ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА И ЕГО «ИСТОРИЯ» 26 страница



5 Славяне были известны своим умением сооружать переправы. По данным «Стратегикона» Псевдо-Маврикия, они строили своеобразные плавучие мосты, называемые плотами: γεφυρώματα κατασκευάσαι, ει δυνατόν, τας λεγομένας πλωτάς (Strategicon, IX 16). Ср. Ю. А. Кулаковский. Славянское слово «плот» в записи византийцев. — «Византийский временник», VII, 1900, стр. 112–117; Н. В. Пигулевская. Имя «рус» в сирийском источнике VI в. н. э. — сб. «Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия», М., 1952, стр. 48.

6 Σάος — Сава, приток Дуная.

7 Этот поход аваров датируется 593 годом.

8 Προκλιανή — перевал через Балканы в Нижней Мезии по пути в Маркианополь.

9 Δριζίπερα — город во Фракии.

10 Διδυμότειχον — город во Фракии.

11 Τζουρουλλόν — город во Фракии, северо-западнее Гераклеи, совр. Чорлу в европейской части Турции.

12 Весна 594 г.

13 У Маврикия было шесть сыновей (Феодосий, Тиверий, Петр, Павел, Юстин, Юстиниан) и три дочери (Анастасия, Феоктиста, Клеопатра).

14 Фемистокл (ок. 525–461гг.) — один из крупнейших политических деятелей древней Греции эпохи греко-персидских войн.

15 Τατίμερ — крещеный славянин, бывший на службе у византийцев. («Византиски извори…», стр. 113, н. 43).

16 В храме Софии.

17 ‘Ηλιβακία — левый приток Дуная, совр. Яломица.

18 Πασπίριος, по предположениям, — приток Иливакии («Византиски извори…», стр. 115, н. 49).

19 ...τούς προς τη σκοπη βαρβάρους. Другие чтения: ...προς τη οκ θη... — «бывших на берегу», ...προς τη κώπη..., — «бывших [у него] гребцами».

20 ...σκούλκαν συνηθές τη πατρίω φωνη ‘Ρωμαίος αποκαλεΐν. Ср. сходный термин «разведчик» у Псевдо-Маврикия (Strategicon, I,3): σκουλκάτωρες οι κατάσκοποι λέγονται.

21 В этом рассказе излагается один из эпизодов войны лангобардов против гепидов, закончившейся разгромом последних в 567 г.

22 Σέσωστρις, Σωστρις, Σεσόωσις — греческая транскрипция имени легендарного египетского царя, часто упоминаемого античными авторами (Геродот, Диодор, Лукан, Страбон, Плиний). Ему приписывалось завоевание Азии, значительной части Европы, Нубии, Эфиопии и т. д., а также введение законов и многих обычаев у египтян. Существует предположение, что в образе Сесостриса нашли отражение исторические фигуры двух одноименных египетских фараонов XII династии — Сенусерта I (1980–1934) и Сенусерта III (1887–1849). (В. И. Авдеев. Военная история древнего Египта, т. I, М., 1948, стр. 75).

КНИГА СЕДЬМАЯ

1 Поход Петра датируется 595 годом.

2 ‘Οδησσός — город на побережье Черного моря (ныне Варна).

3 Залдапы, Акис — см. прим. 26 к книге I. Относительно местонахождения г. Скопис (Σκόπις) нет точных данных. Предположительно он находился в Нижней Мезии в районе Маркианополя. См. о нем «Византиски извори…», стр. 117, н. 58.

4 Πιστοΰ φρούριον — крепость в Верхней Мезии.

5 ‘Ιατρός — город в Верхней Мезии, стоявший при впадении реки того же названия (теперь р. Янтра) в Дунай.

6 Λαταρκίου φρούριον — крепость на Дунае между городами Иатр и Новы.

7 Νόβαι — один из наиболее крупных городов, и мощный укрепленный пункт на Дунае в Нижней Мезии, находившийся в 3 км к востоку от современного болгарского города Свиштов. Ныне селение Стаклен. Νόβαι αι άνω — Верхние Новы стояли на месте современного села Бранице, восточнее г. Голубаца в Югославии. (Ф. Баришич. Византиски Сингидунум, стр. 11, н. 44).

