Лекция 3. Основные понятия теории поликультурного образования



       План.

1. История возникновения поликультурного образования.

2. Научно- теоретическая база поликультурного образования.

3. Конфликт культур и диалог культур как мировоззренческие формы.

 

                                                                     Введение

  Проблемы поликультурного образования стали весьма актуальными на вдруг и сразу. Исподволь накапливались ценные идеи относительно межэтнических проблем, началась специальная исследовательская работа. Когда и как это произошло? К каким привело результатам? Об этом вы узнаете из нашей лекции.

 

                                                                 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Первоначально исследования по межкультурному общению были предприняты в США в связи с потребностью изучения проблем конфронтации различных расовых и этнических групп. Эволюция теории межкультурного общения продемонстрировала чрезвычайную комплексность феномена человеческого общения вообще и значительные различия в стандартах, ценностях, представлениях и даже моделях мышления и поведения, свойственных представителям различных культур.
Существование культурных различий, свойственных поликультурным обществам, не могло не отразиться на системе образования. Так, в последние годы в США очевидным является факт, что учащиеся различных культурных и расовых групп должны научиться уживаться вместе и уважать различные культурные традиции. В результате, произошли изменения в подходах к обучению в школах, что привело к разработке поликультурного образования, включающего в себя уважение и признание языков и культуры всех этнических групп.

       Введение поликультурного образования позволило американцам осмыслить процесс "применения демократии на практике", полностью самореализоваться и жить в гармонии. Иммигранты и малообеспеченные ученики при приобретении знаний и навыков в процессе образования в учебном заведении получили возможность стать полноправной частью всей Америки.

    В западных странах заметно активизировалась исследовательская деятельность в этой области в 80- 90-ые годы ХХ в. Определенный вклад в нее внесли Д. Бэнкс, С. Бэнкс, Д. Голлник, Р. Гарсия, К. Ирвин, В. Миттер, Т. Рюлъкер, Д. Хоуп и др. Разрабатывались учебные курсы, учебники и учебные пособия. Наиболее полно данная проблема рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования (Д. Бэнкс и др.), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др), глобального образования (Р. Хенви).

Так, например, широкую известность получили «модели Бэнкса». Первая модель располагает в центре общую проблему, имеющую несколько перспектив для рассмотрения (к примеру, поликультурная модель изучения проблемы расовой дискриминации включает ее анализ глазами афроамериканцев, американцев китайского, еврейского, итальянского, японского происхождения). С целью более глубокого понимания ее сути предлагается проведение «этнонационального анализа» (развитие этой проблемы за пределами США и ее влияние на этнические группы других стран). Вторая модель предусматривает анализ взаимоотношений между различными микро- и макрокультурами американского общества.

Именно «модели Бэнкса» представляют интерес для российских исследователей, т.к. они подчеркивают важные особенности любого поликультурного общества: членам одной этнической группы присущи культурные различия; общечеловеческие ценности разделяются всеми членами всех без исключения этнических групп поликультурного общества, поскольку они принадлежат к одной человеческой расе.

Особого внимания отечественных ученых заслуживает малоизвестная в России критическая теория расы (CRT), которая берет начало от этнических исследований (Д. Уильямс и др.) и работ афроамериканских специалистов по правоведению (Д. Белл, А. Фриман) и обладает большим потенциалом для поликультурных исследований, т.к. поднимает проблему качества знаний; систематизирует различные подходы к определению расы, расизма и других форм дискриминации; использует связный рассказ в качестве педагогического приема при анализе мифов о расе в различных культурах.

Теоретики поликультурного образования определяют CRT как своевременное для США интеллектуальное движение, имеющее долгую историю, связанную с сопротивлением любой форме дискриминации человека человеком. CRT называют «антирасистской теорией» или «программой социальной справедливости», что тесно связывает ее с целями поликультурного образования. Американские ученые настоятельно рекомендуют включать данную теорию в курсы поликультурной подготовки учителя, т.к. для грамотного разрешения расовых проблем учитель должен разобраться в первопричине их появления, что трудно сделать без соответствующей теоретической подготовки.

Ценной находкой авторов CRT является особая форма анализа злободневных проблем современного общества, а именно – в виде рассказа или повествования, семейных историй, биографических очерков, иносказаний, хроник, сказок, притчи. Создатели теории (Р. Делгадо, Р. Чанг, Л. Икемото и др.) признают силу эмпирических знаний, поэтому сюжет всегда основан на реальных событиях и жизненном опыте цветных американцев, но с вымышленными героями.

Сегодня поликультурное образование возведено в ранг образовательной политики США, включено в перечень правительственных целей и программ в области образования.

