Основная часть СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИИ 12 страница



Здесь необходимо было бы рассмотреть и виды общения, но, однако, ввиду того что эта проблема пока еще мало разработана, нам придется лишь указать на некоторые частные его виды. Это информация, помощь, утешение, одобрение, порицание, напоминание, совет, подбадривание и т. д.

Особое значение в раскрытии категории деятельности имеет понимание сущности ошибочных действий человека как проявление того общего «закона о законах», о котором применительно к физиологии писал еще в прошлом веке Джексон и потом говорил И. П. Павлов в своих «Лекциях о работе больших полушарий головного мозга»: «Мы постоянно видим, как нормальное под вредными разрушительными влияниями незаметными переходами превращается в патологическое и как патологическое часто открывает нам, разлагая и упрощая, то, что заслонено от нас, слитое и усложненное, в физиологической норме»1. Я думаю,

1 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. IV, стр. 317.

159


что этот закон в его наиболее общем виде может быть сформулирован так: закон, который не нару. шается, может быть скрыт, а его нарушение всегда способствует его проявлению и познанию.

Ошибка — это объективный результат ошибочного действия, под которым понимается действие, не достигающее поставленной цели1. Изучение ошибочных действий есть и практика для достижения цели, и метод изучения конкретной деятельности. Вместе с тем это и метод изучения личности, так как причины ошибочных действий всегда связаны со свойствами личности как способностями.

Каждая определенная деятельность предъявляет те или иные определяемые ее структурой требования к личности ее выполняющей или ею обучающейся. Структура личности, отвечающая этим требованиям и обеспечивающая качество выполнения деятельности и обучения ею,— это и есть способности к данной деятельности. Структура личности, противоречащая требованиям данной деятельности и способствующая появлению при ее выполнении ошибочных действий, определяет неспособность к данной деятельности.

Системно-структурный анализ позволяет достаточно полно изучить определенную деятельность. Информационно-структурный синтез дает возможность получить достаточно достоверную оценку деятельности конкретной личности. За целостность может быть взято конкретное ошибочное действие конкретной личности. Тогда эти встречные пути анализа и синтеза дают возможность найти зависимость этого ошибочного действия от тех его элементов, которыми будут теперь отдельные психические явления. Но ведь последние это всегда проявления личности и ее особен-

1 См. К. К- Платонов. Психология летного труда, стр. 280— 285.

160


ностей. Значит, здесь информационно-структурный анализ позволит вскрыть связь совершенного ошибоч-ного действия с особенностями личности, его допустившей.

Категория деятельности, являясь в целом функцией человека, имеет и субъективный компонент, который называют идеальной деятельностью. Именно в процессе идеальной деятельности архитектор, «прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове»'. Как мы видели, элементарная идеальная деятельность является одновременно и элементарными общими способностями человека, и формами психического отражения. Являясь функцией личности, она выражается через функцию человека в целом. Об этом и писал В. И. Ленин: «...по каким признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей...»2

До сих пор речь шла о деятельности отдельной личности. Но деятельность личности почти всегда протекает в группе, т. е. в общности. А есть вид деятельности вообще немыслимый для одного человека — это общение. Можно представить себе Робинзона Крузо на необитаемом острове трудящимся, учащимся, играющим. Но общение у него началось только тогда, когда появился Пятница. Более того, труд только потому создал человека в процессе антропогенеза и создает каждую личность в ее онтогенезе, что он требует общения. Человек, даже если он один, всегда действует так, как будто он включен в общность. Еще полнее проявляется общественная природа человека, когда он действует в коллективе. Каждый коллектив является группой, но группа людей только

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 23, стр. 189.

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 423—424.

С-676

161


тогда будет коллективом, когда она объединена вре. менем, местом и целью совместной деятельности, по-лезной для общества и вынесенной за рамки данной группы. Группа людей, цели которых замкнуты внутри группы, является корпорацией. Включение различных видов деятельности личности в деятельность коллектива не только определяет социальное значение выполняемой деятельности, но и социальный уровень направленности личности и ее самосознания. Деятельность корпорации не всегда асоциальна, но всегда по социальному уровню ниже деятельности коллектива.

