы, настоящие русские самотканые сарафаны, некоторым из них уже по два века.

В селе Кулига старина еще не так сильно бросается в глаза, для этого надо с любопытством на мир взглянуть, с людьми поговорить. Явная патриархальность исчезла еще в те годы, когда Кулига была районным центром. Видели в этом статусе и свои плюсы, и свои минусы. Зато в деревнях, раскиданных вокруг, даже названия слух радуют: Доронята, Миронята, Мазаи, Орешата, Юклята, Жернаково… Увы, не все из них сохранились. Да и от самого названия села Кулига древностью веет. Городские жители, поди, и не подозревают, что кулигой называли небольшой покос или пашню в лесу. С удмуртского же языка название переводится как "выжженная среди леса поляна, расчищенная для вспашки".

 

https://vk.com/wall-15297857_7782
Кулига. У истоков Камы и веры

№102(4979) | 12 сентября 2019

·

Село Кулига Кезского района Удмуртии, хотя добираться к нему из райцентра приходится по грунтовой дороге, издавна привлекает и научные экспедиции, и группы туристов. Сюда едут посмотреть на исток великой реки Камы и прикоснуться к духовным истокам. Более двух веков назад Кулигу основали семьи русских старообрядцев-беспоповцев. Старообрядческая община крепка здесь и сегодня.

Откуда пришли старообрядцы?

Как известно, старообрядчество появилось в России в XVII веке, когда церковная реформа патриарха Никона расколола православных на две части: тех, кто принял новый церковный устав, и тех, кто остался верен старому. Как и когда появились русские старообрядцы на севере Удмуртии? Об этом рассказывает гостям села директор кулигинского краеведческого музея «Истоки» Алексей Некрасов:

-Русские старообрядцы приходили сюда жить как минимум с конца XVIII века, весь XIXвек и даже в началеXXсразу из нескольких регионов. Из-под Нижнего Новгорода, где после раскола церкви на реке Керженец было множество старообрядческих скитов. Именно по названию этой реки старообрядцев из этого региона и прозвали кержаками, а позже уже и большинство без учёта того, откуда они пришли,- если старообрядец-беспоповец, значит, кержак. Второй крупнейший регион, откуда к нам приходили старообрядцы - это современная Карелия, где был расположен старообрядческий Даниловский монастырь.Поэтому местные старообрядцы обозначались как даниловцы поморского согласия.Также сюда шли старообрядцы - поморы из Архангельска. Из-за того что здесь поселились семьи из разных мест, диапазон традиций, бытового уклада, языковых особенностей у них огромнейший. К примеру, и сегодня кулигинские старообрядцы могут по-разному называть предметы быта. Это зачастую ставит в тупик исследователей.

Старообрядцы начали уходить с северо-запада и центра России на Урал и в Сибирь, когда государство развернуло жёсткую борьбу с раскольниками, уничтожение их скитов.

-Старообрядцы шли на восток по труднодоступным местам, оседая постепенно в глухих лесах,в том числе и в Верхокамье (Кезском районе Удмуртии и соседних районах Пермского края), - продолжает свой рассказ Алексей Некрасов. -Сегодня леса у нас в округе почти не осталось, а раньше здесь действительно были глухие леса, и некоторые деревья достигали в диаметре 1,6 метра. Раскольники мирно уходили жить в леса, чтобы их никто не нашёл, с целью минимизации контактов с внешним миром и сохранения своей веры. Старинным русским словом «кулиги»у нас в те времена обозначали некую новь, место далеко в лесу, освобождённое от деревьев для устройства домов и пашень.

К началу ХХ века в Кулиге и округе проживало более 4000 русских крестьян-раскольников. Сейчас же в муниципальном образовании «Кулигинское» живут всего 1200 человек, а в самой Кулиге - чуть более 800. И, конечно, сегодня уже далеко не все жители села причисляют себя к старообрядцам или носителям их культуры.

Поморцы в Удмуртии

В старообрядстве более 200 разных течений. Кулига исторически была заселена беспоповцами-даниловцами поморского толка.

-Наши старообрядцы молятся по домам.Церкви, как храма,у них нет, священноначалия нет,- рассказывает Алексей Некрасов. - Но есть собор - это ядро общины, внутри которого выбирается духовник - главный в общине человек. Если нет мужчины, то старообрядцы выбирают духовницу. Также в соборе выбирается уставщик или уставщица, которые строго смотрят за соблюдением устава, разработанного внутри собора. Кроме того, выбирают начётчицу или начётчика, хорошо разбирающихся в религиозных текстах.Сегодня соборные старообрядцы в Кулиге - это немногочисленная группа до 20 человек, которые придерживаются очень жёсткого для современного человека устава, чтобы выполнять его, нужно, по-моему, обладать настоящим героизмом.

Местная община старообрядцев-беспоповцев поморского согласия принадлежит к Централизованной религиозной организации Древнеправославная поморская церковь (центр в Москве) и официально учтена в Минюсте.

Директор музея показывает нам фотографию мужчины с окладистой бородой - это духовный руководитель местной общины Иван Селезнев.

-У нас достижение - сам духовник местных старообрядцев Иван Евдокимович Селезнев дал согласие показывать его фото приезжим, которым интересна культура старообрядцев, - делится Некрасов. - В ряду многочисленных традиционных запретов старообрядцев есть и запрет на фотосъёмку людей, хотя сегодня он сходит на нет. Как у нас говорят: скотину фотографировать можно, дом можно, а себя показывать - нет, грех. В былые времена у нас некоторые бабушки, «чуя-де смерть», даже ходили по подругам, собирали и сжигали фото, где они хотя бы мельком попали в кадр. Делают это, «чтобы умереть чистО».

Почему жекулигинский духовник недавно дал наконец согласие на обнародование своей фотографии?В последние годы наблюдается тенденция к открытости кержаков, которой раньше не было. Да и бесполезно сопротивляться сегодняшним реалиям, когда у каждого, включая детей, в руках телефон с фотокамерой, объясняет директор музея. Каждого из нас могут сфотографировать в любом ракурсе и опубликовать в интернете, а мы и знать об этом не будем. К духовнику приезжают в гости дети, внуки, фотографируют его, выкладывают снимки на свои страницы в соцсетях. Так что технический прогресс тоже вносит поправки в строгий устав старообрядцев. Новшества очень осторожно, но принимаются. Хотя в жизни старообрядцев всегда остаётся часть потаённая, закрытая, не для сторонних глаз.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!