       2. Научно-теоретическую базу поликультурного образования составили идеи культурной антропологии, культурологии, психологии и социальной психологии, педагогики и этнопедагогики, лингвистики. Ведущими понятиями при изучении тем, предлагаемых в рамках поликультурного образования, являются:

 - этнос (понятие образовано от греческого «народ»); это группа людей, объединённых общими объективными или субъективными признаками. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.        В русском языке синонимом термина долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым;

       - нация – (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи . Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием. В международном праве является синонимом национального государства;

       - личность и культура - Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модальная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.

  Рассмотрим идею конфигурации культуры Рут Бенедикт (1887 — 1948), автора классической в области психологической антропологии книги “Модели культуры” (1934 г.). В своей книге Бенедикт стремилась выйти за пределы простого описания поведения индивида как продукта своей культуры, а охарактеризовать согласованность культуры как целого, продемонстрировать, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены одной культурной темой (которую Бенедикт называла этосом культуры), определяющей не только каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические институции все вместе взятые образуют единую неповторимую структуру. Причем из различных возможных вариаций тех или иных систем отношений, способов действия, форм общественных институций в каждой культуре присутствуют только строго определенные вариации — те, которые соответствуют этосу культуры. Таким образом, этос культуры проявляется во всевозможных сферах человеческой жизни: в системах распределения собственности, в структурах социальной иерархии, в материальных вещах и в технологиях их производства, во всех разновидностях половых взаимоотношений, в формировании союзов и кланов внутри общества, в способах экономического обмена и т.п.

Рассмотрим направление, которое возглавил психоаналитик А. Кардинер (1891-1981), организовавший в Нью-Йоркском психоаналитическом институте семинар «Культура и личность». Как психоаналитик Кардинер исходил из того, что с момента появления на свет на ребенка оказывает влияние его непосредственное окружение, а более конкретно – способы ухода. Именно способы ухода за маленькими детьми, отличающиеся в разных культурах, налагают неизгладимый отпечаток на личность взрослого. Если, например, в какой-либо культуре существует обычай внезапного и резкого отнятия ребенка от груди, он получает негативный опыт быть отвергнутым. Это ведет к формированию личности взрослого, для которого характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость, низкая самооценка и отсутствие великодушия. Иными словами, Кардинер подчеркивает наличие причинной связи между личностью и культурой. 

Первостепенное значение для понимания теории «Культура и личность» и этапов ее развития имеет и выдвинутая Кардинером идея о наличии в каждой культуре одного доминирующего типа личности. Развивая свои идеи, Кардинер вводит понятие базовой личности,определяя ее как основную личностную структуру, формируемую данной культурой. По определению американского исследователя, базовая личность – это склонности, представления, способы связи с другими людьми. Это все то, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет ему достигать удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка, т.е. базовая личность есть адаптация к фундаментальным реальностям жизни в определенной культуре.      

  Для раскрытия базовой личности, как правило, использовались не статистические, а нестрогие с точки зрения психолога описательные методы, часто личные впечатления этнолога о способах ухода за детьми. Хотя сам Кардинер подчеркивал, что его концепция не может быть перенесена на сложные современные культуры, в дальнейшем исследователи стали объяснять спецификой ухода за младенцами и особенности психологического склада «цивилизованных» народов. Например, особенности русского национального характера – терпение и послушание – стали связывать с практикой длительного тугого пеленания, принятой в русских семьях.

  Но очень скоро выяснилось, что возможность исследования сложных современных культур на основе выделения базовой личности вызывает большие сомнения. Учёные стали сомневаться и в прямой зависимости структуры личности человека от воспитания его в раннем детстве. Даже ближайший сподвижник А. Кардинера Р. Линтон (1893-1953) отказался от глобального, но абстрактного понятия базовой личности в пользу статистического понятия модальной личности. Это понятие выражает наибольшую распространенность типа личности в культуре. Это не «средняя» личность, а чаще всего встречающаяся. Иными словами, использование понятия модальной личности не предполагает, что все или даже большинство членов общности имеют одну и ту же личностную структуру. Это становится эмпирической проблемой, а не утверждением, основанным только на изучении особенностей культуры. При изучении модальной личности собираются и данные об отдельных индивидах.

  Итак, модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся у взрослых членов данного общества, именно общества, а не культуры. Эти черты личности должны изучаться статистическими, прежде всего тестовыми методами, но выбор определенных показателей затруднен, так как не существует общепризнанной теории личности. Авторы, изучавшие модальные личности, постоянно развивали идеи, связанные с этим понятием. Так, Линтон предлагал разграничивать социально желательную структуру личности, которая была бы оптимальной для членов данного общества, и модальную личность, которая в реальности наблюдается у его членов. Столкнувшись с трудностями выделения одной модальной личности в любом индустриальном обществе, этнологи стали разрабатывать концепцию мультимодалъных обществ, согласно которой каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними.