Группы людей делятся на условные и реальные. Последние различаются не только по их общественному назначению, но и по их величине, внешней и внутренней организации и форме деятельности, которые определяются внешней и внутренней структурой. Социально-психологическая классификация реальных человеческих групп, форм и целей их деятельности показана на схеме стр. 163.

Коллективы обычно не существуют обособленно, они находятся в определенном соподчинении. Сложное соподчинение коллективов (в промышленности это бригада, линия, цех, завод) ставит вопрос об элементарном коллективе, т. е. более уже не делящемся на составные коллективы. Иногда его называют первичным, или основным. Последний термин, на наш взгляд, неудачен, ибо основной коллектив — это группа лиц, наиболее четко связанных между собой по роду своих взаимоотношений и вместе с тем отграниченная от остального общества. Основным учебным коллективом является школа, профтехучилище, техникум, вуз. Основным производственным коллективом является завод, сельскохозяйственным — колхоз или совхоз.

Между основным и элементарным коллективами существует ряд промежуточных коллективов. Их-то

162


Наименование группы

Структура

Форма деятельности

Цели деятельности

Неорганизованные группы Нет или стихийная Самостоятельная или одновременная Личные
Организация Случайная группа, толпа      
Внеш неорганизованные группы Организация производственная учебная партийная комсомольская профсоюзная, армейская, общества Регламентирована извне Определяется как внешней, так и внутренней организацией данной группы Общие
Внутреннеорганизованные группы Корпорации группа бизнесменов религиозная община шайка псевдоколлектив Внутренняя Вместе Личные, через групповые
Коллективы семья Йригада Лригада коммунпстнче-' ского труда коммунистический      коллектив   Совместно Общие вынесенные за пределы группы

мы и называем первичными. Первичный коллектив .определяется его элементарной формальной (официальной) структурой. В этом его отличие от элементарного коллектива, определяемого его неформаль-

»                                            163


ной (неофициальной) структурой. Первичный учебный коллектив — это класс, производственный — бригада. Каждый человек в группе не может находиться ц объективных и достаточно дифференцированных личностных отношениях более чем с 7—12 другими людьми. Отношения, создающиеся в такой группе, и составляют внутреннюю структуру элементарного коллектива.

Формы, структура и, главное, качество деятельности коллектива определяются прежде всего целями, стоящими перед тем большим коллективом, в который он включен. Но они зависят и от сознания его членов, в совокупности и составляющего групповое сознание данного коллектива. К деятельности коллектива относится в той или иной мере все сказанное выше о деятельности отдельной личности. Вместе с тем продуктивность деятельности коллектива всегда больше, чем сумма деятельности всех, отдельно взятых, ее членов.

Личность не только проявляется, но и формируется в деятельности, и в коллективной деятельности этот процесс протекает более успешно, чем в индивидуальной. Этот вопрос требует особого рассмотрения психологической категории «развитие психики».


Глава 6. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ 1. ВРОЖДЕННОЕ И ПРИОБРЕТЕННОЕ

Э. Геккель в книге «Мировые загадки» из семи таковых три относил к психологии: возникновение ощущения и сознания; возникновение мышления и речи; свобода воли. Трудность решения этих загадок во многом осложняется метафизическим методом мышления, неправильным истолкованием самих понятий возникновения и развития, которые или отождествляются, или, наоборот, разрываются, игнорируется их взаимосвязь. Диалектическое мышление видит в двух этих явлениях (а следовательно, и в понятиях) одновременно и их единство, и их противоположность. Возникновение нового — это диалектическое развитие старого, но и развитие — это беспрерывное возникновение нового путем снятия свойств старого.

О явлениях возникновения и развития психики в филогенезе и об отражающих их основных понятиях мы говорили в главе первой. Здесь будет рассмотрена система понятий, отражающих развитие психики человека в онтогенезе, т. е. его сознания, а следовательно, и личности как носителя сознания. Заканчивая систему основных психологических категорий анализом развития психики, надо иметь в виду, что их связь не линейна, она как бы замкнута в кольцо, т. е. раз-

165


витие психики, являясь итогом становления сознания человека, совершенствования личности, ее деятельности, в свою очередь оказывает активное воздействие па все формы психического отражения действительности. Начнем с уточнения ряда близких понятий.

