Лекция 4. Сущность поликультурного образования



 

       План.

1. Сущность поликультурного образования.

2. Задачи и цели поликультурного образования.

3.  Принцип диалога культур в образовании.

 

                                                                     Введение

  Поликультурность окружающего мира и социальной среды является реальностью. Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи подготовки новых поколений к жизни и созидательной деятельности в поликультурном обществе, что выдвигает требования рассмотреть сущность, задачи и цели поликультурного образования, обосновать принцип диалога культур в образовании.

 

                                                                 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Отечественными исследователями раскрыты некоторые особенности организации процесса обучения с учетом принципа поликультурализма в начальной (Ф. Н. Зиатдинова), средней (Ю. А. Карягина, Р. Х. Кузнецова) и высшей школе (Г. В. Миронова, Л. Т. Ткач, Н. П. Цыбанев). Несмотря на разработанность отдельных аспектов поликультурного образования в российской педагогической теории и практике пока не существует его целостной концепции. Научно-теоретическую базу поликультурного образования составили идеи культурной антропологии, культурологии, психологии и социальной психологии, педагогики и этнопедагогики, лингвистики

   Основаниями становления идеи поликультурного образования в России выступают теории личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманская и др.), мигрантской педагогики (И. В. Бабенко, Е. В. Бондаревская, М. Л. Геворкян, О. В. Гукаленко, Л. М. Сухорукова и др.), культурологического подхода (Е. В. Бондаревская, Т. В. Иванова, Н. Б. Крылова, С. В. Кульневич, В.В.Краевский, И. Я. Лернер и др.).

   Полнкультурность окружающего мира и социальной среды является реальностью. Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи подготовки новых поколений к жизни и созидательной деятельности в поликультурном обществе на основе уважения и взаимопонимания. Выполнение задач разработки и внедрения программ поликультурного образования является актуальным как для отдельного человека, так и общества в целом.  

        Сущность поликультурного образования заключается в том, что это вид целенаправленной социализации обучающихся. Поликультурное образование помогает осознать свою социально-культурную идентичность и социально-культурные ценности других участников диалога культур, что помогает выстраивать совместную деятельность наиболее продуктивно и адекватно, преодолевая возможные конфликтные ситуации и их негативные последствия. Поликультурное образование значительно расширяет пространство возможного применения деловой и иной активности личности, так как снимает границы социально-культурной отчужденности при вступлении в незнакомые социально-культурные ситуации. Перед личностью открываются новые возможности знакомства с опытом освоения реальности большинства социокультурных организмов.

       Межкультурный компонент общения - явление многостороннее и предполагает изучение внутренних (общение между представителями различных этнических групп внутри поликультурного государства) и внешних (общение между представителями различных государств) аспектов различий в общении.

  Кроме того, межкультурные особенности общения охватывают различия межнационального, гендерного, социального, демографического, языкового и пр.  порядка.

      Поликультурное образование составляет органическую часть современного общего образования. Оно содействует подготовке учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения    других народов, ненасилия и мира. Сущность поликультурного образования определяется как специфическое явление педагогической деятельности, направленное на формирование у учащихся социокультурной идентичности, представлений о поликультурном пространстве, функционировании и развитии поликультурного общества, особенностях созидательной деятельности в поликультурной среде.

      Эффективность системы поликультурного образования зависит от ее целостности, целенаправленности, интеграции в существующие школьные программы; активизации личности ученика как субъекта воспитания и обучения. Поликультурное образование, его содержание и процесс, должны учитывать социокультурную специфику среды, в которой находятся учащиеся, и их индивидуальные особенности.

       2.Поликультурное образование имеет комплекс специфических методов и приемов воздействия на личность, применение которых позволяет решать сложные задачи поликультурного образования. Поликультурное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств, направлено на формирование духа солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов. Поликультурное образование нацеливает людей не на конфликт культур, а на их диалог.

Цели поликультурного образования предусматривают формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнической общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований, и вытекающие из нее задачи.

       Достижение цели обеспечивается выполнением комплекса задач. 

       Задачами поликультурного образования являются:   

· адаптация человека к различным ценностям в ситуации существования

множества разнородных культур;

· формирование представлений о культурно-этническом разнообразии мира,

специфике поликультурной среды, верований, идеалов, быта различных народов,

о важности многообразия культур для развития цивилизации;

· взаимодействие между людьми с разными традициями;  

· ориентация на диалог культур;

· отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. 

      В настоящее время современные подходы к обучению иностранным языкам

всё больший акцент ставят на неразрывность обучения языку и культуре. 

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является

 воспитание личности, способной познавать и творить культуру путём

 диалогичного общения, навыков общения, в том числе и на иностранном

языке.
        Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что межкультурное образование сегодня - не данность, а необходимость как на уровне учителя (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формирования межкультурной компетентности и отсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения в  плане методического оснащения, в том числе соответствующими по содержанию  учебниками гуманитарного цикла. Педагогическая общественность должна осознать необходимость проникновения межкультурного образования не только в жизнь отдельного класса, но и всей школы.

        С другой стороны, существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню развития коммуникативных навыков старших школьников, и их реальными способностями. Трудности, которые испытывают старшеклассники при построении высказываний, налаживании конструктивного диалога, организации полемики, пассивность в групповой и коллективной деятельности, свидетельствуют об отсутствии комплексного педагогического подхода, направленного на системное развитие коммуникативных навыков в процессе иноязычного общения.
Отсюда другой важной целью поликультурного образования является также выработка у будущих специалистов навыков межкультурной компетенции.