8 День памяти мученика Луппа отмечался 23 августа.

9 Θεοδωρούπολις — город в Нижней Мезии.

10 Κουρίσκα — крепость на Дунае к западу от Нов.

11 ‘Άσημον, ‘Άσημα — город и крепость в Нижней Мезии, получивший название от реки, на берегу которой он был расположен (теперь р. Осым в Болгарии). См. «Византиски извори…», стр. 118, н. 61.

12 Проблеме происхождения и древней истории болгар посвящена большая литература. Последние выводы советской исторической науки по этому вопросу даны в «Истории Болгарии», т.I, стр. 54–59, см. также Д. Ангелов и М. Андреев. История на българската държава и право. София, 1955; История на България, т. I. София, 1954, стр. 57–86.

13 Ср. Ilias, XI, 547: ολίγον γόνυ γουνος αμείβων.

14 ...οιά τις επιφυλλις αθεώρητος — выражение поговорочного характера. ‘Επιφυλλίς — небольшая виноградная кисть, прикрытая листьями. В переносном смысле слово употребляется в значении всего дурного. Ср. Aristophanes. Ranae, 91: επιφυλλισες ταυτ’ εστι και στωμύλματα.

15 ... οινω παρεμυθοΰντο το δίψος. В некоторых рукописях — «мочей» (οΰρω).

16 Προ τεττάρων τοίνυν τούτων ενιαυτων. Известно, что патриарх Иоанн Постник умер в начале сентября 595 г. «Бревиарий» Никифора сообщает, что он вступил на патриарший престол при Тиверии 12 апреля 582 г. и занимал его 13 лет и пять месяцев (Nicephori Chronographia brevis. Ed. Dindorff. Bonn, 1839, p. 776).. Следует иметь в виду, что византийский год начинался 1 сентября. Б. Графенауер («Nekaj vprašanj…», p. 63) считает, что приведенные слова Симокаты относятся не к упоминанию о смене главнокомандующих, а ко всему ходу войны, и предлагает новый перевод этого места: «когда война шла уже четыре года». Ср. G. Labuda. Chronologie des guerres…, p. 172.

17 τοις τε νήμασι των Σηρώων — имеются в виду китайские шелковые ткани. «Серы» (Σήρες) — обычное имя китайцев у античных авторов. См. Н. В. Пигулевская. Производство шелка в Византии и Иране в IV в. «Византийский временник», X, 1956, стр. 3.

18 Οι περι την Διβύην Μαυρούσιοι — этим греческим термином (лат. mauri) начиная с III в. до н.э. обозначалось коренное население Северной Африки за исключением Египта (Chr. Courtois. Les vandales et ľAfrique. Paris, 1955, p. 325). Маврусии систематически поднимали восстания против византийского господства. См. З. В. Удальцова. Народные движения в Северной Африке при Юстиниане. — «Византийский временник», V, 1952, стр. 15–48.

19 Геннадий был магистром войск в Африке еще при Тиверии. При Маврикии с учреждением в Африке экзархата он получил звание экзарха, объединявшего в своих руках военное и гражданское управление.

20 Аристотеля.

21 См. Весна 596 г.

22 См. прим. 7.

23 Датой посольства тюрок Маврикию обычно считается 598 год. G. Moravcsik. Byzantinoturcica, I, S. 41–43; Н. В. Пигулевская. Византия на путях в Индию, стр. 209. Иная точка зрения высказана Хауссигом, полагающим, что рассказ Симокатты о завоеваниях тюрок составлен на основе материалов двух тюркских посольств в Константинополь, имевших место в 583 и 600 гг. H. W. Haussig. Theophylakts Exkurs…, S. 276, 383–384.

24 Греческое слово κλίμα имело значения: «склон», «наклонение неба к полюсу», «страна света», «широта», а также «область», «местность», «страна». В Византии слово κλίμα могло употребляться для обозначения определенного административного района, округа. (См. Theoph. Sim.,III, 12, 11). τα της ‘Αρμενίας κλίματα. V, 8, 1: κλίμα Χναιθας λεγόμενον. Ср. производный термин «климатарх» (κλιματάρχης — Theoph. Sim., III, 9, 9; IV, 7,11) Употребление выражения «Семь климатов» можно сопоставить с обычным для восточных народов представлением о разделении всей обитаемой земли на семь областей. С этим связано и употребление титула «повелитель семи климатов». См. об этом E. Honigmann. Die sieben Klimata und die πόλεις επίσημοι. Heidelberg, 1929, S. 8, 108; H. W. Haussig. Theophylakts Exkurs…, S. 317–325.