  Американец китайского происхождения Ф.Л.К.Хсю считает, что имеющиеся у людей социальные представления совпадают у большинства членов той или иной культуры. Эти широко распространенные в культуре представления существуют в сознательной и бессознательной форме и управляют действиями людей. Именно они составляют первичный и наиболее фундаментальный материал, исследуемый психологической антропологией независимо от того, кто является носителем представлений – индивид или группа (семья, поселение, племя), и как классифицируется культура, к которой он принадлежит, – примитивная, бесписьменная, цивилизованная, и т.п. В работе

«Базовые американские ценности и национальный характер» Хсю поставил национальный характер в прямую зависимость от культуры.

     Для Дж. и Б.Уайтингов был характерен подход сравнительно-культурной

психологии, основными особенностями которого являлись следующие:

- изучаются две или несколько культур со стремлением объяснить межкультурные

 различия и межкультурное сходство;

- используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными

от   культурного влияния.

     При этом исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь

   дистанцироваться от культуры; структура исследования и категории для ее описания, а также гипотезы конструируются ученым заранее.

       Предмет сравнительно-культурной психологии, опирающейся на данный подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Хотя в этом случае используются «объективные» методы (психологические тесты, стандартизованные интервью, контент-анализ содержания продуктов культуры – мифов, сказок, газетных публикаций), считающиеся свободными от влияния культуры, исследователи сталкиваются с большими трудностями при попытке избежать грубых субъективных ошибок. Многие культурантропологи крайне негативно относятся к сравнительно-культурным исследованиям, утверждая, что невозможно найти адекватные показатели для сравнения, так как каждая культура представляет собой замкнутый и уникальный мир. Но и сами психологи часто не удовлетворены результатами уже проведенных сравнительно-культурных исследований. По мнению М. Коула, психологам трудно учитывать культуру потому, что психология разрывает единство культуры и психики, «выстраивая их во временном   порядке: культура – это стимул, а психика – реакция» (Коул, 1997, с.361).

   Все остальное многообразие понятий в поликультурном образовании является производным от вышерассмотренных: диалог культур, мировая культура, многообразие культур, взаимовлияние культур, этническая идентификация, культура межнационального общения, национализм, компромисс, терпимость и т.д.

       3.Тысячелетиями люди разных культур и национальностей жили на Земле обособленно. Само слово «иностранный» в нашем языке отражает понимание наличия «иной» страны, «иной» культуры. Этот аспект лежит в основе конфликта культур, т.е. противопоставления своего, родного, иностранному, т.е. чужому (сравним со словом «чужеземец»). Чужое почти всегда являлось непонятным. В языке и отношениях это

проявляется как противопоставление групп «мы» и «они».

      В современном же периоде происходит активное общение, сотрудничество людей из разных стран и культур. На смену конфликту культур должен придти и приходит диалог культур на принципах равноправия и взаимного уважения. Именно поэтому актуальность всех вопросов, связанных с культурой, приобрела в настоящее время небывалую остроту.   О взрыве интереса к проблемам культуры свидетельствуют:

       - усиление желания изучать культуру разных народов,

       - выдвижение на передний план культурологии, философии, филологии;

       - выделение культурологии в научную специальность Высшей аттестационной комиссией России; создание специализированных ученых советов для защиты кандидатских и докторских диссертаций по культурологии;

        -поток публикаций на тему диалогов и особенно конфликтов культур; создание обществ, ассоциаций, объединяющих исследователей проблем культуры;

        - множественные конференции, симпозиумы, конгрессы по вопросам культуры;

       - включение культурологии и антропологии в учебный план подготовки специалистов по всем гуманитарным направлениям,

      - разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т. д. 

  Все это объективно требует создания такого образовательного процесса, в котором индивид активно овладевал бы своей и другими типами культур, знакомился с различными ценностями, формировал такие личностные качества, как толерантность, уважение к и интерес к представителям других культур.

 

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Таким образом, научно-теоретические основы поликультурного образования были заложены А. Кардинером, Р. Линтоном, Ф.Л.К.Хсю, Дж. и Б. Уайтингами, Р.Бенедикт и реализованы в «моделях Бэнкса». Научно-теоретическую базу поликультурного образования составили идеи культурной антропологии, культурологии, психологии и социальной психологии, педагогики и этнопедагогики, лингвистики. На смену мировоззренческому принципу конфликта культур пришел диалог культур.

          


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 730; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!