Лекция 5. Содержание, формы и методы поликультурного образования



       План.

1. Построение содержания поликультурного образования.

  1. Формы и методы поликультурного образования.
  2. Школа диалога культур (ШДК) как концепция целостного школьного образования.

 

                                                                     Введение

В научной литературе обоснованы требования к отбору и построению содержания поликультурного образования. Каково содержание поликультурного образования? Каковы формы и методы поликультурного образования? На эти вопросы даст ответы сегодняшняя лекция.

 

                                                                 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

       1.Построение содержания поликультурного образования основывается на общедидактической теории четырехкомпонентного состава общего образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Исходя из этой теории, строится четырехкомпонентная структура содержания поликультурного образования:

       - развитие социокультурной идентификации учащегося как условие понимания и вхождения в поликультурную среду;

       - овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира; --воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур;

       - формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира.

   В научной литературе обоснованы требования к отбору и построению содержания поликультурного образования: учет культурно-этнических характеристик учащихся, механизмов формирования их социокультурной идентичности, мотивационной и ценностной основ их поведения, социокультурных особенностей региона, эмоционально-значимого для учащихся содержания. Поэтому при отборе содержания важно учитывать следующее.

    Во-первых, большое значение имеет социокультурное окружение учащихся, которое проявляется в этническом и конфессиональном составе, установках и предубеждениях, господствующих в окружении; индивидуальных интересах школьников к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп. Во-вторых, существенную роль играют этнические, социально-экономические особенности региона (причины компактного проживания этносов, ведущие формы их хозяйственной деятельности). В-третьих, современной особенностью является изменяющаяся социокультурная ситуация в регионе, стране, мире: это процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп, развитие конфликтов и их причины, культурная экспансия и формирование национализма. В-четвёртых, необходимо иметь в виду методологические, методические и личностные возможности как отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива образовательного учреждения.

   Содержание поликультурного образования может быть реализовано через модули, которые включаются в различные учебные дисциплины, начиная с начальной школы, где возможно модульное изучение тем этнографического плана (особенности национальной кухни, одежды, жилища и т.д.). В основной средней школе тематика модулей усложняется: особенности этнического этикета, искусства, поведения, быта, традиций, обычаев, верований, влияния достижений отдельных этнических культур на мировую цивилизацию и т.д. В старших классах полной средней школы содержание поликультурного образования формируется не только из отдельных модулей, но и специальных курсов в рамках социальных дисциплин, направленных на изучение особенностей поликультурных обществ и интеграционных процессов современной цивилизации.

2.В поликультурной образовательной деятельности доминируют формы, ставящие ученика в положение субъекта образования, добывающего и осмысливающего знания в классе, малых группах, индивидуальной творческой работе за пределами школы.

   Предпочтение отдается формам учебной деятельности, обеспечивающим не только проявление или актуализацию личностных смыслов, но и возможность организации работы с ними. Учитель должен опираться на обратную связь в работе с учащимися, которая может быть организована через диалоговые формы работы - семинары, конференции, коллоквиумы, пресс-конференции и т.д. Практические формы деятельности также обеспечивают «проявление» смыслов учащихся (ролевые игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты и т.д.), что может стать основой для организации диалога. Одно из главных требований при этом - использование образовательных возможностей социальной среды, создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоционально-нравственную напряженность.

   Согласно целям и задачам поликультурной образовательной деятельности все многообразие методов можно свести к четырем группам:

       • методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания;

       • методы получения новых знаний и практических умений и навыков;

       • рефлексивные методы;

       • методы моделирования, проектирования и перепроектирования деятельности.

   Задачи актуализации социокультурной идентификации достигаются методами исторических рассказов, бесед, дискуссий, драматизации, изучения местных обычаев, этикета, рассказов о предках. С их помощью повышается уровень национально-культурной идентификации учащихся. Названные методы должны обеспечить положительное самоопределение школьников к поликультурной образовательной деятельности, подготовить учащихся к межкультурному диалогу.

   Ведущими методами, которые могут быть использованы при выполнении задач формирования системы знаний о поликультурной реальности и опыта практической деятельности в поликультурной среде, основанной на уважении культурных особенностей участников диалога культур, являются

       -словесные методы (объяснение, эвристическая беседа, дискуссия, лекция);

       -методы работы с текстом (интерпретация, рецензирование, тезирование);

       -практические методы (моделирование, проектирование, перепроектирование, упражнение, тренинг);

       -рефлексивные методы (анализ, проблематизация, депроблематизация).

   Значительную роль играет диалог как метод, который предполагает активную позицию его участников, прежде всего учащихся. Это метод, с помощью которого учитель демонстрирует модельное поведение, предполагающее уважение участников диалога, внимание к их мнению, стремление найти компромисс.