25 Название Ταυγάστ относилось: 1) к Северному Китаю в целом (ср. Тагбач, Таугач, Тамгач — обычное обозначение Китая в тюркских источниках); 2) к главному городу Северного Китая. Подробно об этом см. Н. В. Пигулевская. Византия на путях в Индию, стр. 210; H. W. Haussig. Theophylakts Exkurs…, S. 339, 388–390; J. A. Boodberg. Theophylactus Simocatta on China. — «Harward Journ. of Asiat. Stud.», 3, 1938, p. 223–243.

26 Τίλ имеется в виду р. Тарим в Северо-Западном Китае.

27 Ουαρ και Χουννί. Χ.В. Хауссиг, разбирая вопрос о происхождении европейских аваров, считает, что настоящий рассказ Симокатты заимствован им из недошедшей до нас части исторического труда Менандра, который отождествляет европейских аваров с так называемыми вархонитами (ουαρχωνιται). Под «уар» Симокатты — этническим наименованием, встречающимся в ряде армянских, тюркских и китайских источников, следует подразумевать народность, занимавшую области в Северном Афганистане в районе г. Кундуз. Термин «хунни» относится к гуннским племенам, осевшим в Бактрии. См. об этом H. W. Haussig. Theophylakts Exkurs…, S. 304–305, 345–362, 413–429.

28 Βαρσηλτ και Ουνουγοΰροι και Σαβίροι — гуннские племена, жившие на Северном Кавказе. Оногуры первоначально селились по рекам Сырдарье, Или, Чу. Продвигаясь на запад, часть их осела на Северном Кавказе, другие же, пройдя вдоль северных берегов Черного моря, вторглись в Дакию, Мезию, Фракию. Местом расселения сабиров был Дагестан. G. Moravcsik. Byzantinoturcica, т. I , S. 40; H. W. Haussig. Theophylakts Exkurs…, S. 364.

29 ‘Ικάρ — местечко в юго-западной части бассейна р. Тарим.

30 «Золотая гора» (Χρυσούν ορος), называемая Менандром ‘Εκτέλ («Excerpta de legationibus...», p. 207), ‘Εκτάγ (ibid., p. 193), — резиденция кагана тюрок, находилась близ г. Куча, к северу от р. Тарим.

31 Χουβδάν (Χουμαδάν). По мнению ряда исследователей, этим словом источники обозначали г.Чанг-ан, столицу Китая. Н.В. Пигулевская. Византия на путях в Индию, стр. 211; A. C. Moule. Christians in China before the year 1550. 1930, p. 45, 48; Heyd. Histoire du commerce de Levant, 1885, p. 16. Хауссиг ( «Theophylakts Exkurs…», S. 391–394) полагает, что слово «хубдан» не относилось к какому-либо определенному китайскому городу, но означало резиденцию китайского императора вообще.

32 ...εις Σιγγαν την νησον. По данным югославских исследователей, этот остров находился поблизости от селения Винче под Белградом. (Ф. Баришич. Византиски Сигиндунум, стр. 11, н. 46).

33 ...επί τα Κωνσταντίολα — селение на Дунае недалеко от Сингидуна.

34 Симокатта допускает неточность. В данном случае речь может идти о Саве и Дунае, так как Драва впадает в Дунай значительно выше Сингидуна.

35 596 г.

36 ...εις τας λεγομένας Βόγκεις — город в провинции Далмации. Этот поход аваров датируется 597 годом.

37 С 598 г. до осени 599 г.

38 Девятнадцатый год правления Маврикия с 14 августа 600 г. по 13 августа 601 г.

39 Осада Томиса продолжалась в течение осени 599 — зимы 600 г.

40 Весна 600 г.

41 ...πέπερι τε εξέπεμψε και φύλλον ‘Ινδικον κασίαν τε και τον λεγόμενον κόστον. Κασία — корица; κόστον — корень растения, вывозимого, как и «индийский лист», из Индии. О торговле пряностями в Византии см. Н. В. Пигулевская. Византия на путях в Индию, стр. 97, 106–107.