Биологическое — все общее по происхождению (гомологичное), хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно не идентично с природным, т. е. с тем, что существует и развивается в человеке независимо от влияния на него других людей. К врожденному относится все существующее, что созревает и стареет в человеке на основе его прена-тальных (дородовых) свойств. В отличие от этбго прирожденное — это свойственное человеку уже в момент его рождения. Наследственное существует и развивается в человеке на основе генного фонда его родителей. Все то, что возникает и развивается в человеке после его рождения в результате внешних на него воздействий, мы относим к приобретенному. Социальное возникает в человеке как члене общества в процессе антропогенеза и истории человечества, a также в онтогенезе в результате общения с другими людьми.

Более подробное раскрытие этих понятий логично начать с бесспорно всеми противопоставляемых психических приобретенных и прирожденных качеств.

Приобретенное — это все те психические явления, их свойства и особенности, которых не было у новорожденного индивида и которые, следовательно, неприрожденные. Они возникли не в результате созревания врожденного, а появились (но могли и не появиться!) в процессе жизнедеятельности или сознательной деятельности индивида после его рождения.

Прирожденные и приобретенные психические свойства и особенности находятся в сложном взаимодействии не только у одного индивида, но и у разных

166


видов. Во многом помогает понять это взаимодействие наблюдение за животными, развивающимися в изоляции от родителей и других животных их вида (их называют каспер-хаузеровыми животными). При этом даже внешне сходные особенности могут быть в одних случаях прирожденными, в других — приобретенными. Так, пение птиц, как показали исследования английского биолога В. Торма, у одних видов (например, у голубей) врожденно, у других (например, у канареек)— приобретено. А в пении зяблика есть элементы и того и другого. Особое значение здесь имеют недавние исследования австрийского биолога К. Лоренца, введшего понятие запечатление как прирожденное сенсомоторное свойство. Он показал, что утенок, впервые увидевший не движущуюся мать, а, например, прокатившийся рядом мяч, сразу же на основе врожденного инстинкта идти за первым движущимся мимо предметом получает приобретенную стойкую форму поведения идти за мячиком, а не за уткой-матерью. Сосательный и хватательный рефлексы у человека прирожденные. Эмоции, вызванные голодом, холодом (мокротой) и падением, ощущения света, звука и прикосновения — тоже прирожденные. Вот, пожалуй, и все. Все остальное в психике у человека либо приобретенное, либо врожденное.

Врожденного в психике человека значительно больше, чем думают многие психологи и особенно педагоги и философы, находившиеся под влиянием ошибочных вульгарно-социологизаторских взглядов. Они привели к своеобразному «неогельвецианству»'.

Как известно, Гельвеций упрощенно трактовал проблему равенства человеческих умственных способностей в том смысле, что природные задатки у всех

' См. К. К- Платонов. Социальное и биологическое в структуре личности. —■ «Вопросы философии», 1970, № 9, стр. 141 —

167


людей одинаковы. Маркс так резюмировал передовые для своего времени взгляды Гельвеция: «Природное равенство человеческих умственных способностей единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания— вот главные моменты его системы»1.

Д. Дидро, которого В. И. Ленин считал наиболее близким к диалектике из всех французских философов-материалистов, в своем трактате «Систематические опровержения книги Гельвеция «О человеке»» остроумно разбирая основные положения Гельвеция' якобы «грешащие лишь слишком большой общностью», по существу опровергал их. Гельвеций, например, говорил, что «воспитание значит все». Дидро же поправлял его: «Скажите: воспитание значит много» 2.

Как иначе, если не «неогельвецианством», назвать следующие слова: «Каждый здоровый, нормальный человек получает от родителей «полный набор» задатков всех человеческих способностей»3. Подобные мысли высказывал и Э. В. Ильенков. «С нашей точки зрения,— писал он,— все люди, родившиеся с биологически нормальным мозгом... в потенции талантливы, способны, одарены»4. Столь же четко формулирует свои позиции Б. А. Сазонтьев, пытаясь доказать, что «имеются серьезные основания считать всех людей равноценными от рождения и в равной степени одаренными»5. Так что идеи Гельвеция еще живут и

1 К. Марне и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 144.

2 Д. Дидро. Собр. соч. М.—Л., 1935, стр. 215.

3 Б. С. Алякринский. Некоторые аспекты теории летных способностей. — «Авиакосмическая медицина». Труды секции авиационной и космической медицины Московского физиологического общества, 1967, № 1, стр. 222.

4 Э. В. Ильенков. Психика и мозг. — «Вопросы философии», 1968, № 11, стр. 151.

5 Б. А. Сазонтьев. Модель равноценной одаренной личпо-

168


обновляются вопреки данным генетики. Так Н. П. Дубинин пишет, что «можно твердо сказать, что в современном человечестве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей» '.

Неповторимость личности детерминирована не только социальными влияниями, называемыми Н. П. Дубининым «социальной программой», но и записанной в генах генетической программой развития индивида. Глубже понять взаимовлияние этих двух программ или, другими словами, взаимосвязь в личности социального и биологического — насущная задача психологии. Сделать это без структурного анализа личности, без учета ее динамической функциональной структуры пока не удавалось. Эти попытки приводили либо к биологизации личности, либо к ее вульгарной социологизации, либо ограничивались общими словами о «снятии в личности биологического социальным».

Думаю, что изложенная иерархия подструктур личности по степени выраженности в них социального поможет глубже понять взаимосвязь социального и биологического, «Неогельвецианские» взгляды родили в педагогике крылатую фразу. «Нет плохих учеников— есть плохие учителя». Конечно, от учителя очень во многом зависят успехи его подопечных, но успехи учеников неодинаковы и определяются они кроме всего прочего и их способностями. В хорошо мне известной практике авиации эта фраза стоила из-за поздних отчислений «по летному несоответствию» (этим термином маскировали понятие «по неспо-

сти. — «Материалы конференции по проблеме способностей», стр. 7.

1 Н. П. Дубинин. Философские и социологические аспекты генетики человека. — «Вопросы философии», 1971, № 1, стр. 38.

7—1576                                       169


собности») немало разбитых самолетов и жизне" Последних, к счастью, чаще в переносном смысл' слова. Недооценка врожденного в психике человек & и в частности в его способностях, в значительной Met)9' вызвана ошибочным содержанием, вкладывавшимся ! понятие «задаток». Б. М. Теплов еще в 30-х годах как-то сказал фразу: «Способности — это задатки развитии». И хотя сам он от нее впоследствии отказался, она быстро стала крылатой. А отрекся он нее потому, что для ряда способностей нет задатков под которыми понимал он (а за ним и все психологи)' врожденные «анатомо-физиологические особенности» Психического врожденного нет ничего, врожденными бывают только анатомо-физиологические особенности — это убеждение было настолько глубоким, чт0 некоторые психологи не останавливались даже перед своеобразным «редактированием» Маркса. Говоря о задатках, они приводили следующие слова Маркса: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа... он отчасти наделен естественными силами, жизненными силами, является деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков...» !. Но эта оборванная на полуфразе мысль Маркса, как хорошо известно, заканчивается словами: «...и способностей, в виде влечений...»2. И это окончание заставляет вдумчивого читателя по-новому подойти к мысли Маркса в целом.

Как известно, дуалистическое понимание психического, идущее от Декарта и Лейбница, получило на-

1 Педагогическая энциклопедия т. 2. М, 1965, стр. 62.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр.631. В первом издании сочинений (т. III. M.—Л., 1929, стр. 642), по которому эта фраза Маркса цитировалась в Педагогической энциклопедии, оканчивалась так: «...и способностей, в виде инстинктов...»

170


звание психофизический параллелизм. Его сущностью яВляется утверждение наличия двух независимых каузальных (причинных) линий: физической (физиологической) и психической.

Но ведь и получившее распространение понимание соотношения задатков и способностей тоже в конечном счете приводит к утверждению этих двух линий. Одна из них — это анатомо-физиологические свойства, особенности, а следовательно, и способности организма, имеющие задатки как потенциальные возможности их развития, обусловленные в значительной мере генетическим фондом индивида. Второй линией якобы являются психические свойства, особенности и способности личности, не имеющие задатков и тем более обусловленности генетическим фондом; они приобретаются индивидом в процессе постнатального (послеродового) развития. Утверждение, что задатки как некие врожденные, анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы могут значительно облегчать развитие способностей в смысле быстроты продвижения и высоты достижений ', не изменяет сущности взгляда, так как не выходит еще за рамки теории психофизического взаимодействия. А она ведь и в прошлом не раз пыталась обосновать психофизический параллелизм.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!