Лекция 2. Образование как способ вхождения человека в мир культуры



АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(АНО ВО«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

 

Институт психологии и педагогики

Кафедра педагогического образования

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Курс лекций по учебной дисциплине

История педагогики и образования

 

Доцент Головятенко Т.А.

 

2018 г.

 

 

Лекция 1. Содержание, показатели и взаимосвязь духовной и материальной культуры

 

План.

1. Понятие и показатели культуры.

2. Общечеловеческое содержание культуры.

3. Взаимосвязь материальной и духовной культуры.

 

Введение

Культура – важнейшее проявление человеческого общества. Любое образование предполагает освоение культурных аспектов человечества. В нашей лекции содержатся ответы на вопросы, что такое культура, каково её содержание, какие её разновидности выделены учёными.

                                                                    

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Понятие «культура» произошло от латинского слова «culture» (возделывание, обработка), что первоначально имело сельскохозяйственное содержание. Сейчас оно означает все, созданное человеком, в противоположность понятию «природа», или «nature». В понятие культуры включается совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом его составляющих культурных традиций и служащих дальнейшему прогрессу человечества. Противоположным культуре понятием является некультурность, дикость.

Понятие культуры объединяет достижения во всех сферах деятельности человека, результаты умственного и физического труда в их единстве, вскрывает особенности таких достижений, характерные для определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций. Достигнутые человечеством способности, возможности, включая культуру психологических проявлений, также являются результатами культурного развития.

Понятие культуры включает в себя два аспекта, соответствующие двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека: материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимаются достижения, показывающие главным образом уровень овладения общественным человеком силами природы. В духовную культуру принято включать достижения, показывающие уровень и глубину познания природы, общества и человека, широту достигнутого кругозора, внедрение в общественную жизнь прогрессивных идей и положительных знаний.

Важнейшим показателем материальной культуры являются орудия труда, которые в современном мире становятся материализованным воплощением достижений науки. Уровень культуры выражается и в других материальных элементах общественной жизни: это обработанные человеком предметы природы, например, расчищенные и возделанные участки земли, сады, поля; это различного рода и назначения материальные предметы, употребляемые человеком в быту, например, одежда, мебель, научное, медицинское, учебное оборудование, и т.п. Все эти достижения характеризуют тот уровень развития производительных сил и производственных отношений, которого достигло данное общество, а также являются показателем конкретно-исторических условий его жизни.

На изучении предметов материальной культуры основана такая историческая дисциплина, как археология, и отчасти этнография. Обе эти науки на основании анализа памятников материальной культуры делают выводы относительно уровня духовной культуры той или иной эпохи, страны и народа. Достижения в области материальной деятельности неразрывно связаны с духовным обликом людей, с уровнем их интеллектуального развития.

Духовная культура – это совокупность достигнутого обществом в области нравственной, художественной жизни, в науке и философии. Она выражена также в политических и правовых идеях, политическом развитии людей. Для характеристики уровня, достигнутого в развитии общественных отношений, чаще употребляется понятие «цивилизация». Духовную культуру характеризуют также такие явления духовной жизни людей, как язык, речь, мышление, правила поведения (внешняя культура), а также то, что можно назвать культурой чувств. Освобождение человеческих чувств и характера от «зоологического индивидуализма», умение владеть своими чувствами и настроениями есть развивающиеся от одного исторического этапа к другому свойства общественного человека, находящие своё выражение в культуре. Исторически формирующийся психический склад людей также можно рассматривать с точки зрения духовной культуры общества и личности.

       2. Достижения в области материального и духовного развития общества достигались поэтапно творческим трудом отдельных личностей, а в целом – всего человечества.

  Эволюция коснулась не только предметов быта и труда, но и способов деятельности, мышления, отношений, мировоззрения, усложнения социокультурной жизни и пр.   Культурные достижения обязаны своим происхождением главным образом всему народу, включающему прогрессивные слои общества, трудящиеся массы. Отсюда идет объективное общечеловеческое содержание культуры. Народная основа – залог прогрессивного движения культурной жизни, преемственности в её развитии, общественного прогресса.

Культура и развитие жизни общества неразрывны. Без развития культуры невозможен прогресс и поступательное развитие человечества, поскольку содержательные аспекты культуры актуализируют процессы человеческого мышления, направленные на творческое преобразование действительности. Творчество – родовое свойство человека. В животном мире нет творчества, животные существуют за счет приспособительных реакций и инстинктов. В мире людей же невозможно проживание только на основе процессов адаптации, т.е. приспособления; человечество может выживать, опираясь на процессы преобразования среды обитания и себя самого.

Поэтому общечеловеческое содержание культуры означает ее адресованность всем людям без разделения на их нации, народности, отличия религиозных верований, особенности языка, традиций. Социализация любого человека подразумевает его вхождение в мир общечеловеческой культуры и овладение ею.

3.Разделение на материальную и духовную культуру, с одной стороны, необходимо, с другой – достаточно условно. Эти виды культуры тесно взаимосвязаны. Иногда сложно дифференцировать их.