42 Νικόπολις — город в Нижней Мезии, стоявший близ современного селения Стари Никип в Болгарии. («Византиски извори…», стр. 122, н. 76).

43 См. прим. 5.

44 Димы представляли собой организации населения, создававшиеся по территориальному принципу (по городским кварталам). Димы возглавлялись старейшинами, носившими различные названия: димархи, диойкеты, приматы, архигеронты и т. д. Обладая широкими военными, хозяйственными и религиозными функциями, димы в V–VII вв. играли выдающуюся роль в политической жизни Византии. Из наиболее важных работ о византийских димах см. А. П. Дьяконов. Византийские димы и факции (τα μέρη) в V–VII вв. — «Византийский сборник», М.—Л., 1945; М. В. Левченко. Венеты и прасины в Византии в V–VII вв. —«Византийский временник», I, 1947; Н. В. Пигулевская. К вопросу о борьбе демов в ранней Византии. — «Византийский временник», V, 1952; Н. В. Пигулевская. Византия и Иран…, стр. 129–164, 169–175; М. Я. Сюзюмов. Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточно-Римской империи IV в. — «Ученые записки Уральского ун-та», XI, 1952; Ф. И. Успенский. Партии цирка и димы в Константинополе. — «Византийский временник», I, 1894; S. Manoylovič. Le peuple de Constantinople de 400 à 800 après J. C. — «Byzantion», XI, 2, 1936; J. Janssens. Les Bleues et les Verts sous Maurice, Phocas et Heraclius. — «Byzantion», XI, 1936; H. Grégoire. Maurice le Marcioniste, empereur arménien et vert. — «Byzantion», XIII, 1938.

45 См. прим. 24 к книге IV.

46 Мир был заключен в начале лета 600 г.

47 Греческая буква Δ.

48 Иоанн Лид (VI в.) — византийский писатель, занимавший видные государственные должности при дворе Анастасия и Юстиниана. Из его сочинений до нас дошли «О месяцах» (Περι μηνων), «О должностях римского государства» (Περι αρχων της ‘Ρωμαίων πολιτείας), «О чудесах» (Περι διοσημειων).

49 Гелланик Митиленский — древнегреческий историк V в. до н.э., автор сочинений по истории Аттики, Аргоса, Беотии, Фессалии и др.; Кадм из Милета — один из древнейших логографов VI в. до н.э.; Гекатей из Милета (конец VI — начало V в.) — греческий географ и историк. Ему принадлежат «Землеописание» и «История» в четырех книгах. Произведения названных авторов утрачены.

50 Геродот (ок. 484–425 гг.) — один из крупнейших историков древней Греции, автор «Истории греко-персидских войн» в девяти книгах. О Ниле у Геродота — II, 19–34.

51 Ксенофонт (ок. 430–355/4 гг.), Фукидид (460–396 гг.) — выдающиеся древнегреческие историки.

52 Эфор из Кумы в Эолии (ок. 405–330 гг.) — автор не дошедшего до нас исторического труда в 30 книгах, отличавшегося особенно интересной географической частью; Феопомп с острова Хиоса (IV в. до н.э.) — греческий историк, написавший «Историю Греции» с 410 по 394 г. Из его сочинения сохранились лишь отрывки.

53 Птолемей II Филадельф (285–245 гг.) — один из представителей династии Птолемеев в Египте. О его походе в Эфиопию сообщает также Диодор Сицилийский (I, 37). Однако точных данных об этом походе источники не сохранили. И.Г. Дройзен («История эллинизма», т. III, М., 1893, стр. 61, прим. 17) предполагает, что он был в 255 г. до н.э.

54 Семь мудрецов (οι επτα σοφοί) древней Греции, жившие в VΙΙ–VI вв., — Питтак из Митилены на Лесбосе, Солон Афинский, Клеовул с острова Родоса, Периандр из Коринфа, спартанец Хейлон, Фалес из Милета и Биас из Приены в Карии.

55 Анаксагор из Клазомен в Малой Азии (ок. 500 — ок. 428 гг.) — древнегреческий философ и ученый, автор сочинения «О природе», сохранившегося в фрагментах.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!