       К ним относятся:

       - чувствительность к культурным различиям,

       -уважение к уникальности культуры каждого народа,

       - терпимость к необычному поведению,

       - желание позитивно относиться ко всему неожиданному,

       -готовность позитивно реагировать на изменения,

       -гибкость в принятии альтернативных решений,

       -отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.

  Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.

       3. Философские основания диалога культур были полно разработаны и обоснованы, а также претворены в образовательной практике В.С.Библером. Современная культура — столкновение радикально различных логик, различных способов понимания. . Понятие культуры, по отношению к которому единственно имеет смысл понятие диалога культур, необходимо включает три аспекта.

        1. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных—прошлых, настоящих и будущих — культур. Культура становится культурой только в этой одновременности общения разных культур. В отличие от этнографического, морфологического и других понятий культуры, так или иначе понимающих ее как замкнутый в себе объект изучения, —в концепции диалога культура понимается как открытый субъект возможного общения.

     2.Культура — это форма самоопределения индивида в горизонте личности. В формах искусства, философии, нравственности человек психологически отстраняет готовые, сросшиеся с его существованием схемы общения, разумения, этического решения, сосредоточивается в начале бытия и мысли, где все определенности мира только еще возможны, где открывается возможность иных начал, иных определений мысли и бытия. Эти грани культуры сходятся в одной точке, в точке последних вопросов бытия. Здесь сопрягаются две регулятивные идеи: идея личности и идея разума. Разума, потому что вопрос стоит о самом бытии; личности, потому что вопрос стоит о самом бытии как моем бытии.

        3. Мир культуры—это “мир впервые”. Культура в своих произведениях позволяет нам как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, собственное бытие, бытие своей мысли из плоскости полотна, хаоса красок, ритмов стиха, философских апорий, мгновений нравственного катарсиса.

Идея диалога культур позволяет понять архитектоническое строение культуры. О диалоге культур можно говорить, только если сама культура понимается как сфера произведений. Тогда культура воспринимается как место и форма возможного диалога, поскольку произведение несет в себе композицию диалога автора и читателя (зрителя, слушателя).

Быть произведением культуры - значит находиться в сфере притяжения некоего изначального понятия. Для античности это — “число” у пифагорейцев, “атом” Демокрита, “идея” Платона, “форма” Аристотеля, но также и судьба трагических поэтов, изваяние, характер... Так, произведение “Античная культура” предполагает, как бы одного автора, но вместе с тем и бесконечную множественность возможных авторов. Каждое философское, художественное, религиозное, теоретическое произведение культуры является своеобразным средоточием, центром всей культурной полифонии эпохи.

Целостность культуры как произведения произведений предполагает существование одного — доминантного — произведения, позволяющего человеку понять многообразие произведений как архитектоническое целое. Предполагается, что для античной культуры таким культурным микрокосмом является трагедия. Быть в культуре для античного человека означало включаться в трагическую ситуацию, испытывать катарсис. Для средневековья такой “микросоциум культуры” позволял втянуть в одну мистерийную перипетию и богословские, и собственно культовые, и ремесленные, и цеховые определения средневековой цивилизации как культуры.

Культура как основание диалога формируется как некий запрос человека настоящего к будущему и бывшему, как обращение ко всем, кто слышит, сопрягается с последними вопросами бытия. Субъект, созидающий культуру, и субъект, понимающий ее со стороны, стоят как бы за стенами культуры, осмысливая ее логически в точках, где ее еще нет или уже нет.  

Идея диалога культур предполагает некий промежуток, некое “ничейное поле” в сознании, через которое идет перекличка культур. Так, с культурой античности диалог осуществляется Возрождением как бы «через голову» средневековья. Средневековье и включается в этот диалог, и отстраняется от него, обнаруживая возможность прямого общения Нового времени с античной культурой.

Определенную логику имеет и само понятие диалог. “Диалог культур” является понятием философии, стремящейся осмыслить глубинные смещения культуры; на рубеже 20—21 вв. это проективное понятие современной культуры.

Время диалога культур — настоящее (в его культурной проекции на будущее). Диалог культур есть форма (возможной) культуры 21 в. Культура 20 в. до крайности активизирует соавторскую роль читателя (зрителя, слушателя). Произведения исторических культур воспринимаются поэтому в 20 в. не как “образцы” или “памятники”, а как опыты начинания — видеть, слышать, говорить, понимать, —быть; история культуры воспроизводится как современный диалог культур современностью, событийностью, диалогическим сообществом культур. Диалог культур логически предполагает выход за пределы какой-либо данной культуры к ее началу, возможности, возникновению, к ее небытию.

Диалог культур позволяет возможность:

 а) трансформации одного логического мира в другой логический мир равной степени общности;

 б) логики взаимообоснования этих логических миров в точке их начала. 

 

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Сущность поликультурного образования заключается в том, что это вид целенаправленной социализации обучающихся. Поликультурное образование помогает осознать свою социально-культурную идентичность и социально-культурные ценности других участников диалога культур, что помогает выстраивать совместную деятельность наиболее продуктивно и адекватно. Поликультурное образование значительно расширяет пространство возможного применения деловой и иной активности личности, так как снимает границы социально-культурной отчужденности при вступлении в незнакомые социально-культурные ситуации.

Цели поликультурного образования предусматривают формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнической общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований, и вытекающие из нее задачи. Достижение цели обеспечивается выполнением комплекса задач.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 1845; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!