Например, создание предмета материальной культуры (допустим, мебели, одежды, вида транспорта и др.) обязательно предполагает наличие не только вещественных проявлений и действий, но и наличие подготовительной мыслительной, планирующей работы людей в форме идей, замыслов, задумок, планов-графиков, эскизов, чертежей и т.п. Тот же процесс в обратном порядке характерен для создания предмета духовной культуры (например, литературного сочинения, произведения живописи и т.п.), когда уже имеется и постоянно уточняется база идей, концепций, художественных образов и только потом появляется их материализованное воплощение в форме книги, журнальной статьи, живописного произведения.

Научное открытие как предмет духовной культуры возникает из догадки, идеи. Первичная гипотеза проверяется с помощью материальных средств (аппаратуры, приборов, датчиков и т.п.), проходит фазу эксперимента, также с участием предметов материальной культуры (записи, компьютерное мониторирование), иногда с исследовательскими целями используется создание лабораторных вещей для последующего их запуска в промышленное производство. Таким образом, духовная культура обусловливает предметно-вещественную эволюцию материальной культуры, а последняя создает предпосылки для обслуживания нужд духовной культуры.

Таким образом, культура – это целостное явление. Разделение на материальную и духовную культуру, в общем, правильно, оно нужно для понимания её структурирования и особенностей. Однако абсолютизация и жесткое разграничение духовной и материальной культуры недопустимы, поскольку выхолащивают суть системности и тонких диалектических взаимосвязей и взаимозависимостей.

 

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     

Таким образом, под культурой принято понимать всё, созданное человеком, в отличие от естественной природы. Культура подразделяется на материальную и духовную, которые взаимосвязаны. Содержание культуры имеет общечеловеческий характер, поскольку культурные достижения обязаны своим происхождением главным образом всему народу.

Лекция 2. Образование как способ вхождения человека в мир культуры

 

План.

1. Образование как социокультурный институт.

2. Определения и трактовка смысла образования.

3. Овладение индивидом общечеловеческим содержанием культуры в процессе образования.

 

                                                                     Введение

Принимая во внимание первоначальную трактовку культуры как возделывания, совершенствования чего-либо, применительно к человеку культура нами понимается как средство формирования его человеческого образа, предпосылкой и результатом его образования. Сегодня будут освещены вопросы, раскрывающие глубинную взаимосвязь культуры и образования.    

                                                                 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

       1. Категории «образование» и «культура» взаимосвязаны. Культура – социальный феномен, который выявляет, сохраняет, приумножает ценности общества. Образование же формирует, развивает личность в современном социокультурном пространстве, вводит человека в мир культуры, общечеловеческих ценностей.

Поэтому образование – такой социокультурный институт, который совершенствует общество через повышение уровня общей культуры каждой личности, через повышение степени освоения духовного и материального потенциала, накопленного человечеством. Невозможно войти в мир культуры, минуя цуть образования, и невозможно получить образования, не овладевая ценностями мировой культуры.

Образование в общекультурном контексте метафорично определил В.Ф.Сидоренко – автор одной из концепций современного образования. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как единое совместное ритмичное действие. На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, тем самым обретая содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность.

С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования. Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обеспечения их жизнедеятельности. Культурно-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей, умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные проблемы; в формировании характера и моральной ответственности за принимаемые решения; обеспечении возможностей для профессиональной, творческой самореализации; овладении средствами, необходимыми для достижения морально-интеллектуальной свободы, счастья.

       2. В современной научной литературе зафиксировано большое количество определений образования. Оно трактуется, в частности, как:

       - сфера социокультурной жизни;

       - специально организуемый процесс и определенный результат познавательной деятельности;

       - процесс, в ходе которого общество передаёт ценности, знания и навыки от одного человека или одной группы другим;

       - способ трансляции культурных ценностей, социальных норм, жизненных смыслов.

Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеалы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, всесторонне развитая личность).

  В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества. Таким образом, образование – относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированность на овладение личностью определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и прочих культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из культуры, в том числе и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:
       - в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;
       - в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);
       - как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;
       - через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;
       - через создание путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

       - через описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека;

       – путём обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации.

3. Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и прочих культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из культуры, в том числе и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

  Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования). Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.
Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования:

       • оно является способом социализации личности и преемственности поколений;

       • оно выступает средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

       • образование ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

       • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. 

  В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры. «Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей», - указывал философ Х.-Г. Гадамер в работе «Истина и метод».
Присвоение и создание человеком новых культурных ценностей в рамках образовательной системы является созиданием. Таким образом оно связано с культурой в ее динамическом аспекте. Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип, в частности, осуществляется в образовательных рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

       Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей.
   Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.  Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.  Это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности.
 Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья. Культура осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения и воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. 

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах:

       • на уровне социума, в историческом контексте;

       • на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека
       • на уровне учебных дисциплин.

 Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений. Но в целом именно образование позволяет индивиду овладеть общечеловеческим содержанием культуры.
                                                          

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


       Таким образом, образование – важнейший социально-культурный институт, прямо связанный с культурой. Фактически, это её порождение. Культура – социальный феномен, который выявляет, сохраняет, приумножает ценности общества. Образование же формирует, развивает личность в современном социокультурном пространстве, вводит человека в мир культуры, общечеловеческих ценностей.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 844; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!