Особое значение имеют рефлексивные способности учеников, предполагающие

       • умение анализировать социокультурную ситуацию и деятельность, осуществляемую в ней;

       • способность фиксировать личные затруднения в деятельности и выявлять проблемы личностного развития;

       • способность определять пути выхода из затруднений и преодоления проблем с помощью имеющегося социального опыта и разработки новых технологий деятельности.

   Анализ учащимися личного социокультурного опыта, а также опыта представителей иных социокультурных общностей помогает понять мотивы и ценности деятельности. Способность фиксировать затруднения в деятельности, связанные с личными характеристиками учащегося, определяет уровень критического отношения к личным поступкам и поступкам других участников события.

   Пути выхода из выявленных затруднений и преодоление актуализированных проблем определяется уровнем развития навыков деятельности личности и ее отношением к поликультурной реальности. Поликультурное образование знакомит учащихся с различными видами и технологиями деятельности, имеющимися в социальном опыте, и формирует положительное отношение к поликультурной среде. Важное значение имеет опыт творческой деятельности, что позволяет учащимся самостоятельно разрабатывать различные виды и способы деятельности.

   Таким образом, определена специфика форм и методов поликультурной образовательной деятельности, вытекающая из диалогового характера функционирования и развития культуры, что предполагает использование активных диалоговых методов, превращающих ученика в субъект образовательной деятельности, и соответствующих им форм.

       3. Школа диалога культур (ШДК) — концепция целостного школьного образования, основанная на определённой логике и определённом понимании культуры; это проекция философии диалога культур В.С.Библера на идею школы.

   В основу её концепции положено понятие культуры, разработанное В. С. Библером, и идея диалога культур. Культуру В. С. Библер понимает в следующем:

       1) Культура — это способ самодетерминации индивида, преодолевающей его детерминацию извне.

       2) Культура — это сотворение мира впервые, на грани с варварством — в отличие от цивилизации, которая продолжает и продолжается.

       3) Культура -это диалог культур.

  Переосмысливается также идея прогресса. Поэтому в современных элементарных понятиях — числа, слова, времени, жизни — воспроизводятся голоса других культур, других способов понимания. Там, где понятие ХХ века выходит на своё понимание, своё обоснование, спорят разные способы понимания, разные возможные логики. В диалоге этих возможных логик, спорящих о начале понятия, только и существует понятие ХХ века.

  Исходная педагогическая установка, сам образ школы связан с определённой целостной культурой, с определённым разумом, определённой идеей личности. Так, при переходе от Средневековья к Новому времени изменился коренным образом сам смысл школы — появилась идея образования и идеал образованного человека, воспринявшего «последние достижения» человеческого разума в его высшей, самой истинной и прогрессивной форме — теоретических понятиях. Так и сейчас, согласно Библеру, насущно изменение самого смысла школы, новая педагогическая установка, сдвиг от идеи «человека образованного» к идее «человека культуры», «сопрягающему в своём мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры». Рождается новая идея школы, новое содержание образования.

ШДК необходимо отличать как от разных вариантов диалогической педагогики и педагогики сотрудничества. Диалог в ШДК — это не просто общение учеников и учителя на уроке и не эвристический прием, но — (1) определение содержания образования, самой сути и смысла усваиваемых понятий; (2) диалог культур, общающихся между собой — в контексте современной культуры, — в средоточии основных вопросов бытия; (3) это постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и — теоретика, — как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.

  Так, например, при обучении арифметике обнаруживается, что дело не в том, чтобы диалогическим способом подвести учеников к формированию «правильного», «научного» понятия числа (например, число как способ измерения величин) и освоения соответствующих навыков обращения с числом, но в том, что само современное понятие числа устроено диалогически, включает в себя спор различных культурных способов понимать, что есть число (число как способ счета, число как способ измерения, фигурное число пифагорейцев, теоретико-множественное понимание числа и т. п.). Эти разные подходы к числу должны быть представлены не как стороны одного понятия, но как самостоятельные спорящие голоса, как разные культуры.

Содержание образования в концепции ШДК развернуто в следующие этапы школьного обучения:

В 1-2 классах — подготовительных, которые называются «классы точек удивления» — завязываются «узелки понимания» будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов. Основными предметами в этих классах являются «загадки слова», «загадки числа», «загадки явлений природы», «загадки исторического события» … Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знаний (математика, физика, поэтика,

лингвистика и т. д.), более углубленное рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения. С другой стороны, возникают исходные детские удивления и вопросы по поводу прежде очевидных фактов. Педагогическая задача этих классов — не столько обучение ребёнка неким знаниям, умениям, навыкам, сколько формирование у него установки на понимание, некоторой исходной вопросительности, когда, казалось бы, знакомые предметы — число, слово, время и т. п. - вдруг оказываются странными, удивительными, непонятными — требующими понимания. Эта вопросительность фокусируется в т. н. точки удивления. В этих точках, пишет Библер, «происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания — в мышление, мышления — в сознание. Происходит торможение и вдумывание в странность этих узлов (как возможно бытие простейших предметов понимания — слова, числа и т. д.?)». Это сосредоточение развернутых форм мышления в вопрошающие точки существенно и для всего обучения в ШДК на всех его этапах. Однако логическая форма этого сосредоточения различна в разных классах, на разных этапах обучения.

  Дальнейшее обучение (3-11классы) организовано как бы в двух сферах. Первая, базисная сфера — это стихия родного языка, точнее, родной речи, в единстве её реального, — возможного, — поэтического, — нормативного воплощений. «В течение всех десяти или одиннадцати лет обучения в школе диалога культур будет существовать и углубляться единый, сквозной „предмет “— русская речь, или, в более широком плане, — русская культура. И — на этой основе — развиваться диалог своей собственной речевой культуры (1) и — культур Запада и Востока (2), — в их историческом движении и постоянном внутреннем общении. Начиная с третьего класса „загадки слова «перерастут в напряженное сквозное изучение современной русской (вообще — родной) речи, — поэтической речи особенно, — как важнейшего естественного Собеседника иных исторических культур».

  В 3-4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной. Античность предстает как целостное образование в своих разных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т. п.). Форма сосредоточения здесь — эйдос, образ предмета понимания, позволяющий понять хаос как эстетически значимый космос. 5-6 классы — классы средневековой культуры в соотнесении с Античностью, Новым временем, современностью. Особая, характерная для этой культуры форма понятия — загадка-энигма.

  7-8 классы — культура Нового времени. Учебный цикл здесь начинается с культуры Возрождения, диалогов с культурами Античности и Средневековья, характерных для Нового времени. Именно здесь ведущей становится идея познающего разума, основанная на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для нововременной мысли — но в постоянном диалоге с другими идеями. Каждая из этих культур (античная, средневековая, Нового времени) осваивается не как определённый исторический этап, но как сторона современной культуры, как насущная здесь и теперь — в постоянном диалоге с другими культурами. Для этого, в частности, предусмотрены межвозрастные диалоги.

  9-10 классы посвящены культуре современности, которая понимается как культура диалога культур. Здесь сводятся воедино знания и умения, загадки и отгадки, наработанные в предыдущих классах и учебных циклах. Внутренняя противоречивость современных понятий и современных образов культуры сосредоточивается в форме парадоксов.

11 класс выделяется Библером как педагогический в нацеленности на диалоги между классами по основным темам и проблемам диалога культур.

  Соответственно этому содержанию меняется и представление об учебной деятельности. Одним из основных способов организации учебной деятельности является учебный диалог. Особенно велика его роль на начальных этапах обучения. Учебный диалог включает в себя слово ребёнка, его высказывание своей мысли, своей точки зрения. Детские вопросы, догадки и гипотезы, домыслы и «заблуждения», самостоятельная постановка проблем втягиваются в урок-диалог. В том, как строятся высказывания, доказательства и опровержения в спорах, обсуждениях и т. д., обнаруживает себя логика, в какой мыслит ребёнок. Ученик не воспроизводит заданные ему понятия, а если и воспроизводит, то делает их предметом своего рассмотрения, согласия или несогласия, возражения-принятия. Возникает возможность разномыслия, разноречия. Задача учителя — выявить, явить себе, другим учащимся голос ученика, представить ему самому его собственное видение, понимание в сопряжении, в столкновении с другими видениями и пониманиями. Ученик таким образом не «усваивает» готовый учебный предмет, но и не просто выражает своё мнение, а, оказываясь в позиции столкновения мнений, гипотез, концепций, включается в диалог и делает его предметом своей внутренней речи.

  Таким образом, общедидактическое значение диалога заключается не только в диалоге культур, но и в уходе от методов механического воспроизведения готового знания, к диалогу с учителем, одноклассниками, самим собой, к пониманию единства множественности мнений, идей, концепций.

                                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В научной литературе обоснованы требования к отбору и построению содержания поликультурного образования: учет культурно-этнических характеристик учащихся, механизмов формирования их социокультурной идентичности, мотивационной и ценностной основ их поведения, социокультурных особенностей региона, эмоционально-значимого для учащихся содержания. Согласно целям и задачам поликультурной образовательной деятельности все многообразие методов можно свести к четырем группам:

       • методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания;

       • методы получения новых знаний и практических умений и навыков;

       • рефлексивные методы;

       • методы моделирования, проектирования и перепроектирования деятельности.

Школа диалога культур — концепция целостного школьного образования, основанная на определённой логике и определённом понимании культуры.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 3